Николай Васильевич Гоголь
(1809–1852) родился в Больших Сорочинцах, на Украине, в дворянской семье. Отец
увлекался театром, писал водевили, стихи. Николенька с детства играл в
спектаклях, предпочитая комические роли. Окончил гимназию высших наук в Нежине.
С 16 лет писал сатиры, стихи, повести, трагедии. В 1828 году переехал в
Петербург.
Первые опыты сочинительства
были неудачными. Поступил на службу и состоял чиновником до 1831 года. Посещая
литературные салоны, познакомился с Пушкиным, Жуковским. Рассказы «Вечера на
хуторе близ Диканьки» имели большой успех у публики и критиков. Гоголь поступил
на должность профессора истории Петербургского университета, но вскоре оставил
эту работу. Издал сборники «Миргород», «Арабески», петербургские повести.
В его произведениях
причудливо переплелись юмор, мистика, сатира, философия, народная мудрость,
реалистичные и фантастичные образы. Комедия «Ревизор» и роман-поэму «Мёртвые
души» (часть 1; рукопись второй части автор сжёг в 1852 году) показали без
прикрас, со «смехом сквозь слёзы» Россию. Его последняя работа — «Выбранные
места из переписки с друзьями», проникнутая философски-религиозными идеями,
вызвала споры и яростное письмо Белинского, обрушившегося на писателя:
«Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия,
панегирист татарских нравов — что вы делаете! Взгляните себе под ноги, — ведь
вы стоите над бездною!»
Да, Гоголь заглянул в
бездну самосознания, не обращая внимания на видимый мир, реальность и даже на
возлюбленное искусство. Перед ним разверзлась ещё одна пропасть: тяжелейшая
депрессия и последняя безысходная — смерти.
В «Арабесках» проявились
знания и размышления, связанные с чтением Гоголем лекций по всемирной истории в
Петербурге. Его мысли, высказанные в небольших очерках, позволяют считать
именно Гоголя, а не Грановского, как обычно принято, инициатором познания
всеобщей истории и Средневековья в России.
Исследование всемирной
истории он представлял как синтез науки, литературы и философии! Мысль эту
Гоголь развил в очерке «Шлецер, Миллер и Гердер», где предложил образ
идеального историка. «Глубокость результатов Гердера» он сочетает с «быстрым,
огненным взглядом Шлецера и изыскательною, расторопною мудростию Миллера», да
ещё с добавлением «высокого драматического искусства… Шиллера», а также
«занимательность рассказа Вальтера Скотта», и «шекспировское искусство
развивать крупные черты характеров в тесных границах…».
Как тут не вспомнить
монолог купеческой дочки Агафьи Тихоновны из его комедии «Женитьба»: «Если бы
губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять
сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй,
прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же
решилась…» Это написано чуть позже, чем очерк об историках, а потому смахивает
на самоиронию.
Писатель определил эпохе
Средневековья «то же самое место в истории человечества, какое занимает в
устроении человеческого тела сердце…». Сравнение неожиданное. Средние века —
«величественные как готический храм, тёмные, мрачные, как его пересекаемые один
другим своды, пёстрые, как разноцветные его окна и куча изузоривающих его
украшений, возвышенные, исполненные порывов, как его летящие к небу столпы и
стены, оканчивающиеся мелькающим в облаках шпицем» (шпилем).
В очерке «Об архитектуре
нынешнего времени» он подчеркнул устремлённость христианских храмов к небесам,
в отличие от приземистых жилищ. Это показывало, «как велики требования души
нашей перед требованиями тела». Гоголь видел в архитектуре не «застывшую
музыку», а материальное воплощение сокровенного смысла эпохи.
В повести «Портрет»
сталкиваются образы святости и бесовства. Второй, как обычно для Гоголя,
обрисован более ярко. Предполагается, что время антихриста близится.
Извращается первоначальный замысел Бога, «и с каждым днём законы природы будут
становиться всё слабее», давая возможность преодолеть их силам зла. Антихрист
«избирает для себя жилищем самого человека» и проявляется в тех, которые
«заклеймлены страшною ненавистью к людям и ко всему, что есть создание Творца».
Кто эти люди? По Гоголю,
один из них — ростовщик. «Он во всё силится проникнуть: в наши дела, в наши
мысли и даже в самоё вдохновение художника. Бесчисленны будут жертвы этого
адского духа… Горе, сын мой, бедному человечеству!» Дух корысти, наживы
разлагает человечество, приближая окончательную победу антихриста, оскверняя
всё, к чему он прикасается: красоту, мудрость, любовь.
В «Выбранных местах из
переписки с друзьями» Гоголь, вопреки закону писательского ремесла, не принимал
во внимание реакцию читателей. То, что нравилось одним, вызывало возмущение у
других, а чувство неприязни к отдельным частям книги мешало по достоинству
оценить другие. Обращаясь к поэту, он призывал:
«Опозорь, в гневном
дифирамбе, новейшего лихоимца нынешних времён и его проклятую роскошь, и
скверную жену его, погубившую щеголяниями и тряпками и себя, и мужа, и презренный
порог их проклятого дома, и гнусный воздух, которым там дышат, чтобы как от
чумы от них побежало всё бегом и без оглядки.
Возвеличь, в торжественном
гимне, незаметного труженика, какой, в чести высокой породы русской, находится
посреди отважнейших взяточников, который не берёт даже и тогда, как всё берёт
вокруг него…»
Гоголь-художник,
раскрывающий те же идеи в образах и коллизиях, оказывался мудрее, ближе к
выполнению поставленной цели, чем Гоголь-проповедник. Прямые нравоучения обычно
вызывают лишь раздражение. «Человек девятнадцатого века отталкивает от себя
брата… Он готов обнять всё человечество, а брата не обнимет». Высказывание
верное, но вряд ли оно взволнует душу читателя.
В его замечательных
«Размышлениях о Божественной Литургии» есть оговорка: «Велико и неисчислимо
может быть влияние Божественной Литургии, если бы человек слушал её с тем,
чтобы вносить в жизнь слышанное». Вот в этом «если бы» заключена, отчасти,
безысходность и всё то, что заслуживает серьёзнейшего анализа, но Гоголь
произносит это как бы между прочим: лично для него такой проблемы нет.
Говоря о благотворности
Божественной Литургии, Гоголь уверял, что все, прилежно её слушавшие, «выходят
кротче, милее в обхождении с людьми, дружелюбнее, тише во всех поступках. А
потому для каждого, кто только хочет идти вперёд и становиться лучше,
необходимо частое, сколько можно, посещение Божественной Литургии и
внимательное слушание…» И вновь оговорка: «Для каждого, кто хочет идти вперёд и
становиться лучше».
Но как быть с теми,
которые собою вполне довольны и желают лишь усыпить свою совесть — но не
жизненным делом, а только слушанием? Не о них ли с таким скрытым (порой, за
насмешкой) негодованием писал сам Гоголь?
…Он не только проповедовал
в «Выбранных местах…», но и высказал немало светлых идей и чувств. А свою веру
выразил в пожелании: «Будьте не мёртвые, а живые души» (одухотворёнными учением
Христа). И ещё: любовь «есть связь общества, сокровенная пружина всего стройно
движущегося, пища, жизнь всего».
Есть у него и сбывшееся
пророчество. В его «Записках сумасшедшего» чиновник Поприщин отметил дату:
«Мартобря 96 числа. Между днём и ночью». Свершилось! В марте 1917 в России пало
царское, а в октябре буржуазное правительства. |