Испанский философ и публицист, представитель философии
жизни и философии антропологии. Подлинную реальность, дающую смысл
человеческому бытию, усматривал в истории, истолковывая ее в духе
экзистенциализма как духовный опыт непосредственного переживания. Один
из главных представителей концепций «массового общества» массовой
культуры («Восстание масс», 1920–1930) и теории элиты. В эстетике
выступил как теоретик модернизма («Дегуманизация искусства», 1925).
В испанской философии XX века Ортега признан не
«первым среди равных», а первым философом в собственном смысле слова.
Его учение оказало огромное влияние на весь испано-язычный мир. Ученики
Ортеги, как оставшиеся в Испании, так и эмигрировавшие в страны
Латинской Америки, на основе его философии развили свои учения.
Крупнейшие испанские философы последних десятилетий — X. Субири, Х. Л.
Арангурен — в прошлом тоже ученики Ортеги. Экзистенциализм оставался
одним из главных направлений философии во всех странах послевоенной
Европы, а в Испании его влияние оказалось настолько сильным, что почти
ни один испанский мыслитель 1940–1980-х годов не избежал этого влияния,
вплоть до людей, специальность которых была весьма далека от философии.
Философия истории Ортеги оказала также влияние на
целое поколение испанских историков, послевоенный «тремендизм» в
литературе (его виднейший представитель X. Л. Села стал недавно
лауреатом Нобелевской премии) прямо связан с философией Ортеги. В
1940–1950-е годы ортегианство развивалось как единственное оппозиционное
схоластике философское учение.
Хосе Ортега-и-Гассет родился в Мадриде 9 мая 1883
года. Его семья принадлежала к культурной буржуазии времен Реставрации,
правления короля Альфонса XII. Отец, Хосе Ортега Мунилья, был
публицистом, писателем, вел литературный раздел в газете «Импарсиаль».
Мать, Долорес Гассет Чинчилья, была дочерью основателя и владельца этой
либеральной газеты, в прошлом дипломата. Если учесть, что дяди, братья, а
потом и сыновья Ортеги принимали активное участие в политической и
культурной жизни страны, то неудивительно, что в Испанском
энциклопедическом словаре представлена дюжина его родственников. В
Испании традиционно первая фамилия достается от отца, вторая — от
матери. Так, сыновья философа носили фамилию Ортега Спотторно (девичья
фамилия жены — Спотторно). В фамилию Ортега-и-Гассет «и» было вставлено
для благозвучия. Сокращенно, только по первой фамилии, философа сначала
стали называть в узком кругу друзей, а потом, уже в 1940-е годы, он сам
настаивал, чтобы его звали просто Ортегой.
Рождение в семье, где вопросы литературы,
журналистики, политики обсуждались повседневно, а о добывании куска
хлеба заботиться не приходилось, конечно, сыграло свою роль в
формировании воззрений будущего философа. Сам он говаривал, что родился
под печатным станком, а общение с родственниками — депутатами,
министрами — подготавливало естественное включение в мир политики. Хотя к
религии родители Ортеги были достаточно равнодушны, учиться его отдали
вместе с братом в иезуитский колледж в возрасте 8 лет (в
Мирафлорес-дель-Пало, под Малагой). Чувства благодарности к учившим его
шесть лет отцам-иезуитам Ортега не испытывал. Впоследствии он обращался к
своим современникам — «к тем, кто не имел учителей, к тем, кто имеет
смелость признать, что ничему не научился по-испански: ни искусству, ни
уму, ни добродетели». По воспоминаниям Ортеги, невежество соединялось в
колледже с насмешкой над лучшими умами человечества, мораль заменял
«набор правил или глупейших упражнений, предрассудков», искусство вообще
игнорировалось. Во времена Декарта и даже Вольтера иезуитские колледжи
славились еще своими педагогами, но к концу XIX века, да еще в Испании,
они не могли уже дать и христианского воспитания — ранняя утрата
христианской веры в старших классах колледжа произошла без всяких
внутренних конфликтов — она, по словам Ортеги, «испарилась».
Не многим отличалось от среднего и высшее
образование. В 15 лет Ортега поступил в университет, год учился на
отделении права, философии и литературы в иезуитском университете в
Бильбао, затем три года в Мадриде. Сносно учили только древним языкам.
Ортега писал впоследствии о «торжественных людях, повторяющих мертвые
слова, дабы распространить среди новых поколений собственную
несостоятельность». Недостатки школьного и университетского образования
восполнялись самостоятельным чтением: в домашней библиотеке наряду с
испанской классикой было множество книг на французском языке: он читает
Гюго, Тэна, Сент-Бёва, Шатобриана, Стендаля, Констана, Мериме, Ренана,
Барреса, Флобера, Золя, Мопассана, лучших французских поэтов и
философов. По собственному признанию Ортеги, он «с детства был пропитан
французской культурой». Наибольшее влияние на него оказали работы
французских историков — Мишле, Тьерри, Токвиля и особенно Ренана (не
столько содержание книг последнего, сколько стиль, склонность к
соединению метафизики с литературой, к риторике). Конечно, в круг чтения
входили греко-латинские классики, а из немцев Ортега еще в юности
прекрасно знал Гёте, Гейне, Шопенгауэра и Ницше, о философии которого он
вел нескончаемые споры с приятелем, Рамиро де Маэсту (в дальнейшем этот
талантливый публицист станет виднейшим идеологом испанского
традиционализма и будет расстрелян республиканцами в 1936 году). С
английской литературой и философией Ортега познакомится много позже; она
не сыграет сколько-нибудь значительной роли в развитии его идей.
При всей любви Ортеги к блестящей французской
литературе и к живописи импрессионистов к французской философии у него
очень быстро выработался «иммунитет». «Мы воспитывались в этой среде
французского декадентства, а потому существовал риск принять в качестве
самоочевидных ценностей, как нормальную культуру, то, что было, скорее,
пороком, аномалией и слабостью». Интонации здесь ницшеанские; не без
влияния Ницше к явлениям культуры применяются физиологические и
медицинские понятия. Впрочем, интерес к немецкой философии не
ограничивался вошедшим в моду по всей Европе ницшеанством. Защитив в
1904 году докторскую диссертацию «Ужасы тысячного года. Критика одной
легенды», Ортега отправляется в 1905 году в Германию.
Вначале Ортега симпатизировал социализму, видел в нем
общественную силу, способную провести необходимые реформы. В социализме
II Интернационала Ортегу привлекали стремление к социальной
справедливости, почтительное отношение к науке, достаточно высокая
культура вождей рабочего движения — в Пабло Иглесиасе он видел образец
гражданских добродетелей, единственного национального лидера, ведущего
борьбу не за власть как таковую, а во имя высоких общественных идеалов.
Марксизм Ортега, впрочем, не принимал, полагая, что догматическое учение
о классовой борьбе мешает национальной консолидации. Он был хорошо
знаком с трудами Лассаля и Бернштейна, но главным источником для него
оставался «этический социализм» неокантианцев.
Итак, Ортега отправился в Германию в 1905 году,
пробыл один семестр в Лейпциге, где занимался физиологией и психологией,
штудировал три кантовские «Критики». Затем он ненадолго вернулся в
Испанию, чтобы выхлопотать государственную стипендию для более
длительного пребывания в Германии. В 1906–1907 годах он в течение одного
семестра занимался в Берлине и около года — в Марбурге. В Берлине
Ортега в основном работал в библиотеке, восполняя пробелы в познаниях,
по 10–12 часов в сутки. Впоследствии, открыв для себя в конце 20-х годов
труды В. Дильтея, он сожалел, что пропустил последние лекционные курсы и
книги этого мыслителя, высказывавшего созвучные Ортеге идеи. Но в то
время он находился под определяющим влиянием неокантианства.
В начале века Марбург оказался местом паломничества европейской молодежи, желающей получить настоящее философское образование.
Университетские годы в Марбурге — он был учеником
Когена и Наторпа — подарили ему, по его собственным словам, по меньшей
мере половину его чаяний и почти все его научное образование, приведя
его в соприкосновение с наследием Канта. Дильтея он считал выдающимся
немецким философом второй половины XIX века, и дильтеевская идея о связи
между понятиями «жизнь» и «история» в значительной мере оказала влияние
на его собственное творчество. Позднее Ницше и Бергсон направили его по
пути философии жизни, и он пытался найти принципиальную основу жизни в
области биологии. Претензиям естественных наук на исключительное
господство он противится, и не только потому, что они оставляют в
стороне трансцендентное. Философии здесь отдавали не только дни в
университетских аудиториях и вечера в библиотеке, но и часы отдыха —
ночи, когда вместе с Н. Гартманом и X. Хаймсетом Ортега обсуждал
творения Парменида, Лейбница, Канта. Неокантианство было прекрасной
школой, дисциплиной для ума. В дальнейшем Ортега трезво оценивал и
ограниченность подхода своих учителей философия исчерпывалась теорией
познания, узким оставался взгляд на историю философии — помимо Канта, в
цене были Декарт, Лейбниц, Платон, но и они читались сквозь тексты
Канта. В «Прологе для немцев» Ортега писал о Наторпе, что тот лет на
12–14 посадил Платона на хлеб и воду, подверг мучительнейшим истязаниям,
чтобы Платон в итоге признался, что говорил он в точности то же самое,
что и Наторп.
С 1908 года Ортега преподает философию, а в 1910 году
получает кафедру метафизики в Мадридском университете, где и читает
курсы лекций вплоть до 1936 года. Число учеников и последователей быстро
растет, к началу 1930-х годов образуется «мадридская школа»,
просуществовавшая несколько десятилетий и сыгравшая огромную роль в
развитии философской мысли в Испании и в странах Латинской Америки (куда
эмигрировали после поражения Республики многие ученики Ортеги). Когда
Ортега начинал свою деятельность, философии в испанских университетах
попросту не существовало.
В этих условиях ему было не до «технических»
сложностей: он занимался просветительством, пропагандой философии и в
небольших университетских аудиториях, и в огромном здании театра (здесь
он прочитал при огромном стечении публики курс «Что такое философия?»).
Ортега называл себя «профессором философии in partibus infidehum»: своей
задачей он считал обратить этих «язычников» в философию — этому служили
и газетные статьи, и организация переводов, издательская деятельность.
Им были основаны доныне существующие журнал и
издательство «Ревиста де оксиденте», где в 1920–1930-х годах и стали
публиковаться лучшие произведения зарубежных философов и ученых. Именно
эта благородная просветительская деятельность и является причиной
многочисленных затруднений при анализе собственной концепции Ортеги. Не
всегда понятно, где кончается комментарий Ортеги к трудам того или иного
философа и начинается изложение его собственных идей; важнейшие из них
впервые высказываются в газетной статье, в предисловии, написанном по
случаю, к книжке малоизвестного поэта.
Многие работы Ортеги представляют собой либо
собранные вместе газетные статьи («Восстание масс»), либо запись курса
лекций («Тема нашего времени», «Вокруг Галилея», «Что такое философия?»,
«Человек и люди»). Ортега прекрасно понимал, что эссеистика не может
заменить работы над систематическим изложением своего учения.
В 1932 году в предисловии к собранию собственных
сочинений он сообщил, что для него наступает время «второго плавания» —
отныне он намерен писать не только блестящие эссе, но и строго логичные
трактаты, фундаментальные исследования. Однако написать задуманный
трактат «Заря жизненного разума» ему не удалось, как не удалось
завершить самое «техническое» свое исследование — «Идея принципа у
Лейбница и эволюция дедуктивной теории». Лишь на треть, если судить по
сохранившемуся плану, была написана главная работа по социологии —
«Человек и люди». Помешали политические события, прервавшие труды за
письменным столом и в университетской аудитории.
Ортега не был философом «не от мира сего», два тома
собрания его сочинений представляют собой политическую публицистику.
Некоторые его статьи имели необычайно широкий резонанс: например, статьи
против военной диктатуры и монархии в 1929–1930 годах. Когда начался
франкистский мятеж, Ортега, несмотря на антипатию к тогдашнему
правительству, высказался в защиту законной власти, но затем, увидев
воочию правый и левый террор в стране, он уехал из Испании. Начинаются
годы странствий: Франция, Голландия, Аргентина, Португалия, наконец, в
1945-м Ортега возвращается на родину. Что его здесь ожидало?
Всякая гражданская война ужасна, итог испанской —
миллион убитых, почти миллион эмигрантов, сотни тысяч заключенных в
тюрьмы, искалеченных. Война оставила свой след и в семье Ортеги — один
его сын был республиканцем и эмигрировал, другой воевал как фалангист.
Почти все ученики покинули страну. Вместе с оставшимся X. Мариасом
Ортега основывает в 1948 году Институт гуманитарных наук, где читает
курсы по философии истории А. Тойнби, цикл лекций «Человек и люди». В
Испании он жил во «внутренней эмиграции», не сказав ни единого слова в
поддержку режима, но воздерживаясь и от открытой критики. Несмотря на то
что всю свою сознательную жизнь Ортега не был практикующим
христианином, перед смертью (19 октября 1955) он исповедался и
причастился.
Трудно сказать, было ли это искренним обращением к
Богу на смертном одре, или же исполнением социальных конвенций во благо
семьи, а равно своих книг, которые иначе сразу же попали бы в папский
индекс и сделались бы недоступными для испанского читателя. Попытка
включить его книги в папский индекс все же была предпринята — сразу
после смерти началась кампания в официальных средствах массовой
информации, формулировки «вульгаризатор-европеист», «космополит»,
«развратитель юношества», «пьяная философия» и им подобные не сходили с
уст «обличителей». Из философов особо отличился неотомист Сантьяго
Рамирес, написавший за три года пять томов против Ортеги и его учеников.
Причины этой кампании вполне понятны: в 1950-е годы
учение Ортеги пользовалось колоссальным авторитетом у читающей молодежи,
его книги были чуть ли не единственным источником философского
инакомыслия, свободной мысли как таковой. Философские произведения
другого крупнейшего испанского мыслителя, Унамуно, оказались включенными
в индекс; с трудами Ортеги этого все же не произошло — началась
«либерализация» франкистского режима, после Ватиканского собора
уменьшилось давление со стороны церкви.
Всякая философская система содержит в себе, как
стержень, какое-то интуитивное видение целого, из коего затем выводятся
части, существует иерархия проблем — одни из них имеют первостепенную
важность, другие философу неинтересны. Ортега неплохо знал современную
физику и биологию, писал о философских проблемах логики и математики, но
все эти вопросы имели для него подчиненное значение. В центре его
философии находится погруженный в историческое становление человек,
«радикальной реальностью» для него является человеческая жизнь, а
предложенная им теория «жизненного разума» (рациовитализм) призвана дать
ориентиры современному человеку, обнаружившему себя в условиях кризиса
европейской культуры.
В своих первых социологических работах «Дегуманизация
искусства» (1925) и «Восстание масс» (1929) он утверждал, что культура и
цивилизация внутренне противоположны демократии. Современный век
уникален в своем отвержении понятия элитарного общества. Вместо
послушного получения ценностей, моделей и целей от аристократии,
«суперчеловека» «массовый человек» в настоящее время позволяет
навязывать себе конформизм, терпимость и невоспитанность как ведущие
социальные принципы.
В «Дегуманизации искусства» Ортега показывает, что
современное искусство есть антиэгалитарное, недемократическое искусство.
Он утверждает, что цель таких «трудных» художников, как Малларме,
Стравинский, Пикассо, Джойс, Пиранделло, состоит в том, чтобы
целенаправленно исключать массы из культурной жизни, которая во все
времена является деятельностью элитарной. Единственная область, где
аристократическая модель Ортеги была раскрыта на конкретном материале, —
это его эстетика: работа «Дегуманизация искусства» представляет собой
скорее трактат по социологии, нежели эстетическую теорию в собственном
смысле слова. Изложенная здесь концепция имела точки соприкосновения с
авангардистскими поисками начала века и оказала известное влияние на
творчество ряда испанских писателей и художников. Стоит сказать, что сам
Ортега не является большим поклонником авангардизма и уж никак не был
выразителем воззрений эстетствующей богемы.
В работе «Восстание масс» он выступает за европейское
единение в защиту общей западной культуры против варварства масс. Под
элитой он понимает тех, кто имеет определенное «превосходство» (не в
деньгах), а «суперчеловек» — это тот, кто свободно выбирает свои цели, в
то время как массы пассивно повинуются нормам, «установленным другими».
Новое учение — позднее Ортега назвал его
рациовитализмом, чтобы подчеркнуть тесную связь между мышлением и
жизнью, — вырастало на скудной почве. В книге «Испания без позвоночного
столба» представлен анализ процесса разложения. Сепаратизм провинций
Каталонии, Бискайи и партикуляризм классов — все это было концом долгого
пути к упадку, на котором торжествуют массы, оставшиеся без
руководства. Прогноз для Испании расширяется до прогноза для всей
европейской культуры. Ортега признает свое единомыслие со Шпенглером,
Сорокиным, Тойнби в том, что культуры созревают и гибнут. И вместе с
этими философами он применяет свой анализ к современному положению. Его
социально-политический этюд о массовом восстании вызвал обсуждение во
всей Европе, равное по значению спорам вокруг «Заката Европы».
Ортега исследует духовное и душевное состояние
человека нашего времени — массового человека, он прослеживает путь к его
победе, путь к возрастающему опустошению содержания жизни. Однако
восстание масс, как все основные черты современности, подлежит двойному
пониманию. Современная действительность имеет два лица: лик победы и лик
смерти. Восстание масс может привести к новому, непредвиденному строю
жизни, но также к величайшей из катастроф во всей судьбе человечества,
и, быть может, опасность превышает надежду. Лишенная заповедей,
обязывающих к определенному жизненному поведению, наша жизнь застыла в
ожидании.
В работах «Современная тема» (1923), «История как
система» (1935) он пишет о необходимости «подчинять разум жизни». Для
него характерен утопический рационализм — стремление развить критическую
способность за счет «биологической» непрерывности жизни. Мы должны,
считает Ортега, научиться рассуждать «исторически», то есть определять
нашу умственную деятельность в границах, созданных временем и
пространством, в котором мы живем.
«Мы должны искать наши собственные обстоятельства… в
их пределах и особенностях… Заново освоить обстоятельства есть реальная
судьба человека… Я есть сам и мои обстоятельства». Это утверждение можно
считать испанским вариантом экзистенциализма.
Несколько чрезмерно обобщая, он говорил до последних
своих дней, что во всяком человеческом начинании есть нечто утопическое.
Человек стремится к знанию, но ему никогда не удается действительно
познать хоть нечто. Он стремится к справедливости и в конце концов
непременно совершает мерзость. Он думает, что любит, и должен в конце
концов убедиться, что любовные обеты так и остались обетами.
Человеческие намерения никогда не осуществляются так, как они задуманы,
судьба человека — быть лишь обещанием, живой утопией.
|