Третий знаменитый
парадоксалист того времени — Гилберт Кийт Честертон (1874–1936). Он был и
похож, и не похож на первых двух; многому у них научился, но шёл своим путём.
Он был высок, упитан, любил по-простому закусить и выпить пива, звонко
смеяться. Один биограф сравнивал его с Дон Кихотом, другой — с Фальстафом.
Казалось бы, между ними нет ничего общего… Или общий для них — Честертон?
Одну маленькую девочку,
которая встречалась на празднике с Честертоном, дома спросили, поняла ли она,
что говорила с очень умным человеком. «Не знаю, какой он умный, — ответила
девочка, — но видели бы вы, как он умеет ловить ртом булочки!»
Когда зашёл спор, что
хорошо, а что плохо в политике, Честертон углубился в семантику: «У слова
„хороший" много значений. К примеру, если кто застрелит бабушку с расстояния в
пятьсот ярдов, я назову его хорошим стрелком, но нехорошим человеком». (Как тут
не вспомнить одного антисоветского диссидента, который в конце жизни осознал:
целили в коммунистов, а попали в Россию; увы, множество подобных «хороших
стрелков», но плохих патриотов так и не желают понять столь простую истину.)
Может показаться, что
Честертон из желания оригинальничать назвал своё эссе — «Оптимизм Байрона». Но
разве не убедительно это обосновано:
«Если человек гуляет один
на берегу бушующего моря, если он любит горы, ветер и печаль диких мест, мы
можем с уверенностью сказать, что он очень молод и очень счастлив…
Новые пессимисты ничуть на
них не похожи. Их влекут не древние простые стихии, а сложные прихоти
современной моды. Байронисты стремились в пустыню, наши пессимисты — в
ресторан. Байронизм восставал против искусственности, новый пессимизм восстаёт
во имя её».
Как писал один его
биограф, в зрелые годы Честертон перерос мужчину и снова стал мальчиком, а
позже перерос мальчишку и стал младенцем, перейдя в лоно католической церкви.
Пожалуй, не совсем так. Честертон всегда оставался, взрослея, мальчишкой, а в
чём-то младенцем; умел видеть мир глазами ребёнка.
У него религиозное чувство
тоже было «от мира сего», вне бесплотных идеалов и мистических откровений.
«Когда Христос основал свою великую Церковь, Он положил в её основание не боговидца
Иоанна, не гениального Павла, но простака, ловчилу, труса — словом, человека.
На этом камне Он и построил церковь, и врата ада не одолеют её». Честертон
выделяет апостола Петра с его слабостями, такими «общечеловеческими» и
утверждает парадоксальную мысль: империи погибали, потому что полагались на
силу; «Церковь Христова полагалась на слабого, и потому — несокрушима».
Парадокс! А суть его
проста: порой позволяет выстоять не твёрдость, а гибкость или даже мягкость.
Честертон не одобрял яростную борьбу Бернарда Шоу за социальную справедливость:
«Этот писатель не может стать поистине великим только потому, что ему трудно
угодить. В нём нет смирения — самого мятежного из наших свойств». Надо быть
снисходительней к слабостям людей…
Вот только не станет ли
приспособление к слабостям и оправдание их воспитывать именно жалких
приспособленцев?
Есть у Честертона цикл
рассказов «Парадоксы мистера Понда». В одном из них автор, упомянув о
парадоксах Бернарда Шоу и Оскара Уайльда, заявил с иронией: «Именно в таких
делах погрязают писатели; и когда критики объясняют им, что всё это — болтовня,
рассчитанная на эффект, а писатели отвечают: „На какого же ещё дьявола болтать?
Чтоб не было эффекта?" В общем, всё это довольно нелепо».
И хотя Честертон утверждал
— «Парадоксы мистера Понда… бросали парадоксальный вызов даже самим правилам
парадокса» — это было сказано, как говорится, для красного словца. Ведь Понд
просто доводил приём парадокса до абсурда. Например: «Так как выпить было
нечего, все они тотчас захмелели». Честертон был более склонен к шутке, чем к
сарказму, умел оставаться джентльменом в исконном смысле этого слова.
Но подлинный парадокс, а
не словесно-логические выкрутасы — это неожиданность, открытие, опровержение
ложной истины. А Честертон, как отметил Х. Пирсон, «любил спор и битву ради них
самих, а не ради выгоды или победы. Наверное, он не хотел одолеть противника,
ведь это положило бы конец спору. Однажды ему предложили выставить свою
кандидатуру в парламент. Он согласился — но с условием, что поражение обеспечено».
Пожалуй, если б Честертон
любил словесные перепалки ради них самих, то ему было бы самое лучшее место — в
парламенте. Однако он вообще избегал, в отличие от Шоу, общественной
деятельности. А в отличие от Уайльда, не любил выставляться напоказ. На
предложение баллотироваться в парламент он мог бы усмехнуться: «Я ещё не пал
так низко». |