Немецкий философ, один из основоположников немецкого
экзистенциализма. Развил учение о бытии («фундаментальная онтология»), в
основе которого противопоставление подлинного существования
(экзистенции) и мира повседневности, обыденности; постижение смысла
бытия связано, по Хайдеггеру, с осознанием бренности человеческого
существования («Бытие и время», 1927). Тема работ позднего Хайдеггера —
происхождение «метафизического» способа мышления, поиск пути к «истине
бытия». Другие сочинения: «Кант и проблема метафизики» (1929), «Что
такое метафизика?» (1930), «Введение в метафизику» (1935), «Учение
Платона об истине» (1942), «Ложные тропы» (1950), «Ницше» (1961, 2 тома)
и др.
Мартин Хайдеггер родился 26 сентября 1889 года в
Мескирхе, небольшом провинциальном городке верхней Швабии, расположенном
в долине между Дунаем и озером Констанц. Хайдеггер воспитывался в семье
скромного ремесленника. Отец его, Фридрих Хайдеггер, занимался бочарным
ремеслом, а также выполнял обязанности причетника в церкви Св. Мартина.
Мать, Иоганна Кемпф, происходила из крестьянской семьи, владевшей
небольшим участком земли.
Доходы семьи, достаточные для скромной и экономной
жизни родителей и троих детей, однако, не позволяют дать сыновьям
хорошее образование. На помощь пришла церковь. После того как в 1903
году Мартин окончил в Мескирхе реальную школу, именно на средства церкви
Мескирха его отправили в Констанц в католическую гуманитарную гимназию —
интернат.
В Констанце на воспитание Хайдеггера большое влияние
оказал католический теолог, впоследствии архиепископ доктор Конрад
Гребер. Конечно, пастыри и теологи, оказывая покровительство,
рассчитывали на пополнение своих рядов.
От Гребера Мартин получает для изучения диссертацию
Фр. Брентано «О многообразии значений сущего согласно Аристотелю»
(1862). Эта работа становится начальным толчком для более глубокого и
вдохновенного изучения древнегреческой философии.
После окончания гимназии первой ступени в Констанце
Мартин с 1906 года продолжает обучение во Фрейбурге, тоже в престижных
католических гимназиях следующих ступеней. Получив гимназическое
образование, Хайдеггер поступает во Фрейбургский университет, на
теологическом факультете которого в 1909 году и начинается его
студенческая жизнь. Своим теологическим учителям Мартин обязан освоением
католической философской традиции, прежде всего работ Фомы Аквинского и
Суареса.
Ко времени окончания университета (1915) в духовном
развитии Хайдеггера намечается разрыв с католическим влиянием. «Бывшему
воспитаннику» католических учебных заведений это дается очень нелегко.
Хайдеггер останется благодарным и признательным своим воспитателям, но
поблагодарит их своеобразно: «Без этого изначального теологического
воспитания я бы никогда не вступил на путь мышления».
Если судить по публикациям студента Хайдеггера в
ультраконсервативном католическом еженедельнике (а это краткие заметки
или стихи, посвященные церковным событиям того времени), в 1910–1911
годах он был восторженный ученик католических теологов. О том же говорят
и его работы, помещенные в солидном журнале немецких католических
академических союзов. Это в основном хвалебные рецензии на произведения
почтенных официальных теологов. Но одновременно талантливый студент
погружается в изучение философской литературы. И работает Хайдеггер так
самозабвенно, что ему (из-за вызванных нервным переутомлением
неблагоприятных, астматического характера, изменений сердечной
деятельности) в зимнем семестре 1910–1911 года приходится прервать учебу
сначала для лечения, а потом домашнего отдыха. Ухудшившееся здоровье
стипендиата Хайдеггера беспокоит церковников. Мартин, пытаясь поправить
положение, истязает себя физическими упражнениями и на всю жизнь
зарабатывает сердечный недуг.
В итоге финансовая поддержка со стороны церковников
прекратилась. Мартин проходит через первый в своей жизни
экзистенциальный кризис, который он вполне обоснованно увязывает с
происхождением из «мелкой среды». Потом он неоднократно будет
возвращаться к теме «маленького человека», посягнувшего на разгадку
«тайны великих». Например, в работах, посвященных поэзии Гельдерлина.
Горечь от пережитой беспомощности и унижения Хайдеггер пронесет через
всю жизнь. После отказа в стипендии разрыв с католиками все же не
происходит. Хайдеггер, правда, обязан сдать экзамены за 1911–1912
учебный год, чтобы подтвердить свое право учиться в университете —
теперь уже не теологии, а математическим и естественным наукам.
С 1912 года он получает государственную стипендию.
Покровителем Хайдеггера, однако, опять становится теолог — на этот раз
профессор Йозеф Зауер, преподаватель истории искусств и связанной с
историей христианства археологии.
Занявшись математикой, логикой, химией, физикой (в
частности, теорией относительности), Хайдеггер постигает новые для себя
области знания. Его сразу захватывает проблема времени. Он слушает и
лекции философов — в частности, Генриха Риккерта. Ему хочется писать
работу о логической сущности понятия числа, однако он вынужден в обмен
на финансовую поддержку требующих идейного послушания принять
предложение католиков. Деньги ему выделяют по тем временам немалые (1000
марок в год), но и условие строгое: «Разрабатывать учение святого Фомы
Аквинского и оставаться в пределах теологии».
В 1915 году Хайдеггера зачислили приват-доцентом на
философский факультет. Уже год шла первая мировая война. Вызванного для
прохождения военной службы, Хайдеггера подвергли основательному
медицинскому осмотру и в конце концов отпустили из-за неврастении и
болезни сердца. Правда, по законам военного времени ему приходилось
заниматься цензурированием писем. Дело крайне неприятное, но об отказе
не могло быть и речи. Однако фронт был далеко, война обходила стороной.
Хайдеггер целиком погрузился в свои заботы и проблемы. А главное, он
искал собственный путь в философии.
Хайдеггера с самой юности захватывали сочинения Ницше, Достоевский, Рильке, Тракль. Потом его кумиром стал еще и Гельдерлин.
В автобиографии, написанной в 1915 году, Хайдеггер
рассказывает. «Изучение Фихте и Гегеля, усиленное обращение к «Страницам
естественнонаучного образования понятий» Риккерта и исследованиям
Дильтея, не в последнюю очередь лекции и семинарские занятия господина
тайного советника Финке имели своим следствием то, что во мне
разрушилась вызванная любовью к математике нелюбовь к истории. Я понял,
что философия не должна односторонне ориентироваться только на
математику, естествознание либо историю; правда, последняя — в виде
истории философии — несравненно более плодотворна. Возрастающий интерес к
истории облегчил мне приобретение углубленных знаний философии
средневековья, которое признается необходимым для фундаментального
построения схоластики. А занятия средневековой мыслью для меня состояли
прежде всего и скорее всего не в реконструкции исторических отношений,
касающихся отдельных мыслителей, а в истолковывающем понимании
теоретического содержания их философии с помощью средств современной
философии. Так и возникло мое исследование, посвященное учению о
категориях и значении у Дунса Скота, оно демонстрирует созревший во мне
план широкого изображения средневековой логики и психологии в свете
современной феноменологии при одновременном рассмотрении исторического
места отдельных средневековых мыслителей».
Только что появившийся во Фрейбургском университете
профессор Эдмунд Гуссерль теперь стал для Хайдеггера на первом плане.
Уже тогда признанные классическими гуссерлевские «Логические
исследования» (1900–1901), появившиеся в 1913 году «Идеи к чистой
феноменологии» способствовали тому, что создателя нового философского
направления окружают восторженные ученики и поклонники.
Приват-доцент Хайдеггер объявляет прием на семестр
1915–1916 года и с успехом читает лекционный курс на тему «Основные
линии античной и схоластической философии». С теологами пока не
порывает, потому что метит на вакантную профессорскую должность именно
по христианской философии Теологи, однако, его игнорируют. Обиженный
приват-доцент мечет против клерикалов громы и молнии. Эти черты
характера, особенности личности — непринципиальность, конформизм, когда
выгодно, и гневное возмущение против того же самого, но по сугубо личным
причинам, — проявятся не однажды.
Происходит еще одно событие в жизни Хайдеггера,
усиливающее отчуждение от католичества — в 1917 году он вступает в брак с
Эльфридой Петри, изучающей экономику во Фрейбурге. Жена Хайдеггера —
дочь высокопоставленного прусского офицера; она
евангелическо-лютеранского вероисповедания. Влияние жены, сразу
уверовавшей в гениальность и высокое предназначение мужа, ставшей ему
опорой, другом, секретарем, будет возрастать, а с ним неизбежно будет
расти и отчуждение от католичества.
Пока же Мартин убеждает обеспокоенных родителей,
друзей, покровителей, что жена де намеревается перейти в католичество. В
1919 году у них рождается сын Георг, в 1920-м — Германн. Но даже и
теперь отношения с теологами Хайдеггер продолжает поддерживать. В
1916–1917 учебном году он читает курс лекций, видимо, по основным
проблемам логики — формально он предназначен для студентов-теологов.
Последним, однако, курс кажется сложным, перенасыщенным какими-то новыми
и непонятными терминами. Зато многие студенты светских факультетов
составляют все более восторженную аудиторию.
А тем временем возникает вопрос об освободившемся
месте экстраординарного профессора в Марбургском университете. Пауль
Наторп, заинтересовавшийся кандидатурой Хайдеггера, вступает в переписку
с Гуссерлем, ибо пока не знает возможностей молодого философа.
Поступает отзыв Гуссерля — в целом благоприятный
(«многообещающий историк средневековой философии», все делает «серьезно и
основательно», книга о Дунсе Скоте обнаруживает «высокую одаренность»),
но снабженный и оговорками: знания молодого ученого пока еще
поверхностны, настоящего опыта преподавания он не имеет; тесно связан с
католиками. И еще поразительная деталь: Гуссерль замечает, что мало
знает и редко встречает Хайдеггера, ибо тот очень занят по «военной
линии», то есть на цензорской службе!
Между тем молодой философ все больше увлекается
феноменологией — и тем настойчивей ищет личных контактов с ее
основателем. Постепенно и Гуссерля заинтересовывает Хайдеггер. Но для
встречи все не представляется случая, ибо в начале 1918 года Хайдеггера
призывают в военные казармы. Здоровье там, разумеется, снова оказывается
подорванным, во всяком случае, дальше обучения метеорологии военная
служба у Мартина не продвигается. Более чем скромные военные с 1906 года
«заслуги» не мешают Хайдеггеру и в 1918 году рассылать солдатские
письма-приветы. В феврале такой привет приходит и Гуссерлю. Завязалась
переписка. Теперь Гуссерль в восторге от ума и сердца молодого коллеги.
Хайдеггер доволен: дело сделано важное. Почти на целое десятилетие
поддержка, дружба, идеи Гуссерля становятся Хайдеггеру жизненной опорой и
стимулом к стремительному, блестящему философскому развитию.
К началу 1920-х годов Хайдеггер, можно сказать, документально оформляет свой разрыв с католицизмом.
В соответствии с прошением, поданным Гуссерлем в
министерское управление Карлсруэ, Хайдеггер становится его ассистентом
по философскому семинару, цель которого — ввести в проблемы
феноменологии. Гуссерль «выбивает» оплату Хайдеггеру. Это не только
добрый, но и мудрый шаг лекции, которые ассистент читает в начале 1920-х
годов, дают блестящее разъяснение 650 основ феноменологии. Они же ясно
свидетельствуют, что Хайдеггер только отчасти толкует феноменологию
по-гуссерлевски; он начинает мыслить оригинально и самостоятельно.
Решающее же значение в отказе Хайдеггера от
католичества принадлежит его жене, так и не перешедшей в католичество.
Теперь она умно использует все трещины в религиозных убеждениях мужа и
его отношениях с католиками и расчетливо ведет дело к тому, чтобы
Хайдеггер порвал с католической церковью. Разрыв приходится ускорить
из-за того, что чета Хайдеггеров ожидает ребенка и крестить его по
католическому обряду не собирается.
Хайдеггер отсылает Кребсу письмо.
«Теоретико-познавательные исследования, относящиеся главным образом к
теории исторического познания, — пишет он, — сделали для меня
проблематичной и неприемлемой систему католицизма, хотя и не
христианство и метафизику, которые теперь имеют для меня совершенно
новый смысл».
В начале 1922 года благодаря ходатайству Гуссерля
тридцатитрехлетний Хайдеггер становится экстраординарным профессором
Марбургского университета. Материальное положение упрочено. Но сам
городок, его воздух, скудная библиотека — все раздражает Хайдеггера. Он
охотнее поселился бы в Гейдельберге, в который его теперь привлекает
начавшаяся дружба с профессором Карлом Ясперсом. Именно одухотворенный
философский поиск спасает Хайдеггера. Спасает и хижина в Тодтнауберге,
недалеко от родных мест — горный воздух, работа по дереву и, главное,
вдохновенное создание книги «Бытие и время», которой суждено было стать
одним из классических произведений XX века. Лекции Хайдеггера в
университете пользуются большой популярностью у студентов. Но с
коллегами — за исключением известного протестантского теолога Р.
Бультмана — нет взаимопонимания. В том же 1925 году, когда уже написано
«Бытие и время», снова поднимается вопрос о должности ординарного
профессора для Хайдеггера.
И снова конкурентная борьба… Она длится аж до 1927
года, когда полученная, наконец, должность профессора не так и нужна
Хайдеггеру, потому что Фрейбургский университет призывает его к себе:
освободилось место Гуссерля, который в 68 лет ушел в отставку. В
Хайдеггере укрепляется скрытая, изливаемая только в письмах, злость
против университетских бонз и порядков — и потом она еще не раз вырвется
наружу. Места в Марбурге и Фрейбурге опять получены главным образом
благодаря Гуссерлю.
Однако в 1927 году после опубликования «Бытие и
время» между Гуссерлем и Хайдеггером наступает охлаждение. Хайдеггер
предъявил книгу не просто незаурядную, а выдающуюся, пролагающую новый
путь. Этот путь начинался и от феноменологической, прежде всего
гуссерлевской, дороги, но был оригинально, неповторимо хайдеггеровским.
Такой «неверности» ученика великий учитель не смог вынести.
«Бытие и время» — это центральная, самая яркая
звезда, вокруг которой можно расположить другие работы. В частности,
тексты марбургских лекций.
Это книга философа XX века, притом ее возникновение
именно в 1920-х годах тоже по-своему отражается в стилистике и
содержании произведения. Хайдеггеру удается разглядеть не первые и не
последние угрозы, нависшие над человечески бытием и через него над
бытием вообще.
Во Франкфурт философ возвращается почти триумфально.
За должность, освобожденную Гуссерлем, не надо бороться: в глазах
философской общественности Хайдеггер, автор книги «Бытие и время», —
естественный наследник «трона» увенчанного лаврами основателя
феноменологии. 24 июля 1929 года Хайдеггер читает свою профессорскую
речь — лекцию на тему «Что такое метафизика?»
В 1933 году Хайдеггер оказывается среди сравнительно
немногих известных людей, которые сотрудничают с нацизмом. Он находит
среди его идейных устремлений нечто созвучное собственным
умонастроениям. Погруженный в свои мысли и занятия, Хайдеггер не
располагает временем, да и не имеет особого желания вчитываться в «Майн
кампф» Гитлера или писания фашиствующих «теоретиков». Нацистские
студенческие союзы обещают обновление и величие Германии. Хайдеггер,
которого всегда любили студенты, знает и учитывает их настроения (теперь
и его собственный сын становится студентом). Профессора увлекает волна
студенческого «национального одушевления», и постепенно он попадает в
сети гитлеровских организаций Фрейбургского университета.
Хайдеггер выступает за глубокую — в его понимании
поистине революционную — реформу немецких университетов. У него
интересные реформаторские замыслы, но ставку он делает на гитлеровскую
партию и ее адептов в немецкой университетской структуре.
21 апреля 1933 года Хайдеггер избран ректором
университета Фрейбурга. Через десять дней он должен выполнить важнейший
пункт предвыборного соглашения с фашистами. 1 мая 1933 года, во вновь
учрежденный праздник труда, Мартин Хайдеггер торжественно вступает в
члены Национал-социалистической рабочей партии Адольфа Гитлера.
Хайдеггер полон боевых планов. 27 мая университет
собирается, чтобы послушать «тронную речь» новоиспеченного ректора и
партайгеноссе. Речь называется «Самоутверждение немецких университетов».
Но она обрушивается именно на университетские свободы и права, причем в
манере демагогической.
В конце ноября 1933 года ректор Хайдеггер читает
доклад «Университет в национал-социалистическом государстве», в котором
есть немало тезисов, способных порадовать нацистское руководство. «Каким
видится университет в новом государстве? Новый студент — это больше не
академический гражданин. Он проходит через трудовую повинность, состоит в
СА или СС, занимается спортом. Учеба теперь называется службой через
знания. А скоро все это сольется в радостное единство».
Заняв ректорскую должность, Хайдеггер должен
предпринимать шаги, которых нацистская партия ожидает от него как
партайгеноссе, получившего ее поддержку. На первый план выдвигается так
называемый еврейский вопрос. Среди друзей, учителей, коллег и студентов
Хайдеггера есть евреи. Хайдеггер, завязывая сотрудничество с нацистами,
не может не знать, что их идеология густо замешана на расизме и
антисемитизме. Есть свидетельства неприятия Хайдеггером биологически
обосновываемого расизма. Во всяком случае, если Хайдеггер поначалу и
задумал уклониться от действий, диктуемых национализмом и антисемитизмом
официальной гитлеровской политики, то ему предстоит убедиться, сколь
непросто реализовать такой замысел. Он старается держаться в стороне.
В 1933–1934 годы проясняют многое из того, что прежде
могло казаться непонятным. Если Хайдеггер и питает надежды на какую-то
самостоятельность в проведении университетской реформы, на свое
формирующее философское влияние, то очень скоро надежды его рушатся. Его
соперники делают все, чтобы помешать звезде Хайдегерра взойти на
небосклоне официальной нацистской идеологии. Борьба нацистов за власть в
философии помогает Хайдеггеру, который уже тяготится зависимостью от
национал-социалистической политики, уйти в тень. Это спасает мыслителя.
Правда, Хайдеггер остается в нацистской партии, до 1945 года продолжая
платить членские взносы. Однако в те времена выйти из партии означало
расстаться с жизнью.
Время ректорства — национал-социалистическая суета и
почти никакой философской работы. А вот после, с 1935 по 1945 год,
философствование возобновляется и продолжается. Нет ничего удивительного
в том, что главное внимание Хайдеггера привлечено к истории философской
мысли, к истории культуры.
Фрейбург, 25 апреля 1945 года. Остается две недели до
конца Второй мировой войны. Французские оккупационные войска
размещаются в старинном университетском городке. Дело Хайдеггера
поручается специальной комиссии, в которую входят профессора, только что
освобожденные из нацистских тюрем, куда они некогда попали за
«политические преступления», то есть за какие-то формы протеста против
гитлеризма. Комиссия по существу соглашается с той предложенной
философом версией, что после 1934 года его отношения с нацистами
фактически прервались. Тем не менее комиссия делает заключение.
«Несмотря на более позднее отчуждение, нет никакого
сомнения в том, что Хайдеггер в судьбоносном 1933 году сознательно
поставил на службу национал-социалистической революции великий блеск
своего имени и свое специфическое ораторское искусство — и тем самым
способствовал оправданию этой революции в глазах немецкой образованной
публики»
Решением комиссии Хайдеггер отстранен от
преподавательской деятельности во Фрейбурге, ему временно запрещено
преподавать где бы то ни было в Германии. Самому Хайдеггеру и некоторым
его почитателям решение комиссии представится очень жестким, а
расследование (как напишет Хайдеггер в одном из писем 1945 года) —
«инквизиторским».
Ханна Арендт прославилась на весь мир как критик
«тоталитарного общества» и безусловный защитник либерализма. Между тем
она была любовницей и верной ученицей Хайдеггера. Когда его в
послевоенные годы обвиняли в сотрудничестве с режимом, она выступила в
защиту своего бывшего возлюбленного.
После войны Мартин Хайдеггер переживает несколько
тяжелых для него лет Это период отчуждения и недоверия. Опорой, как
всегда, остается семья. И, конечно, «общение» с теми и с тем, от кого и
от чего не могут оторвать философа ничьи решения, — с великими
мыслителями прошлого, с великими произведениями, идеями и образами
человеческой культуры.
Духовным убежищем для него становится история
философии, история культуры. К концу 1940-х — началу 1950-х годов круг
отчуждения постепенно разрывается. Некоторые бывшие коллеги и друзья,
так и не дождавшиеся раскаяния от Хайдеггера, но полагающие, что он
достаточно наказан отлучением от университета, один за другим
восстанавливают контакты с философом С Хайдеггером, чья философская
слава в годы забвения не уменьшается, а растет, начинают общаться новые
поколения философов, поэтов, художников.
К сентябрю 1949 года, к 60-летию философа,
незлопамятная общественность вполне созревает для того, чтобы возвратить
Хайдеггера к свету культурно-исторической рампы. Инициатива
первоначально исходит от таких почтенных мыслителей, как Г. Гадамер,
который несмотря на немалые трудности, организовывает публикацию книги,
посвященной юбилею Хайдеггера. Философский факультет Фрейбургского
университета снова и снова ставит перед университетским сенатом вопрос о
возвращении Хайдеггера в альма матер. Положение деликатное ведь
существует решение сената от 1945 года, налагающее запрет на
педагогическую деятельность профессора. К тому же членам сената, в
основном представителям естественнонаучного знания, не совсем ясен
вопрос о значении Хайдеггера как мыслителя. Вопрос адресован факультету,
который дает на него совершенно недвусмысленный ответ.
Располагает ли Хайдеггер в философском диалоге столь
существенным голосом, который позволяет поставить его рядом с Гегелем,
Кьеркегором, Ницше, Дильтеем, Гуссерлем и другими выдающимися людьми?
Факультет отвечает на сам вопрос утвердительно и,
относясь с полнейшим уважением ко всем сомнениям, не хотел бы навсегда
отделить себя от Мартина Хайдеггера.
И когда препятствия преодолены, когда Хайдеггер
начинает выступать перед публикой, перед Студентами — сначала в клубах,
потом во Фрейбургском университете и в Баварской академии изящных
искусств, то его ожидает настоящий триумф, аудитории переполнены.
Хайдеггер участвует в семинарах, в 1962 году посещает
Грецию, там же через пять лет делает доклад «Происхождение искусства и
определение мышления».
Умер мыслитель 26 мая в возрасте 86 лет 28 мая. Хайдеггер был похоронен в Месскирхе, почетным гражданином которого он являлся.
Мартин Хайдеггер один из основоположников
экзистенциализма. Хотя экзистенциалистские идеи уже выдвигались ранее,
Хайдеггер в монографии «Бытие и время» (1927) впервые сделал попытку в
систематической форме изложить основные принципы экзистенциалистского
подхода в философии. Главная философская работа Хайдеггера «Бытие и
время», опубликованная в 1927 году, написана очень мудреным языком. Н.
Бердяев, например, считал язык Хайдеггера «несносным», а его
многочисленные словообразования, слова типа «можествование», —
бессмысленными или, по крайней мере, очень неудачными.
Впрочем, языку Хайдеггера, как и Гегеля, свойственна
своеобразная выразительность, у них, бесспорно, есть свой литературный
стиль.
Хайдеггер описывает свою философию как исследование
бытия. Его считают экзистенциалистом, хотя он сам отрицает эту связь,
утверждая, что именно бытие как таковое, а не личностное существование
представляет для него наибольший интерес. Его работа направлена в
основном на поиски некоторого вида значения, лежащего в сердце
удивительного факта, состоящего в том, что «существуют вещи». Он многим
обязан Кьеркегору и своему учителю — Эдмунду Гуссерлю.
В свою очередь Хайдеггер оказал большое влияние на
Сартра. Хайдеггер использует термин «бытие», чтобы описать способ
существования человека, и утверждает, что человеческая жизнь радикально
отлична от других форм жизни потому что способна познать себя и
размышлять об этом бытии. Человеческие существа, утверждает он, могут
выбрать подлинную жизнь, полностью понимая свое положение в мире, или
неподлинную, существование наподобие автоматов, бездумно
приспосабливаясь к установленным порядкам и образцам.
Хайдеггер дает анализ человеческого существования и
рассматривает его как путь к пониманию самого бытия. Его методом
является феноменология. Цель ее состоит в том, чтобы указать и описать
данные непосредственного опыта просто как они есть, не накладывая на них
организующие понятия. С феноменологической точки зрения, мир есть
состояние, в котором мы заняты и живем, он конституирует наши жизни.
Наша человеческая реальность, или способ существования, является тем
множеством путей, в которых мы осуществляем жизнь. Это означает «что-то
делать, что-то производить, обращать внимание на что-то, присматривать
за чем-то, использовать что-то, отказываться от чего-то и давать
возможность чему-то, поддерживая, сопровождая проявляя, раздражаясь,
рассуждая, обсуждая, определяя».
Хайдеггер пишет о «столкновении» с миром и
«настроении», с которым мы сталкиваемся с миром, как об оценке мира. Мы
находимся в мире, претворяя наши собственные перспективы в жизни.
Человек присваивает мир, схватывает ситуацию, в которой он находится в
мире, и понимает, что он может попытаться сделать, прежде чем все это
будет увлечено потоком событии. Однако эта тесная связанность с жизнью
мира вызывает напряжение между самореализацией человека и бездумной
коллективной практикой, которую осуществляют «они» в мире. Я могу
сделаться деперсонализированным объектом использования другими,
поддаваясь механическим привычкам и условностям повседневного
существования, приспосабливаясь к тому, что является средним, обычным и
часто банальным.
Хайдеггер описывает такого человека в качестве
«анонимного существа» ставшего отчужденным от своего истинного «Я»,
существа, страдающего отсутствием аутентичности, подлинности. Однако
дело не в том, что если «я» аутентичен, то буду вести себя обязательно
необыкновенным или странным образом, а в том, что мои действия,
независимо от того, странные они или привычные, происходят из моего
собственного поведения, а не из внешних факторов». Нетость Бога
означает, — писал Хайдеггер в 1946 году, — что более нет видимого Бога,
который неопровержимо собирал бы к себе и вокруг себя людей и вещи и
изнутри такого собирания складывал бы и мировую историю и человеческое
местопребывание в ней». Ничего нет, но это ничто и пустота человеческого
существования пробуждают страх и постоянную тревогу, которые становятся
чуть ли не главным содержанием здесь бытия.
«Мы не можем сказать, перед чем человеку жутко, —
пытается Хайдеггер в одном из своих выступлений популярно разъяснить
смысл книги «Бытие и время» — Вообще делается жутко. Все вещи и мы сами
тонем в каком-то безразличии. Не остается ничего для опоры. Остается и
захлестывает нас — среди ускользания сущего — только это «ничего».
Ужасом приоткрывается Ничто».
Человек «заброшен» в Ничто (Космоса и природы), он
обречен мучиться бессмысленностью и одиночеством своего существования.
Однако в мучении и заключается жизнь, в невозможности вырваться из
небытия, ничто, бессмысленности — единственно человеческий смысл и даже
радость. Она рождается из бездны отчаяния, не переставая быть отчаянием.
«Поздний» Хайдеггер пришел к своеобразному признанию бытия Бога — бытия
его как продукта обезбоженного мира. Но Бог Хайдеггера остается особым
видом или формой существования абсолютного Ничто. По сути дела, такое же
Ничто представляет собой «Бытие» Хайдеггера, о сущности которого
постоянно размышляет философ.
|