Эпиктет (ок. 50 – 125 гг.)
по отношению к жизненным благам был подобен Диогену. Неудивительно: он родился
рабом. Из Малой Азии его привезли в Рим. Его купил телохранитель Нерона.
Говорят, Эпиктет, когда хозяин бил его палкой по ноге, сказал:
— Ты вот-вот её сломаешь.
Так и случилось. Философ
(оставшийся хромым на всю жизнь), не теряя самообладания, заметил:
— Я ведь тебя предупредил.
Эпиктет, получивший
свободу после казни его хозяина как пособника Нерона, ничего не писал. Мысли
его изложил современник Марка Антония Флавий Арриан.
Высказывание Эпиктета
«людей мучают не вещи, а представления о них» заставляет вспомнить труд Артура
Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Кто не знает слова Шекспира: «Мир —
театр, а люди в нём актёры». Но задолго до этого Эпиктет сказал: «Подумай о
том, что ты являешься актёром в драме и должен играть роль, предназначенную
тебе поэтом, будь она велика или мала… Твоё дело — хорошо исполнить возложенную
на тебя роль; выбор же роли — дело другого».
Свободу, а вовсе не
богатство или власть он считал высшей ценностью. Человека считал главным
вершителем собственной судьбы: «Состояние и свойство невежды есть никогда от
себя самого не ожидать себе ни пользы, ни вреда, но всегда от внешних вещей.
Состояние и свойство Философа есть всякой пользы и всякого вреда ожидать только
от самого себя».
Каждому следует иметь в
виду простую, но тем более верную его мысль: «Если бы тебя усыновил царь, твоё
высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишься сознанием, что ты —
сын божий?»
Одно из любимых
высказываний Эпиктета, учившего словом и своим примером: «Терпи и
воздерживайся».
|