Через восемьдесят лет после Кабота начал свои
исследования Мартин Фробишер (1535–1594) Он вплотную занялся проблемой
поисков западного пути в Китай. Фробишер происходил из богатой семьи и
еще мальчиком проявлял интерес к морю. Когда ему было всего девять лет,
он был взят родственником на корабль, шедший к берегам Гвинеи. В
тридцать лет Фробишер уже был капитаном и служил в Ирландии.
В 1576 году ученый Хэмфри Джильберт, купец Майкл Лок
и Мартин Фробишер снарядили экспедицию. Фробишер был организатором и
практическим руководителем ее.
Экспедиция отправилась на двух шхунах — „Габриэль" и
„Майкел" — и одной галере. Водоизмещение обоих кораблей едва достигало
50 тонн, а команда состояла из тридцати пяти человек.
Не успели они отплыть от Шетландских островов, как
разразилась буря, и галера погибла. Вскоре после этого команда „Майкела"
решила бежать и повернула обратно. Фробишер продолжал путь на
„Габриэле" и достиг Гренландии (около 62° северной широты). Обогнув
Гренландию с юга, он поплыл на запад до залива на Баффиновой Земле,
названного потом его именем.
К северу лежал сплошной лед, поэтому Фробишер
попытался проникнуть в глубь залива, но у острова Бэтчер льды снова
остановили его. В это время на берегу появились туземцы, с которыми
Фробишер начал торговлю.
Но однажды туземцы заманили пятерых матросов на берег и взяли их в плен. Фробишер был вынужден вернуться домой без них.
Он привез с собой несколько образцов „черной земли", то есть руды. В Англии распустили слух, что эта руда содержит золото.
Королева Елизавета дала 1000 фунтов стерлингов на
организацию новой экспедиции в составе „Майкела", „Габриэля" и военного
корабля „Эйд". Корабли снова достигли залива Фробишера и вернулись с 200
тоннами руды.
Руда была выгружена в Англии. Специалисты потратили
много времени и энергии на ее исследование и на попытки извлечь из нее
золото, которого там не оказалось. Королева заявила, что она не верит в
негодность руды, дала ей почетное имя „неизвестный металл" и приказала
снарядить новую большую экспедицию.
Новая экспедиция отправилась из Англии в 1578 году и
снова подошла к Гренландии, где Фробишер ненадолго высадился. Между
Гренландией и заливом Фробишера суда попали в шторм, и один корабль
погиб. Уцелевшие суда занесло в широкое, никому еще не известное
пространство воды, уходившее на запад. Фробишер тотчас же вновь
загорелся желанием открыть проход в Китай. Но он был связан заданием
королевы. К тому же погода была скверная, а люди его были отнюдь не в
восторге от перспективы следовать за ним на край света. Он проплыл 100
километров по неизвестной полосе воды, которая, без сомнения, была
нынешним Гудзоновым заливом, и вернулся в залив Фробишера. Здесь
экспедиция добыла очень много руды и даже сделала попытку основать
колонию. Но зима наступила раньше обычного. Пошел снег, бухта начала
замерзать, медведи стали подходить совсем близко к лагерю. Все это
заставило отложить постройку колонии и ускорить отплытие в Англию.
Корабли привезли 1300 тонн руды. На нее было затрачено много денег, сил и человеческих жизней, затем ее выбросили.
Экспедиции Фробишера, если судить по их
непосредственным результатам, не принесли большой пользы: они ничего не
дали для торговли и очень мало для науки. Но они сыграли огромную роль в
пробуждении интереса к Северо-западному проходу в Китай и Индию.
Фробишер был хороший моряк и опытный капитан. Он стяжал себе славу как один из руководителей английского военного флота.
После неудачного плавания в Новый Свет он отправился
в экспедицию с известным английским пиратом и путешественником
Фрэнсисом Дрейком в Вест-Индию и участвовал в походе эскадры против
испанской „Непобедимой армады". В 1592 году он командовал флотом Уолтера
Рэйли, направленного к берегам Испании.
Фробишер умер в 1594 году от раны, полученной при атаке французского порта Брест. |