Пророк Иов ещё ярче
проявил свободомыслие пред лицом Господа. Он указал на проблему теодицеи,
оправдания Бога (и сотворённого им столь несовершенного мира).
Подумать только: человек
пытается понять и оправдать замыслы и деяния вечного и всеблагого Всевышнего!
Безоглядная вера слепа: не допускает анализа сущности Бога и его творения. А в
данном же случае она поверяется разумом человека.
В истории Иова,
рассказанной безвестным библейским автором, наглядно показано, как обрушиваются
несчастья на праведника. Сатана сумел обманом убедить Бога в необходимости
проверить искренность и бескорыстие веры Иова: мол, живущий в довольстве и
счастье, безусловно, станет благодарить Господа. Надобно подвергнуть его
тяжёлым испытаниям. И тогда Бог позволил Сатане испытать веру Иова.
Уже сам по себе рассказ о
подобных отношениях Бога и Сатаны, о возможности слукавить пред ликом Господа и
остаться неразоблачённым тотчас, свидетельствует о вольнодумстве автора (и, не
исключено, о влиянии зороастрийского дуализма). Оказывается, Бог может
предоставлять нечистому издеваться над людьми — даже безгрешными! Не позволяет
лишь присваивать его душу; в этой важной детали ясно проглядывает убеждение в
духовной свободе человека — свободе выбора между правдой и ложью, добром и
злом, Богом и дьяволом.
В ходе этого злокозненного
эксперимента лишается Иов своих богатств, детей, здоровья. Поначалу он,
несмотря на горе и отчаяние, произносит: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг
и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне
благословенно!»
Однако затем ему пришлось
испытать все мыслимые несчастья и болезни. В конце концов, он пришёл в
отчаяние: «Гнев Его терзает и враждует против меня, скрежещет на меня зубами
своими… Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня…»
Самое горькое, обидное,
ужасное для него было в том, что Иов ни в чём не провинился перед Господом и
людьми. Как же относиться к такому Владыке Вселенной? И разве только один Иов
на свете страдает безвинно? Кто вообще виновен в мучениях людей, в
существовании зла? «Если не Он, то кто же?» — вопрошает Иов. Да, конечно же…
Разве нет вины Того, кто сотворил мир таким, кто допустил существование зла,
лжи, мучений?
Конечно, теологи
постарались оправдать зло первородным грехом Адама и Евы, вкусивших запретный
плод с древа познания добра и зла, соблазнённые дьяволом. Бог не пожелал
вмешиваться в эту ситуацию, предоставив людям свободу выбора. Их вина, что
выбор оказался порочным, повлёкшим за собой вторжение зла в мир людей.
Но ведь первую пару, по
преданию, сотворил Бог. Выходит, изначально в человеческой душе существовало
пристанище для противления повелению Всевышнего, соглашения с нечистым…
Впрочем, всё это не более чем размышления над древним сказанием, которое можно
толковать на разные лады, как любую притчу, легенду.
В Библии конфликт Иова с
Творцом имеет видимость разрешения. Бог сам является несчастному и говорит ему
об ограниченности знаний человека и безграничном знании Господа. Иов смиренно
признаётся:
— Говорил я [то], что не
понимал, о вещах непостижимых для меня, что я не знал.
Бог доказывает на деле
свою добрую волю и непонимание Иовом Его замысла: наделяет страдальца
богатством и долгой счастливой жизнью. Её продолжительность — 140 лет после
всех испытаний — придаёт истории сказочный характер.
Вообще, она более всего
напоминает литературно-философское произведение. Ведь автор невольно
демонстрирует своё всеведение, ибо знает не только судьбу Иова, но и, вроде бы,
присутствует во время спора Бога с дьяволом.
…О существовании
ветхозаветных пророков известно лишь то, что написано в Торе, Талмуде, Библии.
Странно, что большинство верующих в истины, провозглашённые этими пророками,
стараются не принимать их к сведению в своём поведении. Ведь в противном случае
на земле воцарилась бы, как говориться, «тишь, гладь, да Божья благодать». А в
действительности западноевропейские христиане были одними из самых жестоких,
беспощадных и алчных завоевателей в истории человечества.
|