Христианский философ и римский государственный
деятель. Приближенный Теодориха, обвинен в заговоре против него, в
ожидании казни написал главное сочинение «Утешение Философией». Перевел
на латинский язык логические сочинения Аристотеля и Порфирия,
произведения Евклида, Никомаха. Боэций считается посредником между
древним миром и средневековьем, «последним римлянином и первым
схоластом».
Аниций Манлий Торкват Северин Боэций родился в Риме,
около 480 года. Незадолго до этого, в 476 году, произошло падение, а
вернее сказать, упразднение давно уже одряхлевшей и обессилевшей
Западной Римской империи. В самой же Италии тогда мало что изменилось.
Продолжали действовать римское право, сенат и магистратуры, сохраняли
свои богатства, обычаи и влияние могущественные аристократические роды.
Именно из такого знатного сенаторского рода происходил Боэций.
Его предки Аниций, известные в Риме с республиканских
времен, после Диоклетиана выдвинулись в число самых знаменитых фамилий и
с этих пор неизменно находились на высших ступенях иерархии власти
среди них было много консулов, два императора и даже один папа.
Христианство Аниции приняли еще в IV веке. При германском наемнике
Одоакре, лишившем власти Ромула, они сохранили свое влияние, о чем
свидетельствует тот факт, что в 487 году отец Боэция, Флавий Манлий, был
консулом.
Боэций лишился отца еще в детстве и был взят на
воспитание Квинтом Аврелием Меммием Симмахом, консулом, затем главой
сената и префектом города Рима — одним из образованнейших и, если судить
по отзывам современников, одним из благороднейших людей той эпохи. В
семье сенатора Симмаха Боэций получил достойное воспитание, а в
дальнейшем при его содействии и превосходное образование. Дочь Симмаха,
Рустициана, стала потом его женой и родила ему двух сыновей, Боэция и
Симмаха. О жене и тесте, а также и о детях философ тепло и с
благодарностью отзывается в своей книге-исповеди «Утешение Философией»,
где о Рустициане он, в частности, пишет, что она скромностью,
целомудрием и другими добродетелями во всем подобна отцу, а сам Симмах
характеризуется как тот, чьи деяния служат «украшению человеческого
рода».
493 год, когда Боэций был еще подростком,
ознаменовался завоеванием Италии остготами Теодориха, завершившимся
образованием своеобразного готско-римского государства, в рамках
которого два чуждых народа, две существенно различных культуры, две
разнородных системы права и две враждебные религии (римское католичество
и готское арианство) должны были несколько десятилетий существовать
вместе, но, согласно основной политической установке короля Теодориха,
неслиянно, как бы в соответствии с известным стоическим принципом
единства без смешения. Судьба Боэция была связана с этими историческими
событиями.
Восходящий этап развития государства Теодориха стал
периодом непрерывного, нарастающего и почти невероятного для одного
смертного человека успеха во всех областях жизни в науке, искусстве,
философии, политике, в сфере материального благополучия, в жизни личной и
семейной. С наступлением второго, кризисного, этапа Боэций оказался в
самом центре готско-римского конфликта, и это кончилось для него скорой и
трагической гибелью.
О первом периоде его жизни мы знаем очень немногое,
да и то в основном только предположительно. Источниками сведений служат
нам отдельные автобиографические указания, содержащиеся в трудах Боэция,
особенно в таком, как «Утешение Философией», сообщения его
современников и соотечественников Кассиодора и Эннодия, свидетельства
некоторых других авторов, живших примерно в то же время или чуть
позднее. Флавий Магн Аврелий Кассиодор, сенатор и консуляр, долгие годы
был начальником королевской канцелярии и с большим искусством вел от
имени Теодориха государственную переписку. В собрании составленных
Кассиодором королевских посланий и актов, объединенных с собственными
заметками автора, содержится несколько писем, адресованных Боэцию или
упоминающих о нем.
Самое раннее из них относится, как считают, к
последним годам V века, когда Боэцию не было еще и двадцати. В этом
послании Теодорих через своего секретаря Кассиодора обращается к Боэцию с
просьбой подобрать на свой вкус хорошего кифареда с тем, чтобы послать
его ко двору дружественного короля франков Хлодвига. А спустя лет десять
в другом послании Теодорих просит его сделать для бургундского короля
Гундобальда водяные часы (клепсидру), говоря при этом, что выполнить
подобную просьбу Боэцию не составит труда, ибо — сказано в послании —
«нам известно, что искусства, которыми обычно занимаются несведущие, ты
испил в самом источнике наук. Ведь ты вошел в школы афинян, находясь
далеко от них, и таким образом к хорам плащеносцев ты присоединил тогу,
чтобы учение греков сделать наукой римской. Ты передал потомкам Ромула
все лучшее, что даровали миру наследники Кекропса. Благодаря твоим
переводам музыкант Пифагор и астроном Птолемей читаются на языке
италийцев, арифметик Никомах и геометр Евклид воспринимаются на
авзонийском наречии, теолог Платон и логик Аристотель рассуждают между
собой на языке Квирина. Да и механика Архимеда ты вернул сицилийцам в
латинском обличий Всех их ты сделал ясными посредством подходящих слов,
понятыми — посредством точной речи, так что если бы они могли сравнить
свои творения с твоим, то, возможно, предпочли бы твое».
Из этого письма явствует, что к своим тридцати годам
Боэций приобрел известность как человек разносторонне образованный,
овладевший греческими науками и философией, обогативший латинскую
культуру своими многообразными переводами греческих классиков. Он
предстает, кроме того, как хороший механик, которому ничего не стоит
построить часы, достойные короля бургундов. Вместе с тем ни здесь, ни в
других источниках не содержится никаких сведений о том, где Боэций
получил образование. Скорее всего Боэций получил образование в Италии — в
самом Риме или же, быть может, в столице королевства — Равенне.
Как представитель высшей римской знати и к тому же
воспитанник просвещенного Симмаха Боэций должен был пройти курс
обучения, конечно, в лучших латинских школах, сначала грамматической,
затем риторической. Помимо этого он мог в частном порядке, как это давно
уже было принято в среде богатых римлян, обучаться философии и
математическим наукам у наемных греческих учителей под наблюдением того
же Симмаха.
Но главным источником знаний для Боэция послужила,
по-видимому, все-таки та домашняя библиотека, о которой он с тоской
вспоминает в первой книге своего «Утешения». О составе этой библиотеки
можно в какой-то степени судить по тем авторам, которых он цитирует или
использует в своих сочинениях. Это философы Платон, Аристотель, Цицерон,
Сенека, Александр, Порфирий, Фемистий, Викторин, Августин, возможно,
Плотин, Ямвлих, Прокл и Аммоний Гермий, математики Евклид, Птолемей,
Никомах и не исключено, что также другие, поэты Гомер, Софокл, Еврипид,
Катулл, Вергилий, Овидий, Стаций, Лукан, Ювенал и другие.
Боэций очень рано приступил к систематической
литературной и научно-философской деятельности и вскоре приобрел
признание и славу ученого. Он был известен и как поэт, а в дальнейшем и
как теолог. В одном сохранившемся фрагменте хроники, относящейся к 20-м
годам VI века и принадлежащей, по всей вероятности, перу того же
Кассиодора, мы читаем, что Боэций «написал книгу о Святой Троице, а
также несколько глав по догматике и книгу против Нестория. Сочинил он и
буколическую поэму. Но в деле логического искусства, то есть в том, что
относится к диалектике, и в математических науках он был столь силен,
что или был равен или даже превосходил древних авторов».
Современник Боэция, один из крупнейших в античном
мире латинских грамматиков Присциан, живший при византийском дворе,
писал: «Боэций достиг всеобщего признания и вершин всех наук», имея в
виду, наверное, и саму грамматику. Таким образом, еще при жизни Боэций
прославился как универсальный ученый, проявивший себя во всех так
называемых «свободных», или «благородных», науках, то есть как в
словесных — грамматике, риторике и диалектике, так и в математических —
арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Но слава истинного философа и
выдающейся исторической личности пришла к нему все же только после
смерти.
Так или иначе, о деятельности Боэция с 510 по 522 год
можно только строить гипотезы. Ясно одно он и тогда продолжал
заниматься науками и философией, и некоторые из сохранившихся его
произведений логического цикла несомненно относятся именно к этому
времени. Вероятно, в этот же период, вследствие возобновившихся в 512
году в Риме христологических споров, Боэций впервые углубился в
богословскую проблематику, результатом чего были написанные в 519–523
годах теологические трактаты, о которых упоминал Кассиодор. В 522 году
происходит новый взлет политической карьеры Боэция Теодорих назначает
его на высший в королевстве административный пост «магистра всех служб»,
то есть фактически на пост первого министра. В том же году оба его
совсем еще юных сына назначаются консулами, и счастливый отец в
торжественной обстановке произносит благодарственную речь королю. Народ
ликованием приветствует своих любимцев на улицах Равенны.
В новой должности Боэций, совмещающий одновременно
почетные обязанности принцепса сената, трудится, как говорится, не за
страх, а за совесть. По его собственным словам, в своей государственной
деятельности он руководствуется только одним побуждением — помочь
благонамеренным гражданам и защитить их, чего бы это ни стоило, от
нечестивых и злонамеренных. Он поддерживает разоряющихся от податей и
грабежей провинциалов, спасает от голодной смерти Кампанскую провинцию,
выручает из беды сенатора Павлина и совершает другие подобные же
благодеяния.
Однако, обладая прямодушием и чистосердечием
истинного философа, Боэций вряд ли вписывался в полную интриг и
политических хитросплетений обстановку равеннского двора. Его борьба за
справедливость, конечно, понимаемая скорее по-римски, чем по-готски,
должна была непременно и очень скоро обернуться против него самого. Так
оно и случилось.
В 523 году (датировка бургундского хрониста второй
половины VI века Мария, из Аванша), то есть всего через год-полтора
после своего назначения на высший пост, Боэций был обвинен в
причастности к заговору.
Все началось с доноса на влиятельного сенатора и
экс-консула Альбина входившего, вероятно, в круг общения Боэция.
Королевский референдарий (главный осведомитель двора) Киприан доложил
Теодориху о якобы имеющей место тайной переписке Альбина с византийским
императором Юстином, сам факт и, по-видимому, содержание которой могли
при тогдашних обстоятельствах рассматриваться как тягчайшие преступления
государственная измена и «оскорбление величества». За доносом
последовал суд «священного консистория», который состоялся в присутствии
короля и всего сената в городе Вероне — второй резиденции Теодориха.
Боэций выступил на суде в защиту Альбина и заявил, вероятно, о
подложности писем. Боэций хотел взять Альбина на поруки. В ответ Киприан
обвинил в заговоре против готов также и Боэция. Тот был арестован и
отправлен в тюрьму в местечко Кальвенциано под Павией, где находился в
заключении вплоть до своей казни.
Суд над философом был инсценирован. Его обвиняли,
во-первых, в том, что, желая спасти сенат, он воспрепятствовал
представлению «документов, которые свидетельствовали бы об оскорблении
величества сенатом», во-вторых, в том, что он выражал надежду вернуть
Риму утраченную свободу, а в-третьих — в святотатстве, в каком-то
осквернении святынь или злоупотреблении магией. Мотивировка всех этих
«преступлении» связывалась с философскими занятиями Боэция. Суд над
Боэцием происходил в его отсутствии. Все три свидетеля обвинений
(Василий, Опилион и Гауденций) были людьми Киприана. Защитников у Боэция
на суде не было, за исключением одного Симмаха. Сенат предал своего
заступника и, возможно, сам в соответствии с принятой процедурой вынес
ему смертный приговор.
Симмаху не простили его поведения. Вскоре он тоже был арестован и казнен, войдя в историю как мученик за правду.
Казнь Боэция свершилась в 524-м (согласно Марию из
Аванша) или в 526 году, как склонны считать некоторые современные
исследователи, относящие и дату его ареста на более поздний срок (осень
525 года). Аноним Валуа рассказывает, что казни предшествовали тяжелые
пытки. Вообще же гибель Боэция оставила глубокий след в памяти и его
современников, и потомков. В области Павии уже в раннее средневековье
возник своеобразный культ Боэция как мученика церкви.
Большую роль в распространении и поддержании славы
Боэция как христианского мученика сыграло то, что он был автором
теологических трактатов, и то, что, будучи заточен в тюрьму и оказавшись
перед лицом неизбежной жестокой смерти, он нашел в себе мужество и
святое вдохновение написать лучшую свою книгу — «Утешение Философией»,
прославляющую Бога и человеческое достоинство — ту, которую спустя много
времени крупнейший историк XVIII века Эдуард Гиббон за ее никогда не
устаревающее и сверкающее мыслью содержание справедливо назвал «золотой
книгой». Прах Боэция, по преданию, первоначально покоился рядом с местом
его заключения у старой церкви Святого Павла, а в 721 году был по
приказу лангобардского короля Лиутпранда перенесен в собор Чьельдоро в
Павии, где его присутствие зафиксировал и Данте в своей «Божественной
комедии» («Рай»).
В сочинении «Утешение Философией» Боэции описывает
пребывание в тюрьме и состояние отчаяния из-за несправедливости
происходящего. В этой ситуации его и посещает некая дама, в которой он
узнает Философию. В ходе продолжительной беседы Философия исцеляет
Боэция от страданий, приводя аргументы в пользу того, что все
происходящее имеет высший смысл. Исцеляя Боэция, Философия обращается к
его вере в Бога и в небесную родину. Она доказывает, что миром правит
универсальное божественное провидение, в подчинении которому величайшее
благо для человека.
Утешившись этим, Боэций готовится встретить смерть со
стоическим равнодушием. Для Боэция как философа прежде всего важна
строгость доказательств и их логическая обоснованность, в поиске которых
он обращается к наследию Аристотеля. Недаром именно Боэций
сформулировал известный «логический квадрат», который существует в
логике до наших дней. Благодаря этой логической направленности его
творчества Боэций стал предтечей средневековой схоластики. Образ Боэция
запечатлен в средневековых книжных миниатюрах и на одном из порталов
Шартрского собора. Изображался он как ученик и как викарий Философии.
Вечным памятником Боэцию служат оставленные им после себя сочинения.
|