С древних пор о смерти
говорили не только всерьёз, но и в шутку. Трудно сказать, кто тут был первым.
Возможно — греческий поэт Симонид (556–468 гг. до н.э.). Родившись на острове
Кеос, он находил приют и у вождя афинской демократии Фемистокла, и при дворе
тирана Сиракуз Гиерона. По-видимому, его талант писать кратко и проникновенно
был, как говорится, востребован.
Немало надгробных надписей
— эпитафий — сочинил он, героических или лирических. Но в некоторых порой
присутствовала ирония:
ЭПИТАФИЯ КУПЦУ КРИТЯНИНУ
Родом критянин, Бротах из
Гортины, в земле здесь лежу я.
Прибыл сюда не за тем, а
по торговым делам.
Когда Симонид посмеялся
над гимнопевцем Тимокреонтом, тот в ответ съязвил в адрес Симонида, и за это
получил от него — при жизни — такую надгробную надпись:
Много я пил, много ел, и
на многих хулу возводил я;
Нынче в земле я лежу,
родянин Тимокреонт.
Более остроумной была его
эпитафия некоему Мегаклу с обращением к его вдове:
Лишь погляжу на надгробье
Мегакла, становится сразу,
Каллия, жалко тебя: как ты
терпела его?
С тех пор, а возможно и
ещё раньше, насмешки над смертью и над почившими (или, как все мы, обречёнными
на вечный покой) стали появляться всё чаще. Их использовали, конечно же, в
назидание живущим. |