Николай Заболоцкий
(1903–1958) был человеком странным, но не чудаковатым. Никогда он не изображал
себя «поэтической натурой» или мыслителем, утомлённым многознанием. Полагал:
«каждое слово… является носителем определённого смысла… „Дыр бул щыл" — слова
порядка зауми, они смысла не имеют».
Александр Введенский —
один из ленинградских «заумников», любивших эпатаж, — написал на него
эпиграмму:
Скажи, зачем ты, дьявол,
Живёшь, как готтентот.
Ужель не знаешь правил,
Как жить наоборот.
Он вместе с Заболоцким
вошёл в литературную группу ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства), призывавшую
к культурной революции, подрывающей «старое искусство до самых корней». Этот
«подрыв» они выражали, в частности, чисто внешне, стараясь оригинальничать в
одежде, поступках. Этого Заболоцкий не одобрял и «жить наоборот» не старался. А
не чудить там, где чудачества поощряются, — явная оригинальность.
Впрочем, по свидетельству
драматурга Евгения Шварца, когда обэриуты постриглись под машинку, Заболоцкий
отчитал их за столь нелепый поступок. Мол, стрижка портит волосы. Священники и
женщины не стригутся, а лысеют редко. Стрижка — школьный предрассудок… Но через
несколько дней сам пришёл в редакцию стриженный наголо.
Как вспоминал Шварц: «Он
имел отчётливо сформулированные убеждения о стихах, о женщинах, о том, как
следует жить». И был исполнен «не то жреческой, не то чудаческой надменности,
вещал». Одно из его загадочных утверждений: «Женщины не могут любить цветы».
Как это понимать? Желание
поразить парадоксом? Ведь известно, с какой радостью принимают женщины цветы,
как восхищаются их формой, ароматом… Хотя, если подумать, почти всегда это
относится к сорванным, а значит, лишённым жизни цветам, а не к растущим на
свободе. Значит, сказывается не столько любовь к цветам, сколько — к
украшениям, своим удовольствиям, прихотям.
В апреле 1941 года
Заболоцкий писал жене: «Чем старше я становлюсь, тем ближе мне делается
природа». А ещё через три года: «Когда после работы выходишь из этих
прокуренных комнат и когда сладкий воздух весны пахнёт в лицо — так захочется
жить, работать, писать, общаться с культурными людьми. И уже ничего не страшно:
у ног природы и счастье, и покой, и мысль».
Самое удивительное:
написано это — из «исправительно-трудового лагеря», из заключения, к тому же
несправедливого, по лживому и подлому доносу.
Многие ли из нынешних, на
кажущейся свободе, могут сказать так? Прочувствовать своё кровное родство с
природой? Она теперь превращена в безликую «окружающую среду», которую
предпочитают наблюдать из автомобиля или на фешенебельных курортах.
А ведь только природа
способна одарить нас новыми мыслями и впечатлениями, радостью жизни и надеждой
на бессмертие. Обо всём этом писал поэт в замечательных стихах.
У него проявлялся чудесный
дар проникать мыслью в душу зверя или растения. Это было ошеломительно ново.
Немногие смогли понять и по достоинству оценить его поэмы «Торжество
земледелия», «Безумный волк», «Деревья». Представьте, к примеру, такую картину:
Там кони, химии друзья,
Хлебали щи из ста молекул,
Иные, в воздухе вися,
Смотрели, кто с небес
приехал.
Корова в формулах и лентах
Пекла пирог из элементов,
И перед нею в банке рос
Большой химический овёс.
Наглотавшись этой самой
«химизации», мы не умиляемся её чудесам. Но для поэта сельское хозяйство — не
способ изъятия силой у природы её богатств, а сотрудничество человека с
животными и растениями, духовное единство и даже единомыслие. В его иронии —
бездна потаённой мудрости:
Здесь учат бабочек труду,
Ужу дают урок науки —
Как делать пряжу и слюду,
Как шить перчатки или
брюки.
Здесь волк с железным
микроскопом
Звезду вечернюю поёт.
Здесь конь с редиской и
укропом
Беседы длинные ведёт.
В его стихах —
поразительное сочетание науки и поэзии. Такого сплава достигали очень немногие.
А когда попытаешься проникнуть мысленно в глубинную суть предметов и явлений,
постичь сокровенную тайну жизни и смерти, смысл своего пребывания в этом мире,
то вновь придут на память слова поэта:
И боюсь я подумать,
Что где-то у края природы
Я такой же слепец
С опрокинутым в небо
лицом.
Лишь во мраке души
Наблюдаю я вешние воды.
Собеседую с ними
Только в горестном сердце
моём.
Человек разумом своим,
волей, действием способен преодолевать ограничения, предусмотренные природой,
вырываться на волю. Как? Благодаря фантазии, мечтаниям, поэтическому
воображению. А ещё — с помощью знаний и труда, используя законы мироздания для
своих целей, покоряя земные стихии: «Мы, люди — хозяева этого мира, / Его
мудрецы и его педагоги».
Он восхищался творческой
мощью человека. Есть у него стихотворение «Творцы дорог». Сразу не поймёшь, что
рассказано здесь о заключённом, о том времени, когда Заболоцкий как
«политически неблагонадёжный», отбывал трудовую повинность, прежде испытав
пытки, издевательства следователей и их пособников. Он едва не лишился
рассудка. Но выдержал всё, не стал клеветником и доносчиком. Человек, не
теряющий человеческого достоинства, — свободен, и свободу отнять у него можно
только вместе с жизнью.
Истинная свобода —
духовная. Её никогда не терял Заболоцкий. Она пронизывает его произведения.
Подневольный — по воле судьбы — рабочий с лопатой, рядовой строитель дороги
видит и слышит то, что недоступно «вольным» бездельникам:
Есть хор цветов, не
уловимый ухом.
Концерт тюльпанов и
квартет лилей.
Быть может, только
бабочкам и мухам
Он слышен ночью посреди
полей.
В такую ночь соперница
лазурей,
Вся сопка дышит, звуками
полна,
И тварь земная музыкальной
бурей
До глубины души потрясена.
Это не прелестная идиллия.
Сюда, в тайгу, врубились люди с аммоналом, экскаваторами, кирками:
Нас ветер бил с Амура и
Амгуни,
Трубил нам лось, и волк
нам выл вослед,
Но всё, что здесь до нас
лежало втуне,
Мы подняли и вынесли на
свет.
В стране, где кедрам
светят метеоры,
Где молится берёзам
бурундук,
Мы отворили заступами горы
И на восток пробились и на
юг.
Да, много человек «наломал
дров», много нанёс незаживающих ран природе, искалечил и замусорил мир вокруг
себя. И всё-таки он — великий творец (хотя, увы, творящий слишком много
неразумного). А тому, кто приучен, как мышка, отсиживаться в норке или шмыгать
только по хоженым-ухоженным тропкам:
Не дорогой ты шёл, а
обочиной,
Не нашёл ты пути своего,
Осторожный, всю жизнь
озабоченный.
Неизвестно, во имя чего.
Автор был профессионально
знаком с медициной. В 1920 году 17-летним юношей он прибыл из Уржума в Москву и
поступил на медицинский факультет университета. Выбор был определён
соображениями физиологическими: медикам давали паёк с ежедневным фунтом хлеба.
По душевной склонности
Николай Заболоцкий учился ещё и на историко-филологическом факультете. Вернее,
пытался посещать два учебных заведения. Однако паёк приходилось отрабатывать
всерьёз… Впрочем, трудности жизни никогда не пугали и даже, вроде бы, не
огорчали поэта — он был выше этого.
Как вспоминал друг его
юности М. Касьянов, Москва стала для Заболоцкого первым поэтическим
университетом. Они по вечерам посещали театры, Политехнический музей, где
проходили поэтические вечера, частенько сиживали в кафе поэтов. Однажды
спускались в толпе по ступеням Политехнического. Рядом с ними двигался
Маяковский, с триумфом прочитавший свою поэму «150000000». В толчее Владимир
Владимирович наступил на ногу Касьянову. Николай воскликнул: «Миша, береги свою
стопу! На ней печать гения! А ещё лучше, сдай её в музей».
Как знать, возможно,
московская буйная, полуголодная, бесшабашная юность раскрепостила в Николае
Заболоцком задатки юмориста и сатирика. Ведь по складу своего строгого
характера и обстоятельного ума он более всего склонен был к философским
размышлениям. А тут — и озорство, и философизмы, доведённые до абсурда. Так,
обращаясь к своему другу, Николаю Степанову, он пишет «Похвальное слово о
Колином телосложении», где буддийский «пуп мудрости», предмет созерцания,
превращается в нечто грандиозное.
|