Пример императора Марка
Аврелия (121–180) показывает, что философия помогает человеку обретать культуру
мышления и силу духа. Это позволяет принимать правильные решения и сохранять
ясность ума в трудных ситуациях, которых, кстати, на долю Марка Аврелия выпало
немало. В период его правления Римскую империю начали сотрясать внутренние
распри и нападения варваров.
Его увлечение философией
можно было бы считать чудачеством. Ведь во время своего правления он имел
слишком мало времени и возможностей для абстрактных мудрствований. Но именно
поэтому «его пример — другим наука».
Во многом благодаря Марку
Аврелию можно согласиться с мнением, высказанным поэтом Аполлоном Майковым в
его трагедии «Два мира»:
О Рим гетер, шута и мима —
Он мерзок, он падёт!.. Но
нет,
Ведь в том, что носит имя
Рима,
Есть нечто высшее!.. Завет
Всего, что прожито веками!
Рим, словно небо, крепко
сводом
Облёгший землю, и народам,
Всем этим тысячам племён
Или отжившим, иль
привычным
К разбоям лишь,
разноязычным
Язык свой давший и закон!
Марк Аврелий стал
императором в 161 году, будучи вполне зрелым мужчиной. Странным образом он
воспринял учение стоиков, основы которого заложили греческие мыслители Гераклит
и Сократ, а окончательно оформил Зенон (он учил в портике Стоя в Афинах).
Философским предшественником императора были сенатор Сенека и освобождённый раб
Эпиктет (фактически безымянный, ибо «Эпиктет» — прозвище, означающее
«Приобретённый»).
Марк Аврелий придерживался
правила, сформулированного Эпиктетом: «Терпи и воздерживайся».
Он сделал дополнительную
запись (для себя): «Трудись, не жалуйся». И сохранял спокойствие в трудные
минуты, в горе и радости.
Он поучал не других, а
себя. Его записная книжка называлась «К самому себе» (выходила у нас под
названиями «Наедине с собой» и «Размышления»). Уже в её начале он отметил, что
в жизни своей многим обязан некоторым врождённым свойствам, а более всего —
воспитателям и учителям, а также счастливому стечению обстоятельств. Среди
своих хороших качеств назвал «выносливость и неприхотливость», «несуетность;
неверие в россказни колдунов и кудесников об их заклинаниях». Счёл верным, что
«не стал писать умозрительных сочинений, выдумывать учительные беседы» (значит,
такие искушения были!). И ещё: что «возмечтав о философии, не попал на софиста
какого-нибудь и не засел с какими-нибудь сочинителями да за разбор силлогизмов;
и не занялся внеземными явлениями».
Короче говоря, более всего
в человеке он ценил здравый ум, честность, твёрдость убеждений, мужество,
спокойствие, справедливость, стремление к познанию окружающего мира и самого
себя. «Я же правды ищу, — писал он, — которая никому никогда не вредила; вредит
себе, кто коснеет во лжи и неведении».
Некоторые его высказывания
просто замечательны: «Вверх, вниз, по кругу несутся первостихии, но не в этом
движение добродетели: оно нечто более божественное и блаженно шествует своим
непостижимым путём». Бога он отождествлял с Природой, которую считал наделённой
высшим разумом. Поэтому счастьем человека полагал жизнь согласно установлениям
природы и разума.
«Не дорого дышать, как
растения, вдыхать, как скоты и звери, впитывать представления, дёргаться в
устремлении, жить стадом, кормиться, потому что это сравнимо с освобождением
кишечника». Иначе говоря, он решительно отвергал мирскую суету, примитивные
радости комфорта и удовлетворения физических потребностей. Этим он принципиально
отличался от множества современных «цивилизованных» людей, стремящихся иметь
как можно больше богатств, доходов, материальных ценностей, животных
удовольствий.
Аврелий Августин был
убеждён: «Радость человеку — делать то, что человеку свойственно. А свойственна
человеку благожелательность к соплеменникам, небрежение к чувственным
движениям, суждение об убедительности представлений, созерцание всеобщей
природы и того, что происходит в согласии с ней».
Так считал и так поступал
абсолютный монарх, властитель самого могучего и богатого государства того
времени, имевший возможность пользоваться любыми материальными благами,
исполнять свои любые причуды, как это позволяли себе некоторые римские
императоры.
Для кого-то он может
выглядеть большим оригиналом и невероятным чудаком, не пожелавшим
воспользоваться своим привилегированным положением. Хотя, на мой взгляд,
Аврелий Августин сумел своей жизнью показать, что можно оставаться достойнейшим
человеком, даже обладая абсолютной властью.
|