Ученый, философ, врач, музыкант Жил в Средней Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях.
В философии продолжал традиции арабского
аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения
«Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений», «Книга знания»,
энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной
науки» (в 5-ти частях).
На Востоке его называли «аш-Шейх» Мудрец, Духовный
Наставник, или «ар-Раис» Глава, Правитель, более же всего он был
известен под именем объединяющим оба эпитета, «аш Шейх ар Раис». У него
было еще одно почетное звание «Худжат аль-Хак», то есть Авторитет
Истины. А на Западе, в средневековой христианской Европе, он прославился
под латинизированным именем Авиценна.
Абу-Али аль-Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина — полное имя великого ученого и философа.
Родился аш-Шейх ар-Раис в 980 году в одном из селений
близ Бухары Его отец — чиновник по финансово-податной части был не
лишен научных и философских знаний и был связан с исмаилитскими кругами.
По своему философскому содержанию исмаилитское учение представляло
собой синтез античной мудрости и религиозно-философских воззрений
Востока. По разговорам дома с приезжавшими из фатимидского Египта
исмаилитами, он, по его словам, еще в детском возрасте приобщился к
некоторым философским понятиям.
Об этом он рассказывал своему ученику так «Отец был
среди тех, кто откликнулся на проповедь египтян, и стал считаться
исмаилитом. Он, а с ним и мой брат, слушал их рассуждения о душе и
разуме как об этом говорят и как это понимают они сами. Иногда, бывало,
они обсуждают эти вопросы между собой, а я прислушиваюсь к ним, понимаю,
о чем говорят, но душой не принимаю, и они начинают меня убеждать.
Заводили они также разговоры о философии, геометрии и индийском счете».
Беседы эти происходили в Бухаре, когда переселившийся
сюда вместе с семьей Абу-Али уже получил первоначальное образование,
изучив, в частности, Коран и словесные дисциплины к десяти годам столь
основательно, что ему «диву давались». Овладев затем основами
мусульманского права и математики, Абу-Али приступил к занятиям с
приехавшим в Бухару ученым Абу-Абдаллахом ан-Натили. Учеба подвигалась
быстро, и вскоре одаренному ученику пришлось самому растолковывать
учителю некоторые слишком тонкие для того вопросы. После этого он взялся
за самостоятельное штудирование книг по физике и метафизике.
«Вскоре, — вспоминает Ибн Сина, — во мне пробудилась
склонность к медицине, и я взялся за изучение посвященных ей сочинений.
Врачебная наука отнюдь не относится к разряду трудных, а потому я
преуспел в ней за самый короткий срок настолько, что учиться у меня
медицине начали почитаемые всеми врачи. Пока я пользовал больных, мне
открылись такие дающиеся опытом способы лечения, которые нигде не были
описаны. И было мне в ту пору от роду шестнадцать лет».
Работа над первоисточниками и комментаторскими сочинениями по логике, физике и математике шла в очень напряженном ритме.
«За это время не выпало и ночи, чтоб я вдоволь
отоспался, и не было случая, чтоб я в течение дня занимался чем-нибудь
посторонним. Я клал перед собой стопкой листы бумаги и, разбирая
доказательства, каждый раз записывал, какие у оных силлогистические
посылки, каков их порядок, какие выводы из них могут следовать, и при
этом старался не упустить из виду условий, коим должны отвечать их
посылки, и так до тех пор, пока наконец вопрос не становился мне ясен.
Если с тем или иным вопросом у меня не ладилось и мне
не давался в нем средний термин силлогизма, я отправлялся в соборную
мечеть и молился, взывая о помощи к Создателю Вселенной, пока мне не
отмыкалось то, что было замкнутым, и облегчалось то, что было
многотрудным. Возвратившись домой, я ставил перед собой светильник и
вновь принимался читать и делать записи.
Всякий раз, как одолевала меня дрема или
чувствовалась усталость, я обращался к кубку с вином и пил, чтоб ко мне
вернулись силы, и затем возобновлял занятия, а всякий раз, как мною
овладевал сон, мне те же самые вопросы являлись в сновидении, и немало
их мне прояснилось во сне. И так продолжалось до той поры, пока я
окончательно не окреп во всех науках и стал разбираться в них в меру
человеческих возможностей. Все, что было познано мною тогда, таково,
будто я познал это только теперь, по сей день к тому не прибавилось
ровно ничего», — рассказывал философ многие годы спустя.
Впрочем, именно при штудировании Аристотелевой «Метафизики» у молодого Абу-Али возникли неожиданные затруднения.
«Замысел сей книги оказался для меня столь неясен,
что она была вот уже сорок раз как перечитана и запомнилась мне
наизусть, а я все равно не мог уразуметь ни самой ее, ни ее назначения.
Отчаявшись, я сказал себе вот книга, к постижению которой нет ни единого
пути».
Но помог случай, приведший его на книжный базар и
столкнувший с книгопродавцом, который уступил ему за три дирхема некую
книжку по философии.
«Покупаю, — вспоминает он, — и оказывается, что это
сочинение Абу-Насра аль-Фараби о целях книги «Метафизика». Вернувшись
домой, я тотчас принялся за чтение, и предо мною разом раскрылись цели
этой книги, ведь она еще прежде мне запомнилась наизусть.
Возрадовавшись, назавтра я щедро одарил бедных во благодарение
Всевышнего Аллаха».
Из двух работ аль-Фараби, посвященных «Метафизике», в
руки Абу-Али вероятнее всего попала та, что известна под названием
«Книга букв». Тем временем об Ибн Сине уже распространилась слава как об
искусном враче. Молва эта дошла и до правителя Бухары Нуха Ибн Мансура,
страдавшего от болезни, с которой не в силах были справиться его врачи.
Эмир вызвал к себе семнадцатилетнего Абу-Али, и тот, после участия в
его лечении, «служением ему удостоился отличия», получив, в частности,
доступ к редчайшему собранию книг в эмирской библиотеке (библиотека
вскоре сгорела, и злые языки говорили, что это дело рук Абу-Али,
стремившегося таким путем монополизировать почерпнутые из уникальных
книг знания).
К восемнадцати годам, вновь подчеркивает Абу-Али, «со
всеми этими науками уже было покончено. С тех пор у меня ровно ничего
не обновилось». Годы учения сменились годами странствий, когда у Абу-Али
умер отец и он более не мог оставаться в Бухаре, перешедшей еще до
этого под власть Караханидов. В период между 1002 и 1005 годами Ибн Сина
переехал в Гургандж — столицу Хорезма, которая, оставаясь в стороне от
политических бурь, переживала тогда период расцвета.
Научная жизнь города концентрировалась вокруг
«академии Мамуна», объединявшей ряд известных ученых, среди которых
выделялись аль-Бируни, аль-Масихи, аль-Хаммар и аль-Аррак. К этому
ученому сообществу примкнул и Ибн Сина, который по прибытии в Гургандж
был принят на службу хорезмшахом Али Ибн Мамуном.
По сведениям, содержащимся в «Четырех беседах» Низами
Арузи, Ибн Сина и другие ученые при дворе хорезмшаха «имели полную
обеспеченность в мирских благах», жили дружно, наслаждаясь научными
дискуссиями и перепиской. Но около 1008 года эта безмятежная жизнь
сменилась для Ибн Сины серией скитаний по Хорасану и Табаристану.
О причине своего вынужденного отъезда из Хорезма Ибн Сина предпочитал не говорить, но она раскрывается в сочинении Низами Арузи.
Дело в том, что Махмуд Газневид направил к Али Ибн
Мамуну посла с письмом, в котором приглашал (а фактически требовал) к
себе находившихся при дворе хорезмшаха прославленных ученых. Вызвав их,
хорезмшах признался, что не может ослушаться приказа грозного
завоевателя, но решение вопроса о принятии «приглашения» оставил на
усмотрение самих ученых Аль-Бируни, аль Хаммар и аль-Аррак были
вынуждены принять его, а Ибн Сина и аль-Масихи отвергли. Велев последним
немедленно покинуть город, хорезмшах объявил послу султана, что
приглашение его повелителя принято тремя учеными, а Ибн Сины и
аль-Масихи в Хорезме нет.
Дерзкий поступок Абу-Али привел султана в ярость, он
повелел размножить его портрет в «сорока экземплярах» и разослать их во
все края с предписанием найти строптивца и доставить к нему в Газну. Но
эти меры ничего не дали.
Скитания Ибн Сины, в самом начале которых он
похоронил в песках Хорезмской пустыни умершего от жажды аль-Масихи,
завершились в Гургане (Джурджане). Здесь один из местных поклонников
науки поселил ученого в специально купленном для него доме, где
ежедневно навещавший его аль-Джузджани записывал под диктовку учителя
создаваемые им трактаты.
В гурганский период творчества (1012–1014) Ибн Сина, в
частности, начал работать над «Каноном врачебной науки». Преследования
Махмуда не прекращались, и Абу-Али вновь пустился в путь, который привел
его на этот раз в Рей город, ставший при буидском правителе Фахр
ад-Дауле крупным научным центром с богатой библиотекой.
К приезду Ибн Сины обстановка здесь была такова, что
власть в эмирате узурпировала вдова Фахр ад-Даулы, регентша при его сыне
и наследнике Маджд ад-Дауле. При дворе «государыни» Абу-Али выполнял
обязанности врача. Повторные поползновения султана Махмуда заполучить к
себе Ибн Сину заставили его покинуть и этот город, откуда он попал
сначала в Казвин, а потом в Хамадан.
Годы его жизни в Хамадане (1015–1024) ознаменовались
тем, что он свою научную деятельность сочетал с весьма активным участием
в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение
правителя Хамадана Шамс ад-Даулы он получил должность везира, но нажил
себе врагов в военных кругах, которых, вероятно, не устраивали его идеи,
изложенные им тогда же в книге «Ведение дел, связанных с войском,
мамелюками, воинами, их провиантом и взиманием государственных налогов».
Дошло до того, что дом визиря подвергся осаде и
разграблению, а сам он был схвачен и едва не расстался с жизнью. Эмир
отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял
компромиссное решение сместить его с занимаемой должности и выслать за
пределы своих владений».
Сорок дней» скрывался Абу-Али у одного из знакомых,
пока с эмиром не случился очередной приступ одолевавшей его болезни,
который заставил его отыскать ученого, извиниться перед ним и назначить
вновь своим министром.
Неотлучно следовавший повсюду за своим учителем
аль-Джузджани предложил ему тогда же взяться за комментирование трудов
Аристотеля.
«Он ответил, — пишет аль-Джузджани, — что у него
сейчас для этого нет свободного времени, но добавил: «Если тебя устроит,
чтоб я написал книгу, в коей изложил бы из этих наук то, что
представляется мне истинным, не входя в дискуссии с теми, кто
придерживается отличной от моей точки зрения, и не утруждая себя их
опровержением, то я сделаю это». Я согласился, и, начав с раздела о
физике, он приступил к написанию сочинения, которое было названо им
«Исцеление».
Новые перемены в жизни Абу-Али произошли после того,
как от очередного приступа, случившегося с ним в походе, умер Шамс
ад-Даула и власть в эмирате перешла к его сыну Ибн Сине было предложено
вновь занять пост визиря, но он отказался и предложил свои услуги эмиру
Исфахана Аля ад-Дауле, войдя с ним в тайную переписку.
Пока, укрываясь в доме некоего аптекаря, ученый
работал над «Книгой исцеления», тайна его сношений с исфаханским
правителем была раскрыта, недруги выдали место, где он укрывался, Ибн
Сина был схвачен и заточен в крепость.
За четыре месяца, проведенных в заключении, Абу-Али
написал три работы, в том числе «Трактат о Хайе, сыне Якзана» Ибн Сина
находился еще в неволе, когда Хамадан был взят войсками Аля ад-Даулы, а
потерпевший поражение эмир очутился в той же крепости, куда в качестве
узника препроводил недавно бывшего визиря.
После того как Аля ад-Даула оставил город,
хамаданский правитель покинул крепость вместе с Ибн Синой и обратился к
нему с щедрыми посулами, предлагая остаться при нем, но уговоры
оказались напрасными. При первом же удобном случае Абу-Али, переодевшись
дервишем выскользнул из города и направился в Исфахан.
При дворе Аля ад-Даулы ему был оказан радушный прием.
Эмир повелел, чтобы каждую пятницу в его присутствии устраивались
собрания ученых, и по заверению аль-Джузджани, его учитель не был
превзойден никем ни в одной из затрагивавшихся там отраслей знания.
Проведенные им в Исфахане последние годы жизни
(1024–1037) были для Ибн Сины самыми плодотворными. Этому в немалой
степени способствовало то участливое внимание, которое он встречал в
своих научных устремлениях у эмира (историограф Ибн аль-Асир
характеризует последнего как «дурно верующего» и обвиняет в том что как
раз из-за его тлетворного влияния Ибн Сина впал в «ересь» и восстал
против богооткровенной религии).
Именно здесь он завершил свою энциклопедическую
«Книгу исцеления» (последние разделы дописывались в походе, в котором
Абу-Али сопровождал эмира) и создал другие важные философские
произведения «Книгу спасения», «Книгу знания», «Книгу указаний и
примечаний», «Восточную философию» и «Книгу справедливого
разбирательства».
Рукопись последнего из перечисленных трудов,
насчитывавшая двадцать томов, вскоре исчезла во время вражеского
нашествия газневидов. Пути Абу-Али и султана Махмуда (а с 1031 года его
преемника Масуда) никогда не пересекались потому, что этого не хотел
дороживший своей независимостью свободомыслящий философ. Но именно
данное обстоятельство во многом определило всю его скитальческую жизнь, и
оно же в конечном счете приблизило его смерть. По словам аль-Джузджани,
роковая болезнь (колики) у него началась во время неудачных для Аля
ад-Даулы военных действий, которые тот предпринял против одного из
газневидских полководцев, прославившихся своими расправами над жителями
Рея и Персидского Ирака.
«Опасаясь, что эмира вынудят к отходу и что отступать
со всеми ему не удастся из-за болезни, Учитель хотел излечиться во что
бы то ни стало и промывал себе кишечник по восемь раз в день. В итоге у
него воспалилась одна из кишок, на ней образовались язвы. Вместе с Аля
ад-Даулой ему пришлось спешно двигаться в направлении Изаджа, и там у
него начались припадки которыми иногда сопровождаются приступы колик. В
таком состоянии Учитель был доставлен в Исфахан, где он занялся собой
сдавший настолько, что был не в силах стоять на ногах, он не переставал
лечить себя до тех пор, пока смог ходить и бывать при дворе Аля
ад-Даулы.
Затем, когда Аля ад-Даула направился в Хамадан и его
сопровождал Учитель, болезнь в пути возобновилась и не отпускала его до
самого Хамадана. Он знал, что силы его пришли в упадок и их уже слишком
мало, чтоб отогнать болезнь, а посему течением своим пренебрегал и
говорил: «Управитель, что ведал доселе моим телом, управлять отныне не
способен, во врачевании теперь уж проку нет».
Абу-Али умер, когда ему было 56 лет и 10 месяцев. С
тех времен, как начались его скитания, аш-Шейх ар-Раис так и не познал
радостей семейной жизни. Его одиночество в какой-то мере скрашивалось
общением с любимыми учениками, среди которых выделяется, конечно,
сопровождавший его последние двадцать пять лет жизни аль-Друзджани.
Ибн Сина был ученый, одержимый исследовательским
духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных ему
отраслей знаний. Когда некий языковед, признав достоинства Абу-Али как
философа и врача высказал сомнение относительно его компетентности в
филологии, Ибн Сина освоил в кратчайший срок тонкости этой науки
настолько, что смог разыграть языковеда-профессионала тремя трактатами,
написанными им в стиле трех известных филологов, а затем создать и
фундаментальный труд по арабскому языку.
Философ отличался феноменальной памятью и остротой
мысли. Книги он не читал, а перелистывал, задерживая внимание только на
тех страницах, где разбирались наиболее трудные вопросы. Вместе с тем он
был человеком настроения, натурой эмоциональной и, можно даже сказать,
импульсивной. Независимость же суждений в науке у него вполне
гармонировала с равнодушием к впечатлению, которое могла произвести на
правоверных его склонность к чувственным наслаждениям, не всегда
вязавшимся со стереотипными представлениями о мудреце, шейхе-наставнике,
визире и советнике эмира.
Иногда Ибн Сину представляют чуть ли не как
необузданного бражника, поводом для чего служат его упоминания о
застольях с учениками или без оных, хотя положительное действие вина Ибн
Сина оценивал прежде всею как медик.
Но главное, это представление никак нельзя
согласовать ни с содержанием, ни с объемом созданных им трудов. Философ
отличался неисчерпаемой работоспособностью, писал он и днем и ночью, в
любой обстановке — дома, во временном пристанище, скрываясь от врагов и
соглядатаев, в заточении, в пути и даже в военных походах, буквально не
покидая седла. Так что, если библиография его трудов, составленная
Алавати, насчитывает 276 названий, это количество воспринимается как
вполне реальное и правдоподобное.
Однако многие произведения философа безвозвратно
утрачены, а попытки со ставить перечень его работ по одним их названиям
сталкиваются с большими трудностями одни и те же сочинения часто
фигурируют под разными названиями, либо, напротив, под одним и тем же
названием скрываются разные произведения. Поэтому осторожные в своих
выводах библиографы склонны значительно сокращать перечень трудов
мыслителя.
Ибн Сина автор разнообразных и по форме, и по
содержанию произведений. В его творческом наследии мы находим не только
естественнонаучные и философские трактаты, но и стихи, причем часть
последних тяготеет к научно-популярному жанру — таковы поэмы о логике, о
медицине и о душе. Из нефилософских научных трудов мыслителя
центральное место занимает, конечно, «Канон врачебной науки». Это
фундаментальное сочинение, в пяти книгах которого Ибн Сина обобщил и
систематизировал как накопленные к его времени медицинские знания, так и
собственный опыт практикующего врача, на протяжении ряда столетий было
для Европы одним из основных руководств по медицине.
В ряде случаев автор «Канона» предвосхищает открытия,
совершенные в медицине намного более поздних эпох. Из-за аллегоричности
своей формы особняком стоят «Трактат о Хаие, сыне Якзана», «Трактат о
птицах» и «Трактат о Саламане и Абсале». Начиная с первого их печатного
издания эти работы упоминаются с непременным добавлением эпитета
«мистические». Между тем именно в них, пользуясь иносказаниями, Абу-Али
выражает в наиболее смелой и одновременно метафорической форме свои
далекие от всякого мистицизма пантеистические взгляды. Этот факт
ускользнул от внимания авторов двух обширных комментариев к наиболее
интересному в этом отношении «Трактату о Хайе, сыне Якзана».
Немалое значение для уяснения воззрений Ибн Сины
имеет и «Трактат о любви», который с тех же времен и столь же
неправомерно причисляется к разряду мистических произведений. В
философском же наследии ученого аналогичное место принадлежит «Книге
исцеления» («Китаб аш-шифа»), многотомному сочинению, охватывающему все
отрасли философской науки логику, математику, физику и метафизику. Ибн
Сина создал также сокращенные варианты этой энциклопедии — «Книгу
спасения» и «Книгу знания», последнюю Абу-Али написал на родном ему
языке фарси (дари) и тем самым выступил в качестве основоположника
ираноязычной философской литературы.
К упомянутым трудам примыкает близкий к ним по
проблематике трактат «Указания и примечания». Сочинение это было
написано Ибн Синой на закате жизни, оно отличается четкостью и
систематичностью. По словам Ибн Аби-Усайбиа, автор очень дорожил и
гордился им. Ибн Сина пытался соединить философию Аристотеля с
неоплатонизмом. Восточный философ подразделяет знания на теоретические и
практические, которые называются так потому, что их предмет
определяется исключительно человеческими действиями. К практическим
наукам относятся этика, экономика, политика.
Ибн Сина не сомневался в возможности познать мир,
придавая большое значение логике и рассматривая ее как введение к любой
науке. По законам логики осуществляется и божественная деятельность,
имеющая тем самым интеллектуальный характер. Однако Бог не
руководствуется при этом какой-либо целью, и это означает, что развитие
мира не носит фатального характера.
В вопросах психологии Ибн Сина также идет вслед за
Аристотелем и различает растительную, животную и разумную души. Особо он
рассматривает человеческую душу и не отрицает ее бессмертия. Однако
бессмертие он принимает не в прямом смысле, а в философском, отрицая
возможность переселения душ.
|