О греческом баснописце
Эзопе или Эсопе (VI или V в. до н.э.) известно немного: ведь он был рабом. Даже
век, в котором он жил, назван приблизительно.
Считается, что он был
выходцем из Фригии (Малая Азия). Почему стал рабом, остаётся только
догадываться. Ни физической статью, ни здоровьем он не отличался, что восполнял
силой интеллекта. Был отпущен на свободу. Некоторое время находился при дворе
лидийского царя Креза. Ясно, что Эзоп не только сочинял, но и собирал народные
поучительные остроумные истории — басни. Вот, например, одна из них.
Умирая, позвал крестьянин
своих сыновей и говорит: «Дети мои, в нашем винограднике вы найдёте всё, что я
имел». После его смерти сыновья перерыли весь виноградник в поисках сокровищ.
Клад они не нашли, зато хорошо вскопанная почва дала обильный сбор винограда.
Ведь истинное сокровище — умение и желание трудиться.
Рассказывают, что однажды
хозяин Эзопа приказал рабам готовиться к дальней дороге. Эзоп взял тяжёлую
корзину с хлебом, тогда как другие выбрали поклажу полегче. Но после первого
привала его корзина уменьшилась в весе, а после обеда стала легче наполовину.
Только тогда всем стало ясно, что Эзоп оказался дальновидным.
В другой раз Эзоп шёл по
улице и встретил судью. Тот, подозревая, что раб отлынивает от работы, спросил:
— Куда ты идёшь?
— Не знаю, — ответил Эзоп.
— Ты лжёшь! — вскричал
судья и приказал отправить его в тюрьму.
— Как видишь, я сказал
чистую правду, — сказал Эзоп. — Разве мог я знать, что попаду в тюрьму?
Судья рассмеялся и
отпустил его.
Говорят, хозяин Эзопа,
изрядно выпив на пиру, стал бахвалиться. Кто-то его поддразнил: «Да ты и море,
видать, можешь выпить?» — «Я всё могу!» — «И ты готов поспорить, что выпьешь
море?» — «Спорим!»
Они поспорили на большую
сумму.
Протрезвев, хвальбишка
узнал, что ему надо на спор выпить не просто чашу морской воды, но всё море. Он
сильно загрустил, предвидя полное поражение в споре.
— Что мне делать? —
спросил он Эзопа. Тот подумал и посоветовал:
— Прикажи поставить на
берегу моря ложе и стол с чашей, и предоставь дело мне.
На следующий день пришли
на берег моря хозяин с Эзопом и хитрый спорщик, считавший заранее себя
победителем. Явились судьи, собрались зеваки. Эзоп зачерпнул чашу морской воды
и хотел было дать её хозяину, но остановился и спросил:
— Мой хозяин обещал выпить
море, не так ли?
— Да, именно так, —
ответил судья.
— Однако в море впадает
много рек, а их воды не было уговора пить. Поэтому надо прежде оградить море от
рек.
Подивились все мудрости
Эзопа и завершили спор вничью.
Было ли всё так на самом
деле? Определить невозможно. Да и разве это принципиально важно? Не исключено,
что эти истории придуманы Эзопом как показатели остроумия и логики. Или
приписывались ему как человеку, обладающему незаурядным умом. В любом случае
прославлено имя раба и шута, а вовсе не его господина или владыки государства.
Судя по всему, после
пребывания у Креза, Эзоп отправился в Дельфы, где жил несколько лет. Здесь
жрецы обвинили его в святотатстве. Согласно преданию, его сбросили со скалы.
Насколько верна такая
версия его жизненного пути и смерти, трудно сказать. Однако по крайней мере
одна его басня безусловно должна была возмутить и озлобить священнослужителей.
У бедняка, рассказывал
Эзоп, была деревянная статуя бога.
— Сделай меня богатым! —
много раз обращался он к своему божеству, но мольбы его были напрасны. Он
сделался ещё беднее. Со злости схватил он божка за ноги и ударил головой об
стенку.
Вдребезги разлетелась
статуя, и высыпалась из него горсть золотых монет. Собрал их счастливец и
сказал:
— Низок же и глуп ты, по
моему мнению. Поклонялся тебе я, умолял тебя — не помог мне, а треснул тебя об
стену — одарил богатством.
Мораль этой басни по
Эзопу: «Кто обращается с негодяем ласково — останется в убытке, кто поступает с
ним грубо — в барыше».
Неудивительно, если за
такую атеистическую историю Эзопа осудили как богохульника. Хотя из его басни
можно сделать вывод, хорошо известный по русской народной мудрости: на бога
надейся, а сам не плошай.
…Посмертная судьба Эзопа
поучительна. Этот бывший раб стал поистине царём баснописцев. Его сочинения в
стихах и прозе — около 400 — пересказывались многократно в Древней Греции и
Риме, во Франции и России. Манеру высказывать свои мысли в образах и событиях,
обиняком, намёками назвали «эзоповым языком».
|