Индийский мыслитель и религиозный реформатор. Популярную
форму веданты (Шанкары) объявил сверхфилософией, к которой сводятся все
религии мира. По Рамакришне, главное требование религиозной этики не
отречение от мира, а выполнение своих обязанностей. Оказал большое
влияние на идеологию индийского национального движения.
В небольшой бенгальской деревушке Камарпукур,
расположенной в глубоком захолустье, среди рисовых полей, пальм и
манговых рощ, в убогой хижине деревенского брахмана Кхудирама Чаттерджи
18 февраля 1836 года родился сын — Гададхар.
Рождение его сопровождалось разного рода «чудесными»
видениями, снами и «знамениями» (одно из них состояло в том, что
новорожденный упал в золу, находящуюся близ печи, — событие, которое
было истолковано как знак того, что его призвание быть аскетом). Мальчик
оказался чрезвычайно впечатлительным, чувствительным к красоте,
эмоциональным. Однажды, увидев стаю ослепительно белых журавлей на фоне
голубого неба, он впал в экстаз. После этого его все чаще — и по самым
различным поводам — охватывали восторженность, эмоциональный подъем,
неизменно завершающиеся экстатическими состояниями. Это случалось во
время прогулок по окрестным деревням, посещения храмов и священных мест,
театральных представлений.
Кхудирам Чаттерджи умер, когда Гададхару исполнилось
всего 7 лет. Семья попала в весьма затруднительное положение, и старший
брат Гададхара — Рамкумар вынужден был содержать ее.
В 1855 году он стал жрецом храма Кали в Дакшинешваре,
основанного богатой, но принадлежащей к касте шудр женщиной — Рани
Расмани. Гададхар, который вначале не одобрял поступка брата и даже
отказался принять пищу на торжественном открытии храма, считая ее — в
соответствии с ортодоксально-индуистскими понятиями — «нечистой», вскоре
изменил свое мнение. «Низкое» происхождение Рани Расмани стало
представляться ему (под влиянием Рамкумара) все более второстепенным
обстоятельством, впоследствии же у него установились дружеские отношения
с зятем этой шудрянки — Матур Бабу (последний и выбрал для Гададхара
монашеское имя — Рамакришна).
Гададхар стал помогать брату в его функциях жреца, а
после его неожиданной смерти, в возрасте 20 лет, сам стал жрецом.
Поведение нового жреца было необычным и вызывало недоумение окружающих,
он обращался со статуей богини Кали в храме весьма фамильярно
собственноручно «кормил» ее, разговаривал с ней, гладил ее руки и даже
пытался танцевать с ней. Настроения его были чрезвычайно непостоянны от
радостного возбуждения он переходил к отчаянию. Однажды в состоянии
отчаяния он схватил висевший в храме священный меч и попытался покончить
с собой — в этот момент ему «явилась» (по его дальнейшим рассказам)
богиня и он впал в глубокий транс (самадхи).
Это событие еще более усилило «чудачества» молодого
жреца, и в конце концов обеспокоенные слухами о его сумасшествии
родственники обратились к врачам, а после того как последние, осмотрев
Рамакришну, признали его психически нормальным, решили женить Гададхара,
в надежде, что это окажет на него благоприятное влияние.
Рамакришну посылают на время домой в Камарпукур, где
он в 1859 году женится — в соответствии с индуистской традицией — на
пятилетней девочке. После свадебных обрядов девочка возвратилась в дом
своих родителей, чтобы вновь увидеть своего мужа лишь через девять лет.
Брак, правда, остался до самого конца — в сущности фиктивным, но жена
Рамакришны — Сарада Деви стала его верной ученицей и помощницей (после
смерти Рамакришны его ученики неизменно обращались к ней за советом во
всех важных случаях жизни, почтительно именуя ее «матерью»).
Вскоре после этого события Рамакришна встретился с
двумя «духовными учителями» — женщиной-саньяси (Бхайрави-брахмани) и
странствующим монахом Тотапури («голым человеком») — необыкновенным
аскетом, последователем Веданты, сорокалетней подготовкой достигшего
высшего откровения. В течение многих месяцев Рамакришна предавался
аскезе, осваивал различные виды религиозной практики — вишнуистской,
тантристской, адвайта-ведантистской, почти беспрерывно находясь в
состоянии самадхи (экстаза).
После отъезда Тогапури (к концу 1865 года) Рамакришна
в течение шести месяцев, по его утверждению, находился в
каталептическом состоянии экстаза, в каком пребывали, судя по описаниям,
древние факиры тело, покинутое духом, было, точно заброшенный дом,
предоставлено разрушительным силам. Если бы не племянник, насильно
кормивший Рамакришну, тот бы умер. В последствии Рамакришна сам признал,
что искушал Бога и что чудом вернулся обратно, поэтому не советовал
ученикам повторить его опыт. Но он осознал, что все люди, несмотря на
кажущиеся различия, — дети одной Матери, что Всемогущее разделение есть
самое лицо Бога. Что надо любить Бога во всем разнообразии созданных им
людей, часто противоречащих и враждебных друг другу, во всех формах
мысли, которые управляют их жизнями и часто губят их, — и прежде всего,
что надо любить людей во всех их Богах.
Рамакришна понял, что все религии различными путями
ведут к одному и тому же Богу. И решил исследовать эти пути. Отношение к
нему окружающих резко изменилось — его стали считать уже не чудаком и
полусумасшедшим, а святым, а затем и аватарой — воплощением Вишну.
Немалую роль в этом сыграла Бхайрави-брахмани, созвавшая специальное
совещание пандитов, на котором — после рассмотрения целого ряда
специфически теологических тонкостей — Рамакришна был признан аватарой.
Слава молодого жреца росла быстро, помимо совещания
пандитов этому способствовали и два его необычных поступка, ставших
предметом самого живого интереса и широкого обсуждения в разных слоях
индийского общества. В конце 1866 года Рамакришна стал на некоторое
время горячим приверженцем ислама — носил соответствующую одежду,
исполнял обряды и даже (верх кощунства, с точки зрения индуизма!) ел
мясо священного животного, коровы.
Семь лет спустя он аналогичным образом выполнял
христианские обряды. Приблизительно в ноябре 1874 года некто Малик,
индус из Калькутты, владевший садом в Дакшинешваре, прочитал ему Библию.
Рамакришна впервые познакомился с христианским учением. В течение
многих дней душой индуса владела только христианская мысль.
Позже он говорил своим ученикам: «Я исповедовал все
религии: индуизм, ислам, христианство и следовал по пути различных сект
индуизма. И я нашел, что все они различными дорогами приближаются к
одному и тому же Богу…»
В мае 1867 года Рамакришна почти семь месяцев отдыхал
на родине, в Камарпукуре, где он не был целых восемь лет. Простые
крестьяне счастливы были видеть Гедадхара, чья необычайная слава дошла
до них и внушала им некоторое беспокойство.
Возвратившись в Дакшинешвар, в последующие несколько
лет Рамакришна совершил несколько паломничеств вместе со своим
покровителем, впоследствии хозяином храма, Матуром Бабу.
В 1872 году его жена Сарада Деви в первый раз
приехала к нему в Дакшинешвар. Рамакришна, преисполненный нежности к ней
и глубокого, почти религиозного уважения, свободного от желания, от
малейшего налета чувственности, признал в ней божество и оказал ей
подобающие почести. В одну майскую ночь, сделав все положенные культом
приготовления, он усадил Сарада Деви на трон Кали и совершил ритуальный
обряд — Шораши Пуджа — поклонение женщине. Оба они впали в экстатическое
состояние. Придя в себя, он приветствовал в лице своей подруги святую
Мать, которая, по его убеждению, воплотилась в этот живой символ
непорочной человечности.
Примерно в 1874 году, закончив цикл своих религиозных
опытов, Рамакришна, по его выражению, обрел три чудесных плода
познания: «Сострадание, Благочестие и Самоотречение». В это же время он
осознает, что должен передать свои знания людям.
Следует заметить, что Рамакришна использовал малейшую
возможность, чтобы побеседовать с религиозными или учеными людьми,
странствующими пилигримами и столпами науки и общества. Он обращался к
ним, где бы они ни находились, не заботясь о том, как он будет принят.
У себя в храме он имел возможность беседовать
ежедневно с представителями различных толков и сект. С тех пор как
Бхайрави Брахмани внушила окружающим мысль о том, что его посещает Бог, а
может быть он сам есть воплощение Бога, к нему начали со всех концов
стекаться люди. Еще раньше, во время путешествий по северу Индии в
1868–1871 годах, Рамакришна встречал таких знаменитых людей, как поэта
Михаэля Мадхусадана Датта или учителей Веданты и пандитов Нарайан Шастри
и Падлогана. Вероятно, к 1872 году относится его встреча с Висванатом
Упадхьяйя и Дайянандой, основателем Арья-самаджа. Он беседовал с
Рабендранатом Тагором, а также поддерживал дружеские отношения с Кешаб
Чандер Сена, стоявшего во главе нового реформированного Брахмосамаджа.
Постепенно у Рамакришны складывалось свое мировоззрение.
Магомет, Иисус, Будда, Кришна были провозглашены им
разными воплощениями одного и того же божественного начала. Так
зародилось «Вселенское Евангелие» Рамакришны, началась его проповедь
«универсальной религии», которая в условиях тогдашней Индии — с
множеством религиозных конфликтов, намеренно обостряемых и раздуваемых
колониальной администрацией, — была весьма актуальной. Проповедь имела
большой успех, поскольку исходила не от ученого — пандита и не
облачалась в устрашающие латы теологической эрудиции. Она была выражена
понятным всем простонародным языком, порой с привкусом грубоватого
крестьянского юмора (впоследствии один из деятелей брахмоистского
движения — Мазумдар напишет памфлет о Рамакришне, в котором назовет его
речь «грязной») и всегда в яркой, образной форме, в виде легко
запоминающихся аллегорий и притч.
Постоянная тема этих притч — единство: един Бог,
предстающий перед сторонниками разных вероисповеданий в изменяющихся
формах, подобно хамелеону на дереве, едины в сущности своей все виды
религиозного поклонения, подобные разным способам приготовления одной и
той же рыбы, едины, наконец, и философские основы религий — так,
сторонники разных видов веданты, спорящие о соотношении Бога и мира,
подобны человеку, который не понимает, что во фрукте равным образом
реальны и важны все его составные части, от семечек до кожуры.
Другая тема — бедствия «железного века» (кали-юга),
вызванные господством в душах людей мировой иллюзии — майи. При этом о
майе Рамакришна говорит отнюдь не для уточнения средневековых различений
относительно соотношения бытия и небытия, для него это психологическая
реальность, определяемая через такие ее «приманки», как «женщины и
деньги», — иногда дается и более развернутая формула: «женщины, деньги,
земля». И сама эта формула, и примеры, поясняющие ее (прежде всего речь
идет о бедствиях многодетных и малоимущих, но постоянно увеличивающихся
семей), связаны с тем простирающимся вокруг Рамакришны морем нищеты,
бедствий, отчаяния разоряющихся ремесленников и крестьян, которое было
столь характерно для Индии XIX века. Конечно, Рамакришна далек от
понимания глубинного социального смысла наблюдаемых им явлений, он лишь
переводит их на язык односторонних и истолковываемых в религиозном духе
психологических констатации, и все же его бесконечно многообразные
притчи находят такой эмоциональный отклик у слушателей, что по сравнению
с ними поучения пандитов представляются «покалыванием стены иголкой или
щекотанием крокодила саблей».
И наконец, третья постоянная тема бесед Рамакришны —
поиск путей освобождения от бедствий кали-юги. Он отнюдь не считает
необходимым для этого уход от мира. С его точки зрения, необходимо лишь
умело сочетать бхукти и мукти — наслаждение и свободу, жить в мире, но
не быть привязанным к нему (излюбленный пример Рамакришны, обычно
приводимый в качестве иллюстрации к этому положению, — как живет
служанка в доме своих господ, будучи далека от него мысленно),
бескорыстно выполнять свои обязанности. И наконец, самое главное, самое
необходимое в «железный век» — любовь (бхакти), видящая Бога во всех
людях — от брахмана до чандалы.
В своем учении о «пути любви» Рамакришна примыкает к многовековой традиции многочисленных антифеодальных движений «бхакти».
Характерны его высказывания об относительности
кастовых различий. И это не были лишь слова, это была норма поведения
самого Рамакришны, всю Индию облетел рассказ об одном из его самых
необычных поступков ночью, пробравшись в хижину неприкасаемого, он
подмел пол хижины своими длинными волосами. Нетрудно заметить, насколько
далеко было учение Рамакришны от рафинированного и доступного лишь
образованному меньшинству учения брахмоистов.
Сам он не раз подчеркивал это отличие, с его точки
зрения, брахмоисты подобны людям, которые выделяют одну ноту из мелодии —
он же предпочитает мелодию во всем ее многозвучии. Рамакришна (подобно
брахмоистам) выступает с проповедью единого Бога (в качестве высшей
реальности), считает относительными кастовые различия, отстаивает идею
об упрощении и удешевлении обрядов подобно тому как рыбу удобнее есть,
удалив хвост и голову, так и поклоняться Богу лучше, по его словам, в
самых простых формах. Но Рамакришна не только приблизил идеи реформизма к
массам, он в какой-то мере придал им антиколониальное звучание (и в
этом он сходен с Даянандой при всем отличии от последнего в вопросах,
касающихся взаимоотношения религий).
Он выступил с порицанием «англо-индийцев», этих
«дипломированных слуг» колониальных властей, попираемых башмаками
англичан. Для Рамакришны эти люди воплощают в своей психологии самые
уродливые черты кали-юги — развитие жадности и эгоизма, забвение
божественного начала в человеке. Все это и способствовало популярности
Рамакришны. |