Пророк Иеремия возражал
против общей ответственности всего народа, всех поколений. Ведь получается
несправедливо: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». Дети не
должны отвечать за грехи отцов, бедные и угнетённые израильтяне — за грехи
богатых: «Каждый будет умирать за своё собственное беззаконие».
Это очень важный принцип,
утверждающий личную ответственность. Уже не весь народ в целом и не его цари
или жрецы общаются с Богом; не все, не избранные, но — каждый!
Но наиболее смело, а по
тем временам и безрассудно, осмелился пророк Иеремия обратиться к Господу не
только с молениями, но и с упрёками: «…Буду говорить с Тобою о правосудии:
почему путь нечестивых благоуспешен и все вероломные благоденствуют?»
Тут необычна сама
постановка вопроса: высказано сомнение в разумности и справедливости мирового и
общественного устройства. Самый настоящий бунт против Всевышнего,
ответственного за всё, происходящее на земле: человек осмелился проявить свою
духовную свободу, чувство собственного достоинства. |