Эммануил Сведенборг
(1688–1772), шведский натуралист, ставший оккультистом, дал первый импульс
этому движению. Он путешествовал, писал научные труды по различным отраслям
знаний, получил широкое признание как учёный; был избран почётным членом
Петербургской академии наук.
С 1745 года у него
начались галлюцинации. Он считал, что видит мир духов и общается с ними. Стал
издавать свои толкования библейских текстов и мистические сочинения («Небесные
тайны, находящиеся в Св. Писании, или в Слове Господа, с диковинами видными в
мире духов и в небе ангелов». «О небе, аде и мире духов» и многие другие).
Шведский сейм признал Сведенборга душевнобольным, но король не позволил
поместить его в лечебницу.
Вот один из его рассказов.
«Я был в Лондоне и ужинал
поздно вечером в обычной гостинице, где я имел свою собственную комнату, чтобы
оставаться одному. К концу ужина я заметил, что перед моими глазами
расстилается как бы облако, и я увидел, что пол был покрыт противными
пресмыкающимися, змеями, ящерицами, жабами и другими. Я тем более испугался при
этом, что сделался почти полный мрак. Однако мрак скоро исчез, и я увидел
сидящего в углу комнаты мужа, окружённого лучезарным светом; он сказал мне
громким голосом: „Не ешь так много!" При этих словах видение исчезло… Следующей
ночью мне снова явился тот же блестящий образ и сказал: „Я Господь Бог, творец
и искупитель, я избрал тебя для объяснения людям внутреннего духовного смысла
Священного Писания и буду внушать тебе то, что ты должен писать?" Муж был одет
в пурпур, и явление продолжалось около получаса. В эту ночь открылся мой
внутренний взор, так что я получил возможность видеть духов на небесах и в аду,
среди которых я увидел и раньше мне известных… Впоследствии взор моего духа
часто открывался, так что я среди дня мог видеть то, что происходит на том
свете, и мог говорить с духами как с людьми».
О Сведенборге рассказывали
были и небылицы. Один посетитель, придя к нему в дом, узнал от слуги, что
хозяин занят и стал ожидать его в гостиной. Из кабинета раздавались голоса.
Наконец дверь открылась, и вышел Сведенборг. Он продолжал беседу… а никого
рядом с ним не было. Проводив невидимого посетителя, открыв ему дверь и
почтительно раскланявшись, хозяин любезно пригласил к себе в кабинет сильно
озадаченного гостя.
Сведенборг не был
шарлатаном. Его действительно посещали духи разных людей, возникающие в его
воображении. Так бывает с психически больными, а также с людьми, долго
пребывающими в изоляции. Хотя некоторые люди считали подобные состояния
нормальным «духовидением», а беседующих с незримыми духами — медиумами.
Другой способ принимать
информацию из мира духов или, как ещё говорят, из космоса — автоматическое
письмо. Человек, не задумываясь, исписывает страницу за страницей в
уверенности, что рукой его водит чья-то душа или инопланетный разум.
Мне довелось встречаться в
Звенигороде с пожилой женщиной, которая в юности видела однажды гуляющих в саду
детей царя Николая II. Через 60 лет после их трагической гибели она стала
принимать послания от духа царевича Алексея, а также другие сообщения, как она
полагала, из космоса. У меня хранятся её записи.
Не было сомнений: она
говорила правду. Но правда эта относилась к её личным переживаниям и фантазиям.
Она верила, что принимает сигналы из банка космической информации, хранящего
сведения о всех событиях, происходивших во Вселенной.
Её рассказы и записи меня
не удивили. Ещё в конце XIX столетия психиатры изучали автоматическое письмо.
Их пациенты утверждали, что получают послания из космоса. Подобные записи,
сделанные от имени каких-либо людей прошлого, никаких откровений, гениальных
идей или стихотворений не содержат: слабые подражания тем, на кого ссылаются.
Иной человек верит, будто
в него вселилась чья-то душа (чаще всего — знаменитого человека). В
психиатрических лечебницах всего мира немало Наполеонов, Александров
Македонских, Иисусов… Тут спиритизм достигает крайних пределов.
Сравнительно недавно в
СССР—России действовало «Белое братство», пророчицей которого была бывшая
комсомолка, называвшая себя Мария Дэви Христос. По её словам, в неё вошёл дух и
девы Марии и Христа, предрекая скорый конец света. У неё нашлось немало
приверженцев. Предсказанный ею конец света не свершился; она «перенесла» его на
более поздний срок, но и это не сбылось. Правда, эта женщина смахивала на
авантюристку.
У человека могут быть
явные «заскоки» (ум за разум заходит). Такое затмение каждый волен толковать,
как ему угодно. Оказывается, женщина может выдавать себя за Христа, и — самое
потрясающее! — находятся люди, готовые ей верить. По-моему, подлинными
оригиналами и чудаками (не сказать бы сильнее) являются субъекты,
воспринимающие всерьёз, а то и с восторгом чушь и явный обман.
В конце XIX – начале XX
века проводились проверки спиритизма (участвовал в них и Д.И. Менделеев). Были
раскрыты подлоги и фокусы, к которым прибегали спириты. Один из наиболее
знаменитых медиумов по фамилии Паркер, нажив на своих «опытах» немалый капитал,
сам стал высмеивать спиритизм, называя его вековой глупостью.
Некромантию осуждают все
великие религии, включая атеизм. Но она может принимать причудливые формы в
попытках доказать материальную основу того, что называют душой. Некоторые
верят, что она, отделённая от тела, способна видеть и слышать, производить
звуки, перемещать предметы; что её можно даже взвесить. Говорят, что тело
умершего тяжелеет, ибо его покидает душа.
Впервые услышав об этом, я
спросил: значит, душа состоит из газа, легче воздуха? Из водорода или гелия?
Она похожа на содержимое воздушного шара?! И каким образом её взвесили?
Положили умирающего на сверхточные весы и следили, когда у него душа отделится
от тела? Кто и когда проводил такие нелепые опыты?
Взвешивать душу можно с
таким же успехом, как взвешивать ум или глупость, красоту или уродство, добро и
зло, правду и ложь.
Никто не станет взвешивать
книжный лист для того, чтобы узнать, сколько в нём содержится битов информации.
Она не существует сама по себе, а связана с материей и энергией, хотя
принципиально отличается от них. Каждый предмет или электрон могут нести
информацию, но сама она ничего не весит.
Тело, наделённое жизнью и
разумом, одухотворено. Когда в нём прекращается жизнедеятельность и угасает
разум, оно лишается души.
Интересна мысль о «Жизни
после жизни». Так называлась сенсационная книжка американского врача Раймонда
Моуди. В ней приведено множество примеров странных видений людей, побывавших в
состоянии клинической смерти. Они ощущали вылет души из тела; видели себя и операционную
со стороны, взлетали и уносились по тёмному тоннелю к свету.
В результате, пишет Р.
Моуди, «многие приходят к новому пониманию сущности потустороннего мира.
Согласно этому новому взгляду, тот мир — это… максимальное самораскрытие и
развитие. Развитие души, совершенствование любви и познание не прекращаются со
смертью тела. Напротив, они продолжаются и по ту сторону бытия, возможно, вечно
или, во всяком случае — в течение какого-то периода…»
Обратим внимание на слова:
«Не всякий, кто прошёл через клиническую смерть, помнит что-либо об этом».
Значит, многие люди не испытывают при временном прекращении жизни никаких
ощущений: полное погружение в небытие, тьма и тишина.
Разумно предположить, что
сходство «посмертных» ощущений объясняется сходством причин, их вызвавших.
Какая гарантия, что умирающие испытывали свои видения не в момент смерти, а до
неё? Ведь медики фиксируют остановку сердца, прекращение дыхания. Но человек не
сразу переходит в небытие. Нервные клетки некоторое время ещё сохраняют активность.
Показательно замечание
Моуди: «Околосмертные переживания имеют известное сходство с нервным
расстройством во время припадков, особенно обусловленных нарушениями в височной
доле мозга…» Можно, кстати, вспомнить, что Ф.М. Достоевский во время эпилептических
припадков испытывал необычайные ощущения полёта, перехода в особое состояние
сознания.
Значит, выход души из тела
можно переживать и не находясь при смерти, а также — во сне. Видимость полёта в
тёмном тоннеле один мой знакомый испытал после того, как ему сделали глазную
операцию. Он объяснил это просто: были расходящиеся из одной точки светлые
круги, которые создавали иллюзию движения. Он понимал: в его закрытых глазах
возбуждение передаётся от центра к периферии, а никакого полёта нет.
Чувство лёгкости, радости
и выхода из тела появляется у того, кто находится при смерти, потому что
действуют лекарственные препараты, обезболивание. Избавление от мучений
вызывает состояние блаженства.
Не станем вдаваться в
детали, а согласимся: есть объяснения простые и понятные для тех явлений,
которые при желании можно считать переходами души в мир иной и продолжением
жизни после смерти. Тут дело именно в желании. Да и Моуди признался: «Я пришёл
к выводу, что существует жизнь после смерти, и я верю, что явления, которые мы
рассматривали, являются проявлением этой жизни».
Он честно сказал — «я
верю». Нет убедительных доказательств того, что душа может существовать вне
тела. Каким образом она вне тела способна думать (с помощью чего?), видеть и
слышать (какими органами?).
Каждому из нас надо
достойно прожить нормальную живую жизнь, которая дана на время, а не на веки
вечные.
…Говорят, что духов легче
вызвать, чем затем от них избавиться.
Это верно. Человек может
поначалу заниматься магией, колдовством, спиритизмом из любопытства или играя
(так обычно начинают и принимать наркотик). Вовлекаясь в такую «игру», он
относится к ней всё серьёзнее, пока она полностью не завладевает им…
Что дальше? Это зависит от
человека. Он может свести всё к шутке или отказаться от попыток общаться с
нечистой силой (которая, конечно же, таится в нас самих). Но подчас человек шаг
за шагом становится всё более убеждённым сатанистом или теряет здравый
рассудок, принимая создания своего воображения за реальность. |