С давних пор, совершая
географические открытия, люди искали драгоценные камни и металлы, лес и
пушнину, пряности и благовония, — но только не ЧЕЛОВЕКА. Лишь после эпохи
Великих географических открытий учёные стали обращать внимание на разнообразие
не только природы, но также разновидностей людей и типов культуры.
Под влиянием известий о
диких племенах философы и учёные XVII–XVIII веков разделились на два
противоположных лагеря. Одни утверждали, что дикари имеют зверские наклонности
и дикие нравы. Другие полагали, что вольный сын природы благороден и добр, имея
ровно столько ума и умения, сколько необходимо для спокойной жизни. По этому
вопросу даже взгляды просветителей-гуманистов порой расходились основательно.
Так, Клод Адриан Гельвеций
писал о «нелюдимом дикаре», язык которого «ограничивается пятью или шестью
звуками или криками». Если такое существо «освобождается от страха перед
законами или наказаниями, то его несправедливость не знает никаких пределов».
А по мнению Жан-Жака
Руссо, люди жили свободными и счастливыми, добрыми и здоровыми до тех пор, пока
довольствовались немногим, самым необходимым. Потребность в избытке благ
породила рабство, жестокость, алчность, зависть, лицемерие, а
научно-технический прогресс лишь увеличивает неравенство между богатыми и
бедными.
Подобные представления
основывались отчасти на сведениях, доставляемых путешественниками. Одни писали
о свирепых дикарях-людоедах (приводя соответствующие факты), другие — о наивных
и добродушных туземцах. Оформились антропология, изучающая разновидности людей,
расы, и этнография (народоведение), посвящённая культуре, быту и нравам
народов.
Однако всё, что связано с
познанием человека, зависит от политических, социальных, экономических
факторов. Быстрое развитие капитализма сопровождалось активной эксплуатацией
трудящихся и ограблением зависимых стран, из которых вывозили среди прочих
товаров людей, превращённых либо в рабов, либо в бесправных наёмников.
Великобритания к середине XIX века стала крупнейшей колониальной державой. В
США южные штаты были рабовладельческими (здесь трудилось около четырёх миллионов
рабов-негров).
Американские антропологи
Нотт и Глиддон опубликовали в 1854 году монографию «Типы человечества», где
утверждалось полное отсутствие родства между белыми и приближёнными к
человекообразным обезьянам неграми. Французский аристократ Гобино издал свой
«Трактат о неравенстве человеческих рас», утверждая существование высшего
расового типа — арийского, призванного господствовать над всеми другими.
«Не есть ли такое
воззрение, — писал великий русский учёный Карл Бэр, — столь мало
соответствующее принципам естествознания, измышлением части англо-американцев,
необходимое для успокоения их собственной совести? Они оттеснили первобытных
обитателей Америки с бесчеловечной жестокостью, с эгоистической целью ввозили и
порабощали африканское племя. По отношению к этим людям, говорили они, не может
быть никаких обязательств, потому что они принадлежат к другому, худшему виду
человечества. Я ссылаюсь на опыт всех стран и всех времён: как скоро одна
народность считает себя правою и несправедливо поступает относительно другой,
она в то же время старается изобразить эту последнюю дурною и неспособною…»
В противовес расизму во
Франции была опубликована книга Катрфаржа «Единство рода человеческого». В 1865
году северные штаты победили южан и добились юридического равенства прав белых
и чёрных. Но суть проблемы оставалась спорной, и всё меньше было шансов решить
её на опыте: на Земле к этому времени почти не осталось племён, не испытавших
на себе влияния агрессивной технической цивилизации.
Показательна судьба тасманийцев.
Лишь в конце XVIII века был открыт пролив, отделяющий Тасманию от Австралии. И
хотя планомерного физического истребления островитян не было, число их начато
быстро сокращаться. От 3–5 тысяч в 1824 году осталось менее 500, в 1860 году —
60 и вскоре тасманийцы вымерли. Другим племенам, находившимся на первобытном
уровне развития техники (каменный век!), оставалось либо перерождаться, либо
вымирать, либо бороться за свободу и самобытность.
Каждая культура, каждое
племя или народ, каждая человеческая личность имеет право на самостоятельность.
Взаимодействуя, общаясь, они должны исходить из обоюдного уважения, не стремясь
силой насаждать свои порядки, свой образ жизни и не навязывая свои мысли.
Эти принципы были близки
Николаю Николаевичу Миклухо-Маклаю, который воспитывайся в интеллигентной
российской семье во время расцвета русской культуры, прежде всего литературы,
пронизанной идеями свободы, гуманизма, добра и поисков правды. Изучив биологию
и медицину в Германии, совершив несколько научных экспедиций (он был
ассистентом известного биолога и эколога Э. Геккеля), он вернулся в Россию и
затем решил отправиться на Новую Гвинею. К.М. Бэр рекомендовал ему наблюдать
людей «без предвзятого мнения относительно количества и распространения
человеческих племён и рас».
Решение Миклухо-Маклая
избрать местом пребывания и исследований остров, где обитали племена людоедов,
о которых рассказывали ужасные истории, выглядело безумной авантюрой,
чудачеством. Кто-то предположил, что русское правительство желает обзавестись заморскими
колониями. Но эта версия не получила подтверждения.
Новая Гвинея оставалась в
стороне от экономических интересов европейских держав. На ней не было найдено
месторождений драгоценных металлов. Впрочем, серьёзных изысканий не проводили.
Причиной тому — слухи о тамошних дикарях-людоедах. К тому же тропическая
растительность препятствовала освоению этих территорий. Изучение Новой Гвинеи
началось в 1871–1872 годах: итальянские учёные Луиджи Альбертис и Одоардо
Беккари исследовали северо-западную часть острова.
Миклухо-Маклаю надо было
застать папуасов в их естественном состоянии. Поэтому он избрал практически
неизученный юго-восточный берег Новой Гвинеи, высадился там в сентябре 1871
года и более года жил среди «дикарей», общаясь с ними, завоевав их уважение и
доверие.
«Меня приятно поразили, —
писал он, — хорошие и вежливые отношения, которые существуют между туземцами,
их дружелюбное отношение с жёнами и детьми. Во всё моё пребывание на „Берегу
Маклая" мне не случалось видеть ни одной грубой ссоры или драки между
туземцами; я также не слышал ни об одной краже или убийстве между жителями
одной и той же деревни. В этой общине не было начальников, не было ни богатых,
ни бедных, почему не было ни зависти, ни воровства, ни насилия. Лёгкость
добывания средств к существованию не заставляла их много трудиться, почему
выражения злобы, ожесточения, досады не имели места».
Оказалось, что
представители совершенно разных культур могут жить вместе в дружбе и согласии
на основе универсального морального принципа: не делай другому того, чего не
желаешь, чтобы делали тебе. Миклухо-Маклай поставил уникальный эксперимент — с
немалым риском для жизни, доказав на опыте не только единство человеческих рас,
но и глубокое родство людей, относящихся к разным культурам.
Это стало замечательным
открытием. Ведь познание земной природы для нас имеет смысл не столько
абстрактно-теоретический, сколько реально-практический в связи с познанием
человеческой природы и нашего места и значения в окружающей среде. Для того
чтобы достойно существовать на планете, нам необходимо прежде всего научиться
жить в согласии между собой, а всем вместе — с окружающей природной средой.
Л.Н. Толстой писал
Миклухо-Маклаю: «Мне хочется сказать вам следующее: если ваши коллекции очень
важны, важнее всего, что собрано до сих пор во всём мире, то и в этом случае
все коллекции ваши и все наблюдения научные ничто в сравнении с тем наблюдением
о свойствах человека, которые вы сделали, поселившись среди диких и войдя в
общение с ними и воздействуя на них одним разумом… Ваш опыт общения с дикими
составит эпоху в той науке, которой я служу, — в науке о том, как жить людям
друг с другом».
Мореплавателям и
путешественникам приходилось оставаться среди племён, находящихся на стадии
неолитической культуры. При этом приходилось приспосабливаться к нравам,
принятым среди «дикарей». Другая крайность — миссионеры, внедряющие свои
религиозные принципы и правила поведения (не говоря уж о колонизаторах,
разрушающих весь уклад жизни этих племён).
У Миклухо-Маклая был опыт
сосуществования на основе взаимного уважения и равенства. Кстати, в те же годы
в России пользовалась огромной популярностью книга Н.Я. Данилевского «Россия и
Европа», в которой утверждался принцип разнообразия культур, их взаимного
дополнения. В то же время в Западной Европе, а потом и в нашей стране получила
широкую популярность идея единообразия «общечеловеческой» культуры, можно
сказать, единого индустриального общества.
К сожалению, именно
последняя идея восторжествовала в конце XX века. А в конце XIX века осуществлялась
экспансия западноевропейской «индустриальной культуры», перемалывающей в своих
экономических жерновах другие народы и племена. В частности, на Новой Гвинее
уже при Миклухо-Маклае появились колонизаторы, порой уничтожавшие посёлки
аборигенов.
В XX веке две
кровопролитнейшие мировые войны и крах СССР из-за поражения в идеологической
борьбе (после третьей всемирной холодной войны) показали, что техническая
цивилизация обрела глобальные масштабы и подчиняет своей железной поступи все
страны и народы. Столь же закономерно углубляется мировой экологический кризис,
ведущий к деградации биосферы и тех, кто в ней обитает. Единая массовая
техногенная культура оборачивается торжеством примитивного «техногенного
человека», создаваемого по образу и подобию машины, о чём ещё семь десятилетий
назад проницательно писал русский философ Н.А. Бердяев.
Миклухо-Маклай сумел
открыть человека в человеке иного рода-племени, иной культуры. Хотелось бы
надеяться, что его достижение будет заново осмыслено, усвоено и принято во
внимание человеческим сообществом. Ибо теперь — уже в XXI веке — приходится
заботиться о том, чтобы сохранить многообразие культур и человеческое — в
человеке.
|