В этом выражении — весь Тур Хейердал, сочетающий в
себе черты совершенно современного и прогрессивного ученого и дикаря,
восторженно преклоняющегося перед величием природы и обожествляющего
Небо и Океан…
Наверное, мы в самом начале нашей книги слегка
погрешили против истины, когда предположили, что первым судном был Ноев
ковчег. Все-таки ковчег был богоданным нововведением, а первым
изобретением прачеловека был все же плот. Много позже появились античные
галеры с многоярусными гребными палубами, на смену бесштеневым баркам и
джонкам пришли суда, имевшие киль и шпангоуты, а в носовой части —
форштевень; а столетия спустя моря и океаны стали бороздить трехмачтовые
каравеллы и галионы, которые открыли дорогу следующему поколению
кораблей с косо вздымающимся бушпритом, удлиненным утлегарем. А в XIX
веке с появлением клиперов началась эра самых быстроходных парусных
судов, а на смену парусникам-птицам пришли чудесные паровые гиганты и
роскошные лайнеры, владельцев которых манила заветная мечта стать
обладателем «Голубой ленты Атлантики». Прошло немного времени, и пароход
сошел со сцены, уступив место теплоходу, газотурбоходу, атомному
ледоколу и атомной подводной лодке…
Но вначале всех начал был плот — первое плавучее
транспортное средство, созданное руками человека. Именно плот, а вовсе
не долбленый челнок. Ведь постройка долбленого челнока весьма трудоемка.
Она требует обработки дерева с помощью острых каменных орудий и огня.
Но если под руками есть вдоволь леса, особенно
таких чудесных деревьев, как бальса (или бальзовое). «Бальсас» — так
называли плот аборигены Перу. На таких плотах, идущих под парусом,
плавали вплоть до XVIII века. И где? Не в тихих лагунах, а в тропических
водах Тихого океана! Самые большие бревенчатые плоты могли поднять до
50 человек. В средней части бальсас имел двуногую мачту с прямоугольным
парусом. Основу плота составляли крепко связанные между собой бальсовые
бревна. Их располагали подобно трубам в органе: самое длинное бревно — в
середине. Поверх фундамента укладывали настил из тонких бревен, на нем
крепились низкие перила. Вся конструкция стягивалась тросами. Посредине
плота ставили бамбуковую хижину. Вместо руля использовали деревянные
выдвижные кили — гуары, которые просовывали в щели между бревен и
попеременно погружали их в воду или поднимали. Плот можно было
поворачивать как угодно. И самое главное — на таких плотах можно было
плыть куда угодно.
На этих плотах плавали еще инки. На них они
переселялись с одной земли на другую. Не страшась ни бурь, ни
неизвестных морских течений, ни ужасных морских чудищ. И плыли, как
поется в стариной полинезийской морской песне, «под парусом всегда на
восток, навстречу восходящему солнцу».
Из путешествий, которые совершили в течение
последних двух десятилетий ученые, моряки и просто любители
необычайного, пожалуй, два выделяются своей целенаправленностью: это
«Путешествие на „Кон-Тики"» Тура Хейердала с товарищами и, конечно,
единственное в своем роде путешествие «по своей воле» французского врача
Алена Бомбара.
Тур Хейердал родился в 1914 году в Ларвике на
севере Норвегии и учился в университете Осло на факультете зоологии и
географии. Воевал с фашизмом.
В 1936 году он вместе с женой совершил путешествие
на остров Фатухива в Маркизском архипелаге Тихого океана и был очарован
природой этих мест и местной полинезийской культурой. Он обратил
внимание на несомненное сходство облика местных жителей с внешностью
перуанских инков. У него возникла мысль, что заселение островов Тихого
океана инками происходило водным путем, на плотах из бальсового дерева.
Тогда же у него зародилась идея совершить плавание
на аналогичном плоту. Тур Хейердал имел совершенно определенную цель —
доказать свою гипотезу об американском происхождении предков жителей
Полинезии. Плот «Кон-Тики», построенный норвежским исследователем Туром
Хейердалом, был точной копией древних перуанских бальсовых плотов, на
которых когда-то прибрежное население Перу занималось рыболовством и,
возможно, ходило в дальние плавания.
В 1947 году на хорошо оснащенном и снабженном всем
необходимым плоту, с группой единомышленников Хейердал совершил научный
подвиг. Он доказал, что одним из путей расселения человека на острова
Полинезии мог быть восточный вариант и что бальсовые плоты —
свидетельство высокой техники и знаний людей, живших задолго до нас, —
могли служить для этих целей с большим успехом.
Теория Хейердала подкрепилась великолепной по
организации практикой. Все участники плавания вернулись живыми и
здоровыми, с массой впечатлений и новым представлением об океане и его
обитателях, физически окрепшими и всемирно прославленными, в первую
очередь на своей родине.
В 1969 и 1970 годы он совершил еще одно плавание по
Атлантическому океану на точных копиях древнеегипетских папирусных
судов «Ра-I» и «Ра-II» с интернациональным экипажем из ученых, врачей,
журналистов.
А в 1978 году на тростниковой лодке «Тигрис»,
точной копии древне-шумерских судов, он отправился через Персидский
залив к Оману и затем к Пакистану, и по Индийскому океану к Джибути. Это
путешествие, продлившееся 5 месяцев, имело целью смоделировать процесс
заселения этого региона древнейшими жителями Земли.
В 1980–1990-х годах Хейердал проводил
археологические изыскания на Мальдивских островах, раскапывал район
пирамид Тукума в Перу. Живет он постоянно на Тенерифе и ведет самый
активный образ жизни. |