Русский религиозный философ, ученый, священник и
богослов, последователь Вл. С. Соловьева. Центральные вопросы его
главной работы «Столп и утверждение Истины» (1914) — идущая от Соловьева
концепция всеединства и учение о Софии, а также обоснование
православной догматики, особенно триединства, аскетизма и почитания
икон. Основные произведения: «Смысл идеализма» (1914), «Около Хомякова»
(1916), «Первые шаги философии» (1917), «Иконостас» (1918), «Мнимости в
геометрии» (1922).
Павел Александрович Флоренский был человеком великих дарований и уникальной трагической судьбы.
Выдающийся математик, философ, богослов,
искусствовед, прозаик, инженер, лингвист, государственный мыслитель
родился 9 января 1882 года близ местечка Евлах Елизаветпольской губернии
(ныне Азербайджан) в семье инженера-путейца, строившего Закавказскую
железную дорогу. Мать происходила из древнего армянского рода Сапаровых.
Кроме старшего Павла, в семье было еще пять детей. В своих записках
«Детям моим. Воспоминания прошлых дней» (1916–1924) Флоренский исследует
мир детства. «Секрет гениальности — в сохранении детства, детской
конституции на всю жизнь. Эта-то конституция и дает гению объективное
восприятие мира…», — считает он.
С детства он присматривался ко всему необычайному,
усматривая в «особенном» (так называется один из разделов его
воспоминаний) сигналы иного мира. «… Там, где спокойный ход жизни
нарушен, где разрывается ткань обычной причинности, там виделись мне
залоги духовности бытия, — пожалуй, бессмертия, в котором, впрочем, я
был всегда уверен настолько прочно, что оно меня даже мало занимало, как
не стало занимать и впоследствии и подразумевалось само собою». Ребенка
волновали сказки, фокусы, все, что отличалось от обычного вида вещей.
Религиозно-философские убеждения Флоренского сложились не из философских
книг, которые он читал мало и всегда неохотно, а из детских наблюдений.
Ребенком его волновала «сдержанная мощь природных форм, когда за явным
предвкушается беспредельно больше сокровенное». Отец Флоренского сказал
как-то своему сыну-гимназисту, что его (сына) сила «не в исследовании
частного и не в мышлении общего, а там, где они сочетаются, на границе
общего и частного, отвлеченного и конкретного. Может быть, при этом отец
сказал еще — «на границе поэзии и науки», но последнего я твердо не
припоминаю».
Вспоминая о годах ученичества во 2-й тифлисской
гимназии, Флоренский писал: «Страсть к знаниям поглощала все мое
внимание и время». Преимущественно он занимался физикой и наблюдением
природы. В конце гимназического курса, летом 1899 года, Флоренский
пережил духовный кризис. Открывшаяся ограниченность и относительность
физического знания впервые заставила его задуматься об Истине абсолютной
и целостной.
Этот кризис научного мировоззрения Флоренский описал в
главе «Обвал» книги воспоминаний. Он хорошо помнил время («жаркий
полдень») и место («на склоне горы по ту сторону Куры»), когда вдруг ему
стало ясно, что «все научное мировоззрение — труха и условность, не
имеющая никакого отношения к истине». Поиски истины продолжались и
завершились обнаружением простого факта, что истина в нас самих, в нашей
жизни «Истина всегда дана была людям, и Она не есть плод научения
какой-нибудь книги, не рациональное, а нечто гораздо более глубокое
построение, внутри нас живущее, то, чем мы живем, дышим, питаемся».
Первым душевным порывом после духовного переворота
было уйти в народ отчасти под влиянием сочинений Л. Н. Толстого,
которому в то время Флоренский написал письмо. Родители настояли на
продолжении образования и в 1900 году Флоренский поступил на
физико-математический факультет Московского университета. Наибольшее
влияние на него оказал один из основателей Московского математического
общества Н. В. Бугаев. Свое кандидатское сочинение на специальную
математическую тему Флоренский предполагал сделать частью большой
работы, синтезирующей математику и философию.
Помимо занятий математикой Флоренский слушал лекции
на историко-филологическом факультете, самостоятельно изучал историю
искусства. «Мои занятия математикой и физикой, — писал он
впоследствии, — привели меня к признанию формальной возможности
теоретических основ общечеловеческого религиозного миросозерцания (идея
прерывности, теория функции, числа). Философски же и исторически я
убедился, что говорить можно не о религиях, а о религии, и что она есть
неотъемлемая принадлежность человечества, хотя и принимает бесчисленные
формы».
В 1904 году, после окончания университета, П. А.
Флоренский поступает в Московскую духовную академию, желая, как он писал
в одном из писем, «произвести синтез церковности и светской культуры,
вполне соединиться с Церковью, но без каких-нибудь компромиссов, честно
воспринимать все положительное учение Церкви и научно-философское
мировоззрение вместе с искусством…»
Главным устремлением тех лет было познание духовности
не отвлеченно-философски, а жизненно. Неудивительно, что кандидатское
сочинение Флоренского «О религиозной истине» (1908), которое стало ядром
его магистерской диссертации и книги «Столп и утверждение Истины»
(1914), было посвящено путям вхождения в Православную Церковь. «Живой
религиозный опыт, как единственный законный способ познания догматов», —
так сам П. А. Флоренский выразил главную мысль книги. «Церковность —
вот имя тому пристанищу, где умиряется тревога сердца, где усмиряются
притязания рассудка, где великий покой нисходит в разум».
После окончания академии в 1908 году Флоренский был
оставлен преподавателем на кафедре истории философии. За годы
преподавания в МДА (1908–1919) он создает ряд оригинальных курсов по
истории античной философии, кантовской проблематике, философии культа и
культуры. А. Ф. Лосев отмечал, что Флоренский «дал концепцию платонизма,
по глубине и тонкости превосходящую все что я читал о Платоне».
«В отце Павле, — писал С. Н. Булгаков, — встретились
культурность и церковность, Афины и Иерусалим, и это органическое
соединение само по себе есть факт церковно-исторического значения».
Вокруг Флоренского, который в 1912–1917 годах еще и
возглавлял журнал «Богословский вестник», сложился круг друзей и
знакомых, которые во многом определяли атмосферу русской культуры начала
XX века. Революция не явилась неожиданностью для Флоренского. Более
того, он много писал о глубоком кризисе буржуазной цивилизации, часто
говорил о надвигающемся крушении привычных устоев жизни. Но «в то время,
когда вся страна бредила революцией, а также и в церковных кругах
возникали одна за другою, хотя и эфемерные, церковно-политические
организации, отец Павел оставался им чужд, — по равнодушию ли своему
вообще к земному устроению, или же потому, что голос вечности вообще
звучал для него сильнее зовов современности» (С. Н. Булгаков).
Флоренский не собирался уезжать из России, хотя на
Западе его ждала блестящая научная карьера и, вероятно, мировая слава.
Он был одним из первых среди лиц духовного звания, кто, служа Церкви,
стал работать в советских учреждениях. Никогда при этом Флоренский не
изменял ни своим убеждениям, ни священному сану, записав себе в
назидание в 1920 году: «Из убеждений своих ничем никогда не поступаться.
Помни, уступка ведет за собою новую уступку, и так — до бесконечности».
До тех пор, пока это было возможно, то есть до 1929 года, Флоренский во
всех советских учреждениях работал, не снимая подрясника, тем самым
открыто свидетельствуя, что он священник. Флоренский ощущал нравственный
долг и призвание в том, чтобы сохранить основы духовной культуры для
будущих поколений.
22 октября 1922 года он вошел в комиссию по охране
памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. В результате
деятельности комиссии было описано огромное историко-художественное
богатство Лавры и спасено национальное достояние. Комиссия подготовила
условия для осуществления декрета «Об обращении в музей
историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры», подписанного
20 апреля 1920 года Председателем Совнаркома В. И. Лениным.
В 1921 году Флоренский был избран профессором Высших
художественно-технических мастерских. В период зарождения и расцвета
различных новых течений (футуризма, конструктивизма, абстракционизма) он
отстаивал духовную ценность и значимость общечеловеческих форм
культуры. Он был убежден, что деятель культуры призван раскрыть
существующую духовную реальность.
«Другой взгляд, согласно которому художник и вообще
деятель культуры сам организует что хочет и как хочет, субъективный и
иллюзионистический взгляд на искусство и на культуру», в конечном итоге
ведет к обессмысливанию и обесцениванию культуры, то есть к разрушению
культуры и человека. Этим вопросам посвящены работы Флоренского «Анализ
пространственности и времени в художественно-изобразительных
произведениях», «Обратная перспектива», «Иконостас», «У водоразделов
мысли».
Как и в юные годы, он убежден в существовании двух
миров — видимого и незримого, сверхчувственного, лишь дающего о себе
знать с помощью «особенного». Таким особенным являются, в частности,
сновидения, которые соединяют мир человеческого бытия с миром
запредельным. Свою концепцию сновидений Флоренский излагает в начале
трактата «Иконостас». Это весьма важная для Флоренского идея обратного
течения времени.
«В сновидении время бежит, и ускоренно бежит
навстречу настоящему, против движения времени бодрственного сознания.
Оно вывернуто через себя, и, значит, вместе с ним вывернуты и все его
конкретные образы. А это значит, что мы перешли в область мнимого
пространства».
Еще в 1919 году он публикует статью «Троице-Сергиева
Лавра и Россия» — своего рода философию русской культуры. Именно в Лавре
Россия ощущается как целое, здесь наглядное воплощение русской идеи,
предстающей как наследие Византии, а через нее — Древней Эллады.
История русской культуры распадается на два периода — Киевский и Московский. Первый состоит в принятии эллинства.
«За формированием извне женственной восприимчивости
русского народа приходит пора мужественного самосознания и духовного
самоопределения, создание государственности, устойчивого быта,
проявление всего своего активного творчества в искусстве и науке и
развитие хозяйства и быта».
Первый период связан с именем равноапостольного
Кирилла, второй — преподобного Сергия. Женская восприимчивость воплощена
в символе Софии-Премудрости, мужественное оформление жизни Московской
Руси — в символе Троицы Троица — символ единения русских земель. Именно
так трактует Флоренский и Троицу Рублева, воплотившего в красках идеи
Сергия Радонежского.
Флоренский — теоретик древнерусской живописи. Именно
он обосновал правомерность «обратной перспективы», на которой построена
иконопись. Не беспомощность, не отсутствие мастерства заставляли
древнего художника увеличивать предметы на заднем плане, но законы,
присущие нашему зрению.
«Русская иконопись XIV–XV веков есть достигнутое
совершенство изобразительности, равного которому или даже подобного не
знает история всемирного искусства и с которым в известном смысле можно
сопоставлять только греческую скульптуру — тоже воплощение духовных
образов и тоже, после светлого подъема, разложенную рационализмом и
чувственностью».
Одновременно с работой по сохранению культурного
наследия П. А. Флоренский был вовлечен в научно-техническую
деятельность. Он избрал прикладную физику отчасти потому, что это
диктовалось практическими нуждами государства и в связи с планом ГОЭЛРО,
отчасти потому, что довольно скоро стало ясно заниматься теоретической
физикой, как он ее понимает, ему не дадут.
В 1920 году Флоренский начинает работать на
московском заводе «Карболит», в следующем году переходит на
исследовательскую работу в Главэлектро ВСНХ РСФСР, участвует в VIII
электротехническом съезде, на котором обсуждался план ГОЭЛРО. В 1924
году избирается членом Центрального электротехнического совета
Главэлектро и начинает работать в Московском объединенном комитете
электротехнических норм и правил. Тогда же создает в Государственном
экспериментальном электротехническом институте первую в СССР лабораторию
испытания материалов, впоследствии отдел материаловедения, в котором
изучались диэлектрики.
Флоренский издает книгу «Диэлектрики и их техническое
применение» (1924), систематизирующие новейшие теории и взгляды,
касающиеся изоляционных материалов. Одним из первых он начал
пропагандировать синтетические пластмассы.
С1927 года Флоренский — соредактор «Технической
энциклопедии», для которой написал 127 статей, а в 1931 году он избран в
президиум бюро по электроизолирующим материалам Всесоюзного
энергетического комитета, в 1932 году включен в комиссию по
стандартизации научно-технических обозначений терминов и символов при
Совете Труда и Обороны СССР. В книге «Мнимости и геометрии» (1922)
Флоренский из общей теории относительности выводит возможность конечной
Вселенной, когда Земля и человек становятся средоточием творения.
Здесь Флоренский возвращается к миропониманию
Аристотеля, Птолемея и Данте. Для него, в отличие от многих математиков и
физиков, конечность Вселенной является реальным фактом, не столько
опирающимся на математические выкладки, сколько вытекающим из
общечеловеческого мировоззрения.
«Принцип относительности, — писал Флоренский в 1924
году, — был принят мною вовсе не по долгому обсуждению и даже без
изучения, а просто потому, что был слабою попыткою облечь в понятие иное
понимание мира. Общий принцип относительности есть, в некоторой
степени, огрубленная и упрощенная моя сказка о мире».
Флоренский полагал, что физика будущего, уйдя от
отвлеченности, должна создавать конкретные образы, следуя
Гете-Фарадеевскому миропониманию.
В 1929 году в письме к В. И. Вернадскому, развивая
его учение о биосфере, Павел Александрович пришел к мысли «о
существовании в биосфере того, что можно было бы назвать пневматосферой,
то есть о существовании особой части вещества, вовлеченной в круговорот
культуры или, точнее, круговорот духа». Он указал «на особую стойкость
вещественных образований, проработанных духом, например, предметов
искусства», что придает культуроохранительной деятельности планетарный
смысл.
Летом 1928 года Флоренский был сослан в Нижний
Новгород. Хотя через три месяца он был возвращен и восстановлен в
должности по ходатайству Е. П. Пешковой, обстановка в Москве к тому
времени была такой, что Флоренский говорил: «Был в ссылке, вернулся на
каторгу».
Авторы всевозможных пасквилей пытались представить
его как закоренелого врага и тем подготовить общественное мнение к
осознанию неизбежности и необходимости репрессий. Особенно жестокой
травле подвергся Флоренский за истолкование им теории относительности в
книге «Мнимости в геометрии» и за статью «Физика на службе математики»
(«Социалистическая реконструкция и наука», 1932).
26 февраля 1933 года Флоренский был арестован по
ордеру Московского областного отделения ОГПУ, а 26 июля 1933 года
осужден особой тройкой на 10 лет и отправлен по этапу в
восточно-сибирский лагерь. 1 декабря он прибыл в лагерь, где его
определили работать в научно-исследовательском отделе управления
БАМЛАГа.
10 февраля 1934 года он был направлен в Сковородино
на опытную мерзлотную станцию. Здесь Флоренский проводил исследования,
которые впоследствии легли в основу книги его сотрудников Н. И. Быкова и
П. Н. Каптерева «Вечная мерзлота и строительство на ней» (1940).
В конце июля и начале августа 1934 года к Павлу
Александровичу смогли приехать жена A. M. Флоренская с младшими детьми
Ольгой, Михаилом и Марией (в это время старшие сыновья Василий и Кирилл
были в геологических экспедициях).
Это последнее свидание Флоренского с семьей
состоялось благодаря помощи Е. П. Пешковой. 17 августа 1934 года
Флоренский неожиданно был помещен в изолятор лагеря «Свободный», а 1
сентября отправлен со спецконвоем в Соловецкий лагерь особого
назначения. 15 ноября он начал работать на Соловецком лагерном заводе
йодной промышленности, где занимался проблемой добычи йода и агар-агара
из морских водорослей и сделал более десяти запатентованных научных
открытий.
25 ноября 1937 года Флоренский был вторично осужден —
«без права переписки». В те времена это означало смертную казнь.
Официальная дата кончины — 15 декабря 1943 года, — первоначально
сообщенная родственникам, оказалась вымышленной. Трагическое окончание
жизни осознавалось П. А. Флоренским как проявление всеобщего духовного
закона: «Ясно, что свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как
расплачиваясь за это страданиями и гонениями» (из письма от 13 февраля
1937 года).
Флоренский был посмертно реабилитирован, а полвека
спустя после его убийства семье из архивов госбезопасности передали
рукопись, написанную в тюрьме: «Предполагаемое государственное
устройство в будущем» — политическое завещание великого мыслителя.
Будущую Россию (Союз) Флоренский видит единым централизованным
государством во главе с человеком пророческого склада, обладающим
высокой интуицией культуры. Флоренскому очевидны изъяны демократии,
которая служит лишь ширмой для политических авантюристов; политика —
специальность, требующая знаний и зрелости, недоступная всем, как и
любая другая специальная область. Предрекал Флоренский возрождение веры:
«Это будет уже не старая и безжизненная религия, а вопль изголодавшихся
духом».
21 февраля 1937 года Флоренский писал сыну Кириллу:
«Что я делал всю жизнь? — Рассматривал мир как единое целое, как единую
картину и реальность, но в каждый момент или, точнее, на каждом этапе
своей жизни, под определенным углом зрения. Я просматривал мировые
соотношения на разрезе мира по определенному направлению, в определенной
плоскости и старался понять строение мира по этому, на данном этапе
меня занимающему признаку. Плоскости разреза менялись, но одна не
отменяла другой, а лишь обогащала. Отсюда — непрестанная диалектичность
мышления (смена плоскостей рассмотрения), при постоянстве установки на
мир, как целое».
|