В 1763 году великий русский ученый Михаил Васильевич
Ломоносов разработал план освоения кратчайшего морского пути от
Северной Европы в Тихий океан. Он предполагал, что летом вдали от
берегов (500–700 верст) Ледовитый океан свободен от тяжелых льдов и суда
могут перейти от Шпицбергена к Камчатке через Полярный бассейн и
Берингов пролив. По инициативе Ломоносова в 1764 году была организована
секретная правительственная «Экспедиция о возобновлении китовых и других
звериных и рыбных промыслов», начальником которой был назначен военный
моряк Василий Яковлевич Чичагов.
В. Я. Чичагов (1726–1801) морскому делу обучался в
Англии. Он поступил на морскую службу в 1742 году. Назначенный в 1764
году помощником главного командира Архангельского порта, он дважды (в
1765 и 1766 годы) направлялся с тремя кораблями из Колы в «секретную
экспедицию» для отыскания «морского прохода Северным океаном в
Камчатку», но из-за льдов мог достичь только 80°2 северной широты.
Задание было: «учинить поиск морского проходу
Северным океаном в Камчатку». Предполагалось, что он встретится в Тихом
океане с другой секретной экспедицией — П. К. Креницына. Летом 1764 года
лейтенант Михаил Немтинов отправился с флотилией для оборудования базы
на Западном Шпицбергене, у залива Бельсунн, на случай вынужденной
зимовки экспедиции. При базе оставлен был Моисей Рындин с партией в 16
человек. Тогда же в Архангельске начали строить три судна для полярного
плавания. Командирами их, кроме Чичагова, были назначены Василий Бабаев и
Никифор Панов.
В мае 1765 года все три судна вышли из Колы на
северо-запад. Пройдя западнее Шпицбергена, они достигли в начале августа
80°26 северной широты, не могли дальше пробиться через льды и повернули
в Архангельск В 1766 году Чичагов повторил попытку пройти через
Полярный бассейн в Тихий океан. Тем же путем он 18 (29) июля 1766 года
достиг 80°30 северной широты, но опять вынужден был отступить перед
непроходимыми льдами.
На обратном пути Бабаев зашел в Бельсунн, чтобы
забрать оставленных на базе зимовщиков во главе с Рындиным. Немтинов
должен был сменить их еще летом 1765 года, но из-за тяжелых льдов не мог
войти в Бельсунн. Зимовщики, среди которых было много больных цингой,
дали знать в Архангельск о своем бедственном положении через кормщика
Василия Меньшикова, который осенью 1765 года на простом промысловом
карбасе перешел от Шпицбергена в Архангельск, совершив настоящий подвиг.
Но раньше лета 1766 года Чичагов не мог помочь людям Рындина. Когда же
Бабаев вошел в Бельсунн, половина зимовщиков уже умерла Остальные вместе
с Рындиным были доставлены в Архангельск.
«С морской точки зрения обе экспедиции Чичагова
были проведены безукоризненно. Три парусных корабля среди льдов, в
штормах и туманах все время держались вместе. Что же касается маршрута,
предложенного Чичагову, то теперь мы знаем, что задача, поставленная ему
Ломоносовым, невыполнима».
(Н. Зубов)
Впоследствии В. Я. Чичагов был главным командиром
портов Архангельского, Ревельского и Кронштадтского. По смерти адмирала
Грейга, Екатерина II поручила Чичагову командовать флотом в войне со
шведами (1789–1790), и он одержал три блестящих победы над более сильным
неприятельским флотом — близ острова Эланда, на Ревельском рейде и близ
Выборга, — взял в плен множество кораблей, фрегатов и других судов,
более 5000 солдат и до 200 офицеров с контр-адмиралом во главе. Это
принудило Густава III к скорейшему заключению мира. |