Оскар Уайльд (1854–1900)
умело выворачивал наизнанку привычные мнения, афоризмы.
Обычно привидения пугают
людей. А у него в рассказе американские детишки наводят ужас на почтенное
привидение Кентервильского замка. Уайльд утверждал: «Путь парадоксов — путь
истины». И не скупился на них: «в наш век наиболее нужны ненужные вещи; мне
интересно лишь то, что меня не касается; я верю лишь невероятному; если со мной
соглашаются, значит, я не прав; ничего не делать — тяжкий труд; лучший способ
отделаться от искушения — это поддаться ему; людей я люблю больше, чем
принципы, а людей без принципов я люблю больше всего…»
Его «Заветы молодому
поколению» показались бы едкой сатирой или стремлением обрести скандальную
славу, если б он не следовал им в своей жизни:
«Поменьше естественности —
в этом первый наш долг… Порочность — это миф, созданный людьми благонравными,
когда им было нужно объяснить, почему же иные из нас бывают так странно
привлекательны… Хорошо подобранная бутоньерка — единственная связь между
искусством и природой… Воспитанные люди всегда противоречат другим. Мудрые —
противоречат сами себе… Наслаждение — это единственное, ради чего нужно жить…
Преступление никогда не бывает вульгарным, но вульгарность — всегда
преступление… Надо быть всегда чуть-чуть неправдоподобным… Истина перестаёт
быть истиной, едва лишь в неё уверует больше, чем один человек… Промышленность
— корень уродства… Леность — главное условие совершенства… Полюбить самого себя
— вот начало романа, который продлится всю жизнь».
Этот манифест эстетизма и
отчасти аморализма вышел в 1894 году. А четырьмя годами раньше Уайльд предварил
свой роман «Портрет Дориана Грея» другой декларацией, тоже насыщенной
парадоксами:
«Нет книг нравственных или
безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо… Этика искусства
— в совершенном применении несовершенных средств… Художник не стремится что-то
доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины. Художник не моралист… Не
приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать всё… В
сущности, Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе
не жизнь… Всякое искусство совершенно бесполезно».
Подобные высказывания
легко перевести на обыденный язык: Я — эгоист, и этим горжусь. Не учите меня
жить. Хочу жить красиво, и никто мне этого не запретит. Кокетство — не порок, а
талант, и я им наделён. Мне нравится шокировать публику — для её же
удовольствия. Я люблю, чтобы мной любовались…
Обилие парадоксов
утомляет. Они превращаются в штамп. Вместо подлинных драгоценностей — яркие
блёстки; вместо огня, который светит и греет — фейерверк. Не так ли?
Нет, не так.
Оригинален Уайльд не
оригинальничанием. В этом убеждаешься, проникая в суть его произведений,
включая и его жизнь.
Возмущался он не столько
пороками «высшего общества» (которым и сам был не чужд), сколько смрадной
средой лицемерия, скрывающей эту гниль. Он писал наиболее искусственные из всех
литературных сочинений — стихи и сказки, — в которых присутствуют вовсе не
наигранные чувства и весьма откровенная мораль.
Салонный остроумец Оскар
Уайльд восхищался Петром Кропоткиным, который был именно счастливым принцем
(князем), отвергшим все соблазны богатства и власти ради борьбы за
справедливость и свободу. Не это ли самый ошеломляющий парадокс Уайльда,
помогающий понять, что скрывалось под его внешней скорлупой эстета и словесной
мишурой шокирующих парадоксов.
В отличие от скрытного
Оскара Уайльда, человека трагической судьбы, Бернарда Шоу можно назвать
счастливцем.
|