Петр Алексеевич (1672–1725), русский царь
(1682–1721) и император (1721–1725), вошел в историю России и ее
мореплавания, как основатель русского регулярного военного флота,
адмирал, мореплаватель и кораблестроитель. Было бы несправедливым,
упомянув об исключительно важной роли в развитии мореплавания
португальского монарха Генриха Мореплавателя, не упомянуть российского
венценосца, которому наша страна обязана статусом великой морской
державы.
С царствованием Петра I (1689–1725) связан новый
этап в развитии русского мореплавания. Строительству флота и борьбе за
свободные выходы России к морю, организации торговли с заморскими
странами Петр I уделял много внимания. Он мечтал о пути через Каспийское
море в Индию, о морском походе на Мадагаскар, о достижении Северным
морским путем Китая и Индии.
Стремясь превратить Россию в великую морскую
державу, Петр заказывал военные корабли за границей и развивал
отечественное судостроение. Он сам учился кораблестроению и в России и
за границей. Привлекая из-за границы опытных мореходов, он в то же время
для создания отечественных кадров в 1701 году открыл в Москве
навигационную школу, впоследствии переведенную в Петербург.
«Заболел морем» он еще в детском возрасте. В 1688
году шестнадцати лет от роду он нашел старый ботик (названный ныне
«дедушкой русского флота»), на котором учился плавать по реке Яузе и
Измайловскому пруду (под Москвой). В 1689–1692 годы построил на
основанной им на Переяславском озере верфи первый военный корабль. В
1693 году он впервые побывал на Белом море. Петр отправился в
Архангельск, где осмотрел иностранные суда и велел построить два
корабля. В дальнейшем началось строительство в Архангельске и военных
судов.
Архангельск был выбран Петром I не случайно.
Во-первых, на Белом море легко было найти мастеров и мастеровых для
постройки флота. Поморы к этому времени достигли совершенства в
судостроении, но они специализировались на постройке промысловых и
торговых судов, приспособленных для плавания среди льдов.
А Петру нужны были военные и торговые корабли,
пригодные для плавания по открытому морю в бурную погоду. Поэтому он
строжайше запретил строительство в Поморье судов поморского типа (кочей)
и приказал строить только «новоманерные» суда.
Во-вторых, в бассейнах рек, впадающих в Белое море,
было много строевого леса, годного для постройки больших кораблей.
В-третьих, Архангельск достаточно удален от соседних государств, и Белое
море является полностью внутренним русским морем.
Развитие строительства военных судов в Архангельске
было важно еще потому, что построенные здесь корабли направлялись в
дальнейшем на Балтийское море. Трудный для парусных судов переход из
Белого моря вокруг Скандинавии в Балтийское море служил прекрасной
школой для моряков молодого русского военного флота.
В 1694 году летом под именем Петра Алексеева царь
плавал в Белом море в качестве шкипера. Весной 1696 года, командуя
галерой «Принципиум», он спустился от Воронежа до устья Дона и принимал
участие в осаде турецкой крепости Азов.
20 октября 1696 года он провел через Боярскую Думу
предложение «Морским судам быть…». Эта дата ныне чествуется, как День
основания русского регулярного военно-морского флота. С 1697 года Петр
проходил морскую службу под именем Петра Михайлова. В 1697–1698 годы
совершил большое заграничное путешествие, в Голландии изучал
кораблестроение и навигационное дело; получил звание корабельного
мастера; не будучи удовлетворен постановкой дела в Голландии, посетил
для дальнейшего усовершенствования в корабельном деле и навигации
Англию. В 1699 году в чине капитана плавал в Азовском море, командуя
кораблем «Отворенные Врата». В 1701 году учредил в Москве Школу
математических и навигацких наук. Летом 1702 года снова плавал в Белом
море. В 1703 году заложил Петербург, сделал промер фарватера у острова
Котлин и указал место для постройки крепости. В 1706 году был произведен
в капитан-командоры. В 1709 году плавал в Азовское море, в 1710–1713
годы — в Финском заливе в чине контр-адмирала. В 1714 году руководил
русским флотом, разбившим шведский флот у Гангута; за победу был
произведен в вице-адмиралы. В 1715 годы учредил в Петербурге Морскую
Академию. В 1715–1720 годы послал экспедицию для исследования Каспия.
Начиная с 1713 года, Петр посылал мореходов и геодезистов для
исследования Охотского моря и Курильских островов.
Одновременно Петр думал и о пути в Индию через
Каспий, а потому организовал ряд экспедиций для изучения этого моря. По
его приказу Александр Бекович-Черкасский в 1715 году пересек Каспийское
море, высадился у Красноводска, произвел топографическую съемку
побережья и собрал сведения о древнем русле реки Амударьи. В 1719–1720
годы Федор Соймонов, Карл Верден, Василий Урусов вели съемку берегов
Каспийского моря и измеряли глубины. В результате этих работ была
составлена первая отражающая действительность карта Каспийского моря.
Не забывал Петр и дальневосточных окраин России.
В 1711 году Данила Анциферов вместе с Иваном
Козыревским перебрался с Камчатки на северные Курильские острова. В 1712
и 1713 годы Козыревский во главе отряда казаков вновь побывал на
Курильских островах, сделал описание и составил схематические карты.
Кроме того, он собрал сведения о Японии и о морских путях к ней.
В 1713 году Семен Анабара и Иван Быков открыли в Охотском море Шантарские острова.
В это время путешествия на Камчатку совершались
только по суше. Петр обещал большую награду за открытие морского пути к
ней. И вот в 1716 году Кузьма Соколов и Никифор Треска на построенной в
Охотске ладье совершили два плавания к Камчатке, перезимовали на ней и
вернулись в Охотск. Соколов составил карту своего плаванья.
До этого времени карты, составляемые мореходами,
были глазомерными — весьма неточными. В 1719 году Петр послал на Дальний
Восток двух геодезистов — Ивана Евреинова и Федора Лужина, досрочно
выпущенных из Морской Академии.
Они посылались:
«…до Камчатки и далее, куда вам указано, и описать тамошние места, где сошлася ль Америка с Азиею…»
В 1721 году они прошли на ладье от Камчатки на
юго-запад и описали четырнадцать Курильских островов до острова Симушир
включительно.
Результаты работ Евреинова и Лужина не удовлетворили
Петра. Он мечтал об освоении русскими морских торговых путей в Японию,
Китай и Индию. Северный морской путь мог бы быть кратчайшим и, кроме
того, полностью проходить по отечественным водам. Русским людям
принадлежит и самая идея Северного морского пути и проекты его
практического освоения.
Осенью 1724 года, спасая у Лахты людей, государь
смертельно простудился. Несмотря на тяжелую болезнь, он приступил к
организации Первой Камчатской экспедиции, основной целью которой
постановил — искать, где Азия «сошлась с Америкой».
Это решение было не пустой блажью скучающего
монарха. Мысль о научном завершении и государственном закреплении трудов
землепроходцев на всем пространстве исследований зародилась в то время,
когда в русском флоте появились люди, в достаточной степени
подготовленные к столь важному и нелегкому делу.
Начатое Петром I строительство кораблей в
Архангельске вызвало необходимость дальних плаваний русского флота из
Белого моря на Балтику вокруг Скандинавии. В этих походах получило
морскую практику большинство участников Великой Северной экспедиции,
задуманной дальновидным Петром незадолго до смерти и осуществленной
славной плеядой «птенцов гнезда Петрова».
Мысль была правильна и вполне отвечала интересам
страны, однако, прежде чем предпринимать подобную экспедицию, следовало
убедиться в существовании выхода из Ледовитого океана в Тихий.
Дело в том, что пренебрежительное отношение правящих
кругов допетровской Руси к мореходству и открытиям поморов привело в
конце концов к печальным последствиям. Документы о плаваниях и открытиях
были рассеяны по канцеляриям сибирских воевод, а в Москве и Петербурге
позабыли, что значившийся на картах загадочный Анианский пролив между
Азией и Америкой давным-давно пройден русскими. В то время как
зарубежные географы оспаривали самое существование пролива, челобитная
С. И. Дежнева с извещением о плавании через пролив лежала под спудом
казачьих «отписок» в Якутском архиве.
Русские люди всегда отличались отвагой и любовью к
морю. Выращенные Петром кадры моряков дали миру новых Колумбов. Плавание
геодезистов Лужина и Евреинова вдоль Курильской гряды, плавание Беринга
и Чирикова, а вслед за ним плавание подштурмана Федорова и геодезиста
Гвоздева к проливу между Азией и Америкой, походы через Охотское море в
Японию, через Тихий океан из Камчатки в Америку — вот летопись
героических дел, совершенных русскими людьми в первой половине XVIII
века. Венцом их были Великая Северная и Вторая Камчатская экспедиции.
Впервые мысль о возможности плавания сквозь льды на
восток подал Петру I в 1713 году в своей «Пропозиции» Федор Салтыков.
Эту же мысль повторил Петру его советник по флотским делам
капитан-лейтенант Ф. И. Соймонов, просвещенный моряк, немало сделавший
для развития отечественного мореплавания, в частности, на Тихом океане.
Летом 1722 года, в дни персидского похода на привале в Казани, где зашел
разговор о богатствах Камчатки, Шантарских и Курильских островов,
открытых казаками, Соймонов посоветовал Петру:
«А как вашему величеству известно, сибирские
восточные места и особливо Камчатка от всех тех мест и филиппинских и
нипонских островов до самой Америки по западному берегу не в дальнем
расстоянии найтиться можно. И потому много б способнее и безубыточнее
российским мореплавателям до тех мест доходить возможно было против
того, сколько ныне европейцы почти целые полкруга обходить принуждены».
Карты северной части Тихого океана, составленные в
странах Западной Европы, изобиловали нелепостями. Например, Курильская
гряда упиралась в мифические земли Компании и Штатов. Между ними и мысом
Мендосино в Калифорнии была изображена так называемая «Земля Гамы» —
остров несметных сокровищ, якобы открытый в 1643 году никому неведомым
мореплавателем Жуаном да Гамой и положенный на карту моряками
голландского брига «Кастрикум».
Спустя семьдесят три года после похода Дежнева все
началось сызнова. Петр сам занялся подбором людей, которым предстояли
поиски пролива. По свидетельству А. К. Нартова, бывшего при Петре
дворцовым (придворным) «механиком и токарного искусства учителем»,
решение об экспедиции было принято при следующих обстоятельствах:
«…Петр Великий за несколько недель до смерти
сочинил и написал собственною рукою наказ Камчатской экспедиции, которая
долженствовала проведывать и отыскивать мореходством того, не
соединяется ли Азия к северо-востоку с Америкою, отдал оный наказ
генерал-адмиралу Апраксину. Призванному к себе генерал-адмиралу, вручив,
говорил следующее: „Худое здоровье заставило меня сидеть дома; я
вспомнил на сих днях то, о чем мыслил давно и что другие дела
предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и
Индию. На сей морской карте проложенной путь, называемый Аниан, проложен
не напрасно. В последнем путешествии моем в разговорах слышал я от
ученых людей, что такое обретение возможно. Оградя отечество
безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу
государству через искусства и науки. Не будем ли мы в исследовании
такого пути счастливее голландцев и англичан, которые многократно
покушались обыскивать берегов американских? О сем то написал инструкцию;
распоряжение же сего поручаю, Федор Матвеевич, за болезнию моею, твоему
попечению, дабы по сим пунктам, до кого сие принадлежит, исполнено
было"».
Инструкция, о которой говорил Петр, была написана им 23 декабря 1724 году, за пять недель до смерти. Она гласила:
«1. Надлежит на Камчатке или в другом тамож месте сделать один или два бота с палубами.
2. На оных ботах возле земли, которая идет на норд,
и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть
Америки.
3. И для того искать, где оная сошлась с Америкой; и
чтоб доехать до какого города Европейских владений, или ежели увидят
какой корабль Европейской, проведать от него, как оной кюст называют и взять на письме, и самим побывать на берегу, и взять подлинную ведомость, и поставя на карту, приезжать сюды».
Петру не удалось дожить до осуществления его
замыслов. За три недели до смерти в январе 1725 года он назначил
руководителем экспедиции датчанина, находившегося на русской службе, —
Витуса Беринга. |