В 1850 году в Москве
произошло убийство, оставшееся нераскрытым. Оно было уникальным, ибо определило
два несопоставимых, но взаимно связанных события: трагедию несчастной женщины и
появление выдающегося драматурга.
Ночью 8 ноября к
начальнику московской полиции обратился А.В. Сухово-Кобылин с заявлением о
пропаже его близкой знакомой Симон-Деманш. На следующий день один из дежурных
приставов рапортовал: «За Пресненской заставой, на Ходынском поле найдено у
дороги мёртвое тело женщины неизвестного звания». Убитая была молода, красива,
хорошо одета. На её горле рана, под левым глазом большой синяк, одно ребро
сломано.
Это была француженка Луиза
Симон-Деманш. С ней Сухово-Кобылин познакомился в парижском ресторане и был
очарован её красотой. Посоветовал ей приехать в Россию, написал
рекомендательное письмо к владелице модного ателье и дал тысячу франков на
дорогу. Вскоре она устроилась там модисткой. Они встретились, и он предложил ей
отправиться с ним жить (но не жениться) в его имение. Она согласилась.
Через месяц молодой повеса
заскучал. Они вернулись в город. Поселился в своём доме на Страстном бульваре.
Ей предоставил обширную квартиру неподалёку, на Тверской, с хорошей
обстановкой, двумя горничными, поваром и кучером; был у неё свой выезд.
Благодаря покровительству Сухово-Кобылина она числилась московской купчихой.
Главными подозреваемыми в
убийстве Луизы Симон-Деманш стали её слуги, а также их барин. О нём следует
сказать особо.
Александр Васильевич
Сухово-Кобылин (1817–1903) находится в родстве с династией Романовых. Его
старшая сестра Елизавета, ставшая графиней Сальяс де Турнемир, более известна
как писательница Евгения Тур.
В Московском университете
его студенческое сочинение удостаивается золотой медали. Он побеждал на
джентльменских скачках, не служил, блистал в салонах, имел немало любовниц;
всерьёз изучал философию, умело вёл хозяйство в своём поместье, писал обширный
научно-философский труд (сгоревший при пожаре).
По мнению литературоведа
Л.П. Гроссмана: «К Сухово-Кобылину применимы полностью слова, сказанные Толстым
о его предке Фёдоре Американце, — это был человек необыкновенный, преступный и
привлекательный». «Это был сложный, странный и до конца неразгаданный человек».
Привлекательный? Далеко не
для всех. Незаурядный — несомненно. Преступный? Не доказано. Хотя…
Обыски, проведённые на
квартирах Симон-Деманш и Сухово-Кобылина, дали неожиданные результаты. Никаких
следов кровавого преступления в её квартире не обнаружили. А у Сухово-Кобылина
во флигеле, в комнате, называемой залой, были видны многочисленные и частично
стёртые или замытые кровавые пятна на стене, в сенях, на ступенях заднего
крыльца.
Он объяснил их появление
тем, что из соседнего помещения в комнату влетела обезглавленная поваром
курица, ударившись о стену. Следы крови на заднем крыльце тоже, по его словам,
от зарезанной птицы.
Следствие не сочло такое
объяснение убедительным. Барина и его крепостных арестовали. Впрочем, для
барина тюремное заключение было условным: он прогуливался по берегу
Москвы-реки, купался, катался на лодке, обедал и принимал гостей у себя дома.
Через две недели дворовый
Ефим Егоров признался, что он вместе с другими слугами совершил злодейство.
Барыня, мол, их часто обижала, бранила и била, не платила денег, вот они вместе
с кучером Галактионом Козьминым её душили, били утюгом, резали складным ножом
Сухово-Кобылина. Однако на суде крестьяне отказались от своих показаний, якобы
вырванных под пыткой. Квартальный надзиратель их кормил селёдкой и долго не
давал пить; при допросах подтягивали на блоках к потолку, выворачивая руки. От
крестьян требовали сознаться в убийстве. И поучали: надо говорить и
следователям, и судьям одно и то же. А если изменят показания, то их опять сюда
пришлют на новые пытки.
Вообще-то трудно поверить,
что слуги пошли на страшное злодеяние по тем причинам, о которых они говорили.
Во-первых, Симон-Деманш не была изуверкой, следов её истязаний на телах слуг не
было. Во-вторых, слуги вовсе не бедствовали, находясь у неё на службе.
В-третьих, они ни разу не жаловались на свою хозяйку барину. Сухово-Кобылин в
суде показал: «Повар Егор Ефимов лишь оказывал ей услуги, получал
вознаграждение и был доволен».
Тем не менее крестьян
признали виновными в убийстве — отчасти потому, что выбор был невелик: либо
они, либо Сухово-Кобылин. Других подозреваемых не оказалось.
Расследование,
произведённое после суда, показало: осуждённых крестьян пытали. Кроме
самооговора, не было никаких улик, обличающих в убийстве. По их словам на суде,
они убили хозяйку в её спальне, а там не нашли следов преступления. Но на
вопрос о том, не был ли убийцей их барин, они дружно отвечали категорическим
отрицанием.
Дело в декабре 1852 года
слушалось в Сенате. Генеральный прокурор министр юстиции В. Панин в письме
Сенату признал, что на Сухово-Кобылина падает подозрение «если не в самом
убийстве, то в принятии в оном более или менее непосредственного участия, а
также подозрение в подготовке людей своих принять убийство на себя». Приговор
суда был отменён. Квартального надзирателя судили и за пытки заключённых с
целью вынудить ложное признание лишили прав, состояния и сослали в Сибирь.
Сухово-Кобылина взяли под
стражу. В ноябре 1854 года его освободили под надзор полиции. Как признался он
позже в одной беседе: «Не будь у меня связей да денег, давно бы я гнил
где-нибудь в Сибири». Говорили, возможно, сам император решил, что не следует
без прямых улик осуждать знатного дворянина, оправдав его крепостных. Это было
чревато серьёзными политическими последствиями. Заключительную беседу с
Сухово-Кобылиным министр юстиции провёл в его доме и сделал вывод: подозрения с
помещика снять.
Итак, преступление
свершилось, обвинённые оправданы, убийца не найден, дело закрыто. Но ведь
кто-то убил Луизу! Безымянный разбойник её бы ограбил, а на ней остались серьги
и два золотых кольца с бриллиантами. Если сексуальный маньяк, то было бы ещё
одно, а то и несколько сходных преступлений. Тело откуда-то привезли. Значит,
его внесли в сани или карету, вытащили. Должны быть соучастники, свидетели
убийства или…
В ту пору Сухово-Кобылин
ухаживал за «светской львицей» Надеждой Нарышкиной. Журналист Павел Россиев в
статье, опубликованной в «Русском архиве» (1910), привёл вариант убийства
Деманш со слов родственника Сухово-Кобылина. Якобы, когда Александр Васильевич
собирался на бал к Нарышкиным, к нему в квартиру ворвалась ревнивая
француженка. Бурная сцена кончилась тем, что он, не владея собой, сильно
толкнул её (человек он был физически крепкий). Она ударилась головой о камин и
упала замертво.
Но ведь у несчастной было
перерезано горло. Неужели это сделал Сухово-Кобылин? Или он приказал зарезать
свою любовницу кому-то из прислуги? Невероятно. Одно дело — порыв в состоянии
аффекта, другое — хладнокровное убийство. И зачем оно ему? Да и что он за
чудовище, если после всего этого поехал на бал?!
Подробно изложил историю
Луизы Симон-Деманш Л.П. Гроссман в книге «Преступление Сухово-Кобылина» (1927).
У него не было сомнений: развратный и жестокий помещик-самодур убил свою
любовницу и заставил подневольных крепостных взять вину на себя. Ведь в письме,
вызывая её из поместья в Москву, он намекнул на свой кастильский кинжал, вблизи
которого она должна находиться.
«Великосветский донжуан, —
писал Л. Гроссман, — изящно угрожающий кастильским кинжалом беззаветно любящей
ещё его женщине, труп которой был вскоре брошен, по его приказу, в глухую ночь
на большую дорогу». Писатель не сомневался, что этим кинжалом была зарезана
Луиза из ревности. Но такого кинжала так и не нашли. Возможно, не там искали.
Он, скорее всего, не более чем аллегория предмета гордости молодого мужчины,
которым он разил своих любовниц.
Слухи о загадочном
убийстве быстро распространились по Москве. Высказывались разные версии. Л.Н.
Толстой написал своей тётке Т.А. Ергольской 7 декабря 1850 года: «При аресте
Кобылина полиция нашла письма Нарышкиной с упрёками ему, что он её бросил, и с
угрозами по адресу г-жи Симон. Таким образом, и с другими возбуждающими
подозрения причинами, предполагают, что убийцы были направлены Нарышкиною».
Согласно такой версии,
произошло, как теперь называют, заказное убийство. Но и тут не всё сходится.
Кто и как совершил преступление? Неужели этот вариант не был обдуман
следователями? Скорее всего, именно кто-то из них разгласил тайну следствия и
сообщил о найденных письмах и о предполагаемых наёмных убийцах. Но почему
преступников искали среди крепостных Сухово-Кобылина, а не Нарышкиной? Не могла
же она вступить в тайный сговор со слугами Симон-Деманш и уговорить их
совершить преступление. Да и какой им смысл убивать свою хозяйку?
Судя по воспоминаниям Е.М.
Феоктистова, Нарышкина имела властный и решительный характер: «Она многих
положительно сводила с ума; поклонники этой женщины находили в ней необычайную
прелесть, — на мой же взгляд, она не отличалась красотой: небольшого роста,
рыжеватая, с неприятными чертами лица, она приковывала к себе внимание главным
образом какою-то своеобразной грацией, остроумною болтовнёй и той
самоуверенностью и даже отвагой, которая свойственна так называемым „львицам"».
Сухово-Кобылину он дал и
вовсе уничтожающую характеристику: «Его натура, — грубая, нахальная, нисколько
не смягчённая образованием; этот господин, превосходно говоривший
по-французски, усвоивший себе джентльменские манеры, старавшийся казаться истым
парижанином, был, в сущности, по своим инстинктам, жестоким дикарём, не
останавливающимся ни перед какими злоупотреблениями крепостного права: дворня
его трепетала».
То, что Сухово-Кобылин был
крепостником, и не из либералов, вряд ли можно оспорить. Но мог ли он убить
свою любовницу? Ведь она готова была уехать в Париж, о чём ему писала незадолго
до смерти. Неужели он мог убить её под воздействием чар Нарышкиной? Невероятно.
Он был волевым и самостоятельно мыслящим человеком. Это доказывают созданные им
три великолепные пьесы. А вот как описал он в августе 1856 года московские
торжества по случаю коронации Александра II:
«В 2 часа началось
шествие. Жандармы, лакеи, конвой. Азиаты, казаки линейные, атаманские; депутации:
черкезы, бухарцы, киргизы, грузины… Рядом за этими вольными народами, за этими
крепкими натурами, энергичными лицами тащились бесшляпные, гладкорожие, жирные,
подловатые, изнеженно-гнилые русские дворяне…
Четыре кареты были
нагружены Государственным Советом и министрами. Сколько в этих четырёх
золочёных ящиках было соединено грязи, гнили, подлости и совершённых, и имеющих
быть совершёнными интриг». По его словам, после этого шествия следовало бы
использовать кислоту и курения «для очищения заражаемого воздуха».
Мог ли человек, написавший
это в своём дневнике (не для других), поддаться на уговоры ревнивой женщины и
приказать своим крепостным совершить убийство? А о его отношении к Симон-Деманш
свидетельствует такая дневниковая запись от 28 ноября 1855 года, после успешной
премьеры его пьесы «Свадьба Кречинского»:
«Я ускользнул из ложи, как
человек, сделавший хороший выстрел, в коридор. Услышал целый гром
рукоплесканий. Я прижал ближе к груди портрет Луизы — и махнул рукой на
рукоплескания и публику». И ещё одна запись: «Странная Судьба. Или она слепая,
или в ней высокий, сокрытый от нас разум… Веди меня, великий слепец Судьба. Но
в твоём сообществе жутко. Утром был с А. на могиле моей бедной Луизы».
Незадолго до преступления
он попал в нелёгкую ситуацию из-за своих любовных похождений. Нарышкина
забеременела от него, оставаясь в браке с другим. Симон-Деманш угрожала
отъездом в Париж. Терять её Сухово-Кобылин не хотел, хотя и продолжал
встречаться с Нарышкиной. От неё ему тоже пришлось терпеть скандалы за продолжающуюся
связь с Симон-Деманш.
Так что же всё-таки
произошло? Наиболее вероятна, мне кажется, такая версия. В тот роковой вечер
Луиза Симон-Деманш решила навестить своего неверного любовника и покровителя.
Возможно, она предполагала встретить там ненавистную соперницу — Нарышкину. Но
не исключено, что их встреча произошла случайно. Луиза вне себя от гнева
устроила скандал.
Взбешённый Сухово-Кобылин
резко толкнул её. Она ударилась головой о камин и, потеряв сознание, упала на
пол. Он в истерике выбежал из комнаты (возможно, крича слугам: «Уберите её!»).
Нарышкина, видя, что соперница жива, приказала вошедшим слугам убить её или
сделала это раньше собственноручно, находясь в состоянии аффекта. Она могла
пригрозить крепостным в случае непослушания каторгой и обвинением в убийстве.
Несчастную Луизу могли
сначала душить подушкой. «Для верности» Егоров перерезал ей горло, полагая, что
она уже мертва. Брызнула кровь. Тело вытащили через заднее крыльцо (поэтому там
остались потёки крови), погрузили в повозку и увезли. Сухово-Кобылину Нарышкина
могла сказать, что слуги увезли Симон-Деманш домой. А им объяснила, как вести
себя на следствии: ничего, мол, не знаем, не видели и не слышали.
Странно, что предположение
о возможном участии Нарышкиной в преступлении ни следствие, ни суд не
рассматривали, её по данному делу не допрашивали. В начале декабря 1850 года
она уехала (сбежала?) в Париж. Спустя несколько месяцев родила там дочку,
которую Сухово-Кобылин позже признал своей. В Россию Надежда Нарышкина не
вернулась.
Не исключено, что при
расследовании приведённая выше картина убийства была восстановлена. Крепостным
приказали не говорить правду под угрозой каторги, а участие в преступлении
Нарышкиной скрыли. От тех чиновников, которые слишком много знали,
Сухово-Кобылину пришлось откупаться, и недёшево.
Эта версия представляется
наиболее вероятной.
После гибели Луизы
Симон-Деманш ему суждено было прожить более полувека, быть свидетелем
триумфального успеха комедии «Свадьба Кречинского», написанной им в период
следствия, увидеть на сцене две другие свои пьесы — «Дело» и «Смерть
Тарелкина», стать в результате классиком русской драматургии. В отрочестве и
юности он был современником Пушкина и собеседником Гоголя; в старости стал
почётным академиком Петербургской АН вместе с Максимом Горьким.
Судьба его необычайна. «Мы
знаем теперь, — писал Леонид Гроссман, — что искусство этого замечательного
мастера сцены питалось его необычайным личным опытом, а его жизненный образ, по
напряжённости и размаху своего трагизма, превосходит самые жуткие маски
созданной им трилогии».
Благодаря убийству
невинной жертвы, подследственный, а вероятно — невольный соучастник
преступления, пройдя судебные мытарства, обрёл вдохновение и написал
бессмертные комедии, проникнутые горечью и сарказмом. |