В XX веке Александр
Леонидович Чижевский (1897–1964) опубликовал ряд работ, объединённых названием
его статьи: «Астрология наших дней». Восторженные последователи называли его
новым Леонардо да Винчи. А по мнению его противников, он возрождал
средневековое мракобесие.
Чижевский был личностью
незаурядной. Родился в семье кадрового военного, детство провёл в родовом
имении Александровке Брянского уезда у бабушки и тётушек, заменивших рано
умершую мать. Обучался в школе живописи в Париже, получил музыкальное
образование. В 1913 году его семья переехала в Калугу, что стало знаменательным
событием в судьбе Чижевского. Он интересовался астрономией, а весной 1914 года
познакомился с преподавателем калужской гимназии К.Э. Циолковским. Поэтическое
воображение Чижевского, уносившее его в космическую бездну получило
научно-философский импульс. Его увлекла тема космических влияний на земные
процессы.
К тому времени данную
проблему четверть века изучали географы и пришли к отрицательному выводу.
Чижевского это не остановило. Скорее всего, он не был знаком с этими работами:
учился в Коммерческом и Археологическом институтах, посещая отдельные лекции на
медицинском и естественно-математическом факультетах Московского университета.
В 1918 году защитил диссертацию «Исследование периодичности
всемирно-исторического процесса» на историко-филологическом факультете. На гуманитариев
произвели большое впечатление таблицы и графики, представленные диссертантом.
Себя он называл
«солнцепоклонником», решив найти доказательства зависимости от солнечной
активности поведения людей и судеб общества. Посвятил этому книгу «Физические
факторы исторического прогресса» (1924) с подзаголовком: «Влияние космических
факторов на поведение организованных человеческих масс и на течение
всемирно-исторического процесса, начиная с V века до Р. Хр. и по сие время».
Он искал подтверждений
этим влияниям и, естественно, их нашёл. Ведь природа и история предоставляют
необъятнейшие материалы, из которых можно выбрать факты, подтверждающие ту или
иную концепцию. А требуется обращать внимание прежде всего на возможность
опровержения гипотезы или теории. Тысячи отобранных фактов, её подтверждающих,
менее весомы, чем один, убедительно опровергающий. Таковы правила науки, с
которыми Чижевский не считался.
Александр Леонидович смело
заявил: «В свете современного научного мировоззрения судьбы человечества, без
сомнения, находятся в зависимости от судеб вселенной. И это есть не только
поэтическая мысль, могущая вдохновлять художника к творчеству, но истина,
признания которой настоятельно требуют итоги современной научной мысли». Он
развивал взгляды своего учителя К.Э. Циолковского. Разум Вселенной, утверждал
Циолковский, регулирует жизнь Мироздания, все части которого находятся в тонких
взаимосвязях, чутко реагируя на внешние воздействия.
Обработав сведения о
важнейших исторических событиях на Земле с V по XX век, Чижевский сопоставил их
с данными о динамике солнечных пятен. Наиболее детальные графики охватывали
период «революционной деятельности народных масс России за период с 1 октября
1905 год по 1 апреля 1906 год (митинги и забастовки; взрывы бомб и покушения;
немедленные репрессии)». Он выделил систему циклов активности человечества,
вполне синхроничную, по его словам, с периодами максимальной деятельности
Солнца. Например, были приведены годы выдвижения вождей, реформаторов,
полководцев, государственных деятелей (…441 — Аттила… 1605 — Лжедмитрий и В.
Шуйский… 1839 — Шамиль… 1917 — Керенский, Ленин).
Свой метод он назвал
историометрией. Основной её закон: «Течение всемирно-исторического процесса
составляется из непрерывного ряда циклов, занимающих промежуток времени,
равный, в среднем арифметическом, 11 годам, и синхроничных в степени своей
активности периодической пятно-образовательной активности Солнца» (перечислены
«историко-психологические особенности» каждого цикла). Следовательно,
«исторические и общественные явления… подчиняются физическим законам», что
возвышает историю «до степени точных дисциплин».
По его мнению, необходимо
во всех государствах создать научные институты, анализирующие общественные
движения, социально-политические и военные конфликты, сопоставляя эти данные с
астрономическими и метеорологическими показателями.
Следующий этап —
предсказание общественных бурь и предотвращение их вредных последствий. Тогда в
человеке проявятся «те качества и побуждения, которые иногда и теперь светятся
на его челе, но которые будут светиться всё ярче и сильнее и, наконец, вполне
озарят светом, подобным свету Солнца, пути совершенства и благополучия
человеческого рода. И тогда будет оправдано и провозглашено: чем ближе к
Солнцу, тем ближе к истине».
Такова была его вера. Но
можно ли назвать его концепцию научной теорией? Вряд ли.
Сугубо статистический
подход к общественным явлениям искажает саму суть истории человечества. В
отличие от скопища атомов газа или жидкости взаимодействие людей происходит не
механически, а прежде всего духовно. Люди живут как своевольные и
противоречивые существа, на которых или в которых бесплотная мысль действует
значительно сильнее, чем импульсы, идущие от Солнца, или магнитные бури.
Историометрия
предоставляет слишком большие возможности для произвола исследователя. В жизни
разных народов, этносов, государств земного шара ежегодно совершается так много
событий, что объективный выбор из них самых важных, так же как выбор
исторических личностей, невозможен.
Сомнителен и философский
подтекст историометрии. Александр Леонидович исходил из несвободы воли
человека. По его словам, «вера в метафизический догмат о свободе воли являлась
одною из главных причин, тормозящих объективное исследование истории». Но в
том-то и отличие жизни: она преодолевает механическое действие законов косной
природы.
Росток пробивает слой
почвы и вопреки гравитации, великому закону всемирного тяготения, тянется к
Солнцу. Человек взбирается в гору, повинуясь своему желанию, тогда как камню
суждено катиться под уклон… В жизни организмов проявляются самые разнообразные
законы природы, в том числе и статистические. Однако смысл истории заключается
прежде всего в реализации духовного потенциала, в творчестве, в постоянном
выборе между добром и злом, гармонией и хаосом, истиной и ложью. Вектор этого
выбора вовсе не указывает направление к неизбежному прогрессу.
Чижевский заявил: «В свете
современного научного мировоззрения судьба человечества, без сомнения,
находится в зависимости от судеб вселенной». Очень сомнительный тезис! Ни
природа, ни Бог не определяют это. Человек творит окружающий мир по своему
образу и подобию. Его духовная суть определяет и внутренние общественные
конфликты, и глобальный экологический кризис. Даже замечательные достижения
науки и техники лишь всё контрастней выявляют это обстоятельство.
Чижевский прямо-таки
мистически воспринимал появление пятен на Солнце:
И вновь, и вновь взошли на
Солнце пятна,
И омрачились трезвые умы,
И пал престол, и были
неотвратны
Голодный мор и ужасы чумы.
И вал морской вскипел от
колебаний,
И норд сверкал, и
двигались смерчи,
И родились на ниве
состязаний
Фанатики, герои, палачи.
И жизни лик подёрнулся
гримасой:
Метался компас —
буйствовал народ,
И над землёй, и над
людскою массой
Свершало Солнце свой
законный ход…
Как тут не вспомнить слова
Пушкина об одной из сур Корана: «Плохая физика, но зато какая смелая поэзия!»
У Чижевского —
исследователя и изобретателя были немалые достижения. Он был личностью богато
одарённой и творческой. Но его историософия не подтверждается фактами. Такую
проверку некогда провёл и я, пытаясь установить ритмы земных природных
процессов. В некоторых случаях проявлялся так называемый «11-летний цикл». Но и
он колебался в широких пределах — от 7-ми до 17-ти лет, к тому же с
исключениями. Прямой связи с колебаниями солнечной активности выявить не
удалось (сошлюсь на свою книгу «Пульс земных стихий»).
Открытие радиационных
поясов Земли, исследования её магнитосферы показали: биосфера надёжно защищает
земные организмы от вспышек солнечной активности. Колебания атмосферного
давления действуют на живые организмы сильней, чем вспышки на Солнце или так
называемый «парад планет» (когда они выстраиваются в одной плоскости).
Чижевский предполагал, что «парад планет» вызывает на Земле всяческие
катастрофы. Ничего этого не произошло, хотя «парады» происходили неоднократно.
Нередко упоминают имя
Чижевского в одном ряду с Вернадским, в связи с учением о биосфере. Это
недоразумение. Вернадский никогда не упоминал идей Чижевского, хотя они были
современниками. Вряд ли книгу Чижевского «Земное эхо солнечных бурь» оставил
без внимания Вернадский. Она вышла в Париже в 1937 году, а Владимир Иванович
хорошо знал французский язык, и ряд его работ был опубликован сначала во
Франции.
Создатель учения о
биосфере не придавал серьёзного значения научно-философским разработкам
Чижевского, который предполагал существование особых лучей, способных влиять на
психику людей, вызывая бунты, революции, войны. Такие лучи не обнаружены.
Сомнительны и его философские установки, метод подбора фактов. При их обилии
всегда можно выбрать те, которые подтвердят существование любого ритма.
Солнце безусловно
оказывает воздействие на биосферу и людей. Как сказал ещё Джордано Бруно, все
мы — дети отца-Солнца и матери-Земли. Мы насыщены, пронизаны, заряжены энергией
Солнца. Но она действует на нас опосредованно, через биосферу. Люди — не
марионетки, поведение которых регулирует великое светило. Несравненно сильней,
чем солнечные вспышки, действуют на нас родные и близкие, руководители или
вожди, журналисты, радио- и телепередачи.
Да, мы — дети Солнца. Но
слишком часто бываем недостойны такого родства, а в своём стремлении к истине с
огромным трудом отыскиваем верные пути. |