Виктор Хрисанфович
Кандинский (1849–1889), описавший этот случай, не упомянул о причине столь
странной для русского обывателя галлюцинации. Возможно, так подействовала на
читателя сатира Ф.М. Достоевского «Крокодил» — о проглоченном крокодилом
петербуржце. Этот образ могли пробудить и детские переживания при чтении притчи
об Ионе, проглоченном китом.
У некоторых
впечатлительных людей в какой-то момент рассудок теряет контроль над образом,
укоренившимся в подсознании. Словно демоны, возникшие из небытия, овладевают
душой человека, увлекая её в иномир. Под влиянием внутреннего или внешнего
сигнала больной переходит в изменённое состояние сознания (ИСС), вплоть до
полного погружения в мнимую реальность. Сигналы органов чувств искажаются в
мозгу в угоду всесильной (на данный момент) установки.
Подобные исследования
Кандинского, специалиста-психиатра, были бы вполне обыденны, если бы не одно
обстоятельство: он сам во время душевного недуга испытал острейшие
псевдогаллюцинации (понятие, введённое им в психиатрию), подробно рассказав о
них в научной монографии.
«Имев несчастье в
продолжение двух лет страдать галлюцианаторным помешательством, — писал он, — и
сохранив после выздоровления способность вызывать известного рода галлюцинации
по произволу, я, естественно, мог на себе самом заметить некоторые условия
происхождения чувственного бреда».
Психических отклонений в
детстве и юности у него не отмечалось. Родившись в Сибири, он закончил в Москве
гимназию и медицинский факультет университета, работал во Временной (2-й
Градской) больнице ординатором. Писал научные статьи преимущественно по гигиене
и санитарии. Осенью 1876 года оформился на Черноморский флот младшим судовым
врачом, участвовал в русско-турецкой войне.
Ужасы войны, выпивка и
временами употребление наркотиков сказались на его состоянии. Именно тогда у
него произошли первые психические срывы, он пытался совершить самоубийство. Его
поместили в лечебницу. Выздоровев, женился в 1878 году на медсестре Елизавете
Карловне Фреймут. (После его смерти она позаботилась об издании двух его работ
и покончила с собой.) Детей у них не было.
С 1881 года он работал
старшим ординатором в психиатрической лечебнице св. Николая в Петербурге. Был
трудолюбивым, внимательным к окружающим, проводил научные исследования.
Временами у него начинались бредовые видения.
Он вдруг вообразил себя
лидером китайской революции, направленной на установление конституционной
монархии. С простым народом и просвещёнными мандаринами-демократами он общался
телепатически, ощутив в себе дар всезнания и всевидения.
Его окружали не только
сообщники, но и могущественные враги. Их происки приходилось разгадывать. Надо
было следить и за событиями, происходящими в далёкой стране. Помогало
ясновидение: перед его мысленным взором разворачивались события, происходившие
(якобы) в разных районах Китая. Рассудок поддерживал установку на китайскую
революцию, придумывая изощрённые средства коммуникации. Даже явная фантастика
воспринималась рассудком больного Кандинского как нечто само собой
разумеющееся.
Домой к нему пришли два
его товарища и предложили ему прокатиться в карете (повезли в лечебницу). Он
решил, что ему предстоят почести, ибо революция победоносно завершилась. Он
видел радостные лица и приветственные жесты прохожих. Слышал отдалённые звуки
марша и твёрдую поступь революционных солдат (его не смущал перенос действия из
Китая в Россию).
Некоторые прохожие внушали
ему серьёзные подозрения: их лица выражали хитрость и затаённую злобу. Это явно
были шпионы и враги революции. Но на страх им всё громче раздавался
революционный марш. В такт ему Кандинский начал топать ногами в карете и
подпевать. Но вскоре он понял, что кучер — шпион — везёт его в ловушку.
Как быть? Выход найден:
спасительный огонь папиросы. Пока она горит, враги не страшны. Это — символ
власти. Не случайно товарищ предложил ему закурить. Надо постоянно прикуривать
от потухающей папиросы, не теряя огня. Тем более что под марш в ритме движения
кареты появился революционный отряд. Офицеры приветствуют его…
Вот и дом для
торжественной церемонии. Его встретили почтительно, надели официальный костюм.
Значит, предстоит выступить в парламенте. Он ощутил усталость. Сел, задумался.
Очнулся — вокруг нет никого. В соседних помещениях какие-то голоса. А если это
— палачи, которые ловят его мысли?!..
Время шло. Торжества не
было. Он волновался всё сильнее. Заметил решётки на окнах. Понял: враги
заманили его в западню. Подозрение превратилось в уверенность. Двери заперты,
окна зарешечены, нет делегаций и поздравлений…
Потрясение! Он пришёл в
ярость, круша всё вокруг, колотя в стены и двери. Затем началась истерика…
Такова плата за крушение
установки: буйство, истерика — вплоть до убийства и самоубийства. (При
безнадёжных формах шизофрении больной может до конца пребывать в иллюзорном
мире.) Установка требует подкреплений. У психически больного рассудок, подчиняясь
установке подсознания, находясь в ИСС, изощрённо выискивает их, дополняя
отсутствующие детали воображаемыми образами.
Вот один из примеров не
одиночного, а группового перехода в ИСС уже в наше время. В одном селе
проживала больная шизофренией, утверждавшая, что близится конец света. При
обострении мании она видела, как дьявол тащит грешные души в ад. Она была, что
называется, вне себя. За ней ухаживали четыре её сестры. Они постились и
постоянно молили Всевышнего о выздоровлении сестры. Через несколько дней вдруг
увидели, как тело больной покрылось шерстью, ступни превратились в копыта, а на
голове выросли рога. Это был сатана!
В ужасе, отвращении и
ярости они схватили что попалось под руки и принялись изгонять нечистого из
тела сестры. Избиение продолжалось до тех пор, пока несчастная не умерла. Они
были уверены, что совершили благое дело, обеспечив её душе место в раю. Их
поместили в больницу. За три дня лечения они обрели душевное равновесие,
успокоились, хотя по-прежнему не сомневались, что им удалось изгнать беса.
По такой схеме возникают
массовые психические эпидемии. Они редко проявляются в такой криминальной
форме. Но суть остаётся той же. Имея примерно одну и ту же установку (вера в
Бога, демонов, правителей), люди в определённой ситуации действуют одинаково,
испытывают сходные эмоции, а то и мании, которые становятся заразительными.
(Физиолог, психолог и психиатр академик В.М. Бехтерев предлагал считать это
действием своеобразного «вируса».)
Виктор Кандинский одним из
первых начал исследовать это явление. Он писал: «Главнейшие источники душевных
эпидемий — религиозное чувство, мистические стремления, страсть к
таинственному». И приводил примеры из истории: крестовые походы, средневековую
демономанию, охватившую Западную Европу.
Вот некоторые его выводы:
— Свойство психической
организации человека именно таково, что всякое духовное движение или настроение
одного индивидуума отражается на духовном состоянии лиц, его окружающих. Люди в
этом отношении представляют аналогию с камертонами одинакового тона: заставь
звучать один из них, остальные сами собой придут в созвучное дрожание.
— Галлюцинации и иллюзии
происходят тем легче, чем больше ослаблены органы чувств, чем более истощена
нервная система вследствие ненормального возбуждения, ненормального физического
труда или вследствие недостатка питания.
— Чувства мелочные и
своекорыстные гораздо более склонны приобретать эпидемическое распространение,
чем идеи и чувства высокие.
— Душевнобольные часто
сохраняют свободу суждений, но теряют свободу выбора.
— Проходит время
ненормального душевного расстройства, время коллективного увлечения или
страсти, и вернувшиеся к рассудку люди обыкновенно сами не могут понять причину
своих прошлых ошибок.
— При слабом развитии
высших мозговых функций — мышления и воли — человек весь свой век может прожить
жизнью пассивною, так сказать, машинальною… При таком отсутствии личной
самостоятельности в человеке не может быть и речи о нравственной свободе его.
Позже эти идеи развивал
В.М. Бехтерев в книге «Внушение и его роль в общественной жизни». Они
чрезвычайно важны, в частности, для понимания того, что происходило со
значительной частью населения СССР в период «перестройки и гласности», а затем
и расчленения страны. Возобладали именно чувства мелочные и своекорыстные. Сохраняя
свободу суждений, массы граждан утратили свободу выбора, повинуясь внушению
средств массовой рекламы, агитации и пропаганды (СМРАП).
На примере Виктора
Кандинского мы видим, что даже человек с психическим расстройством способен
преодолевать недуг и даже изучать его. Интересно отметить, что выдающийся
американский психолог и философ У. Джемс сослался на исследования Кандинского,
проведённые над «образованным врачом», по-видимому, не подозревая, что
пациентом в данном случае был сам психиатр.
Однако со временем Виктору
Хрисанфовичу всё трудней было справляться с болезнью. Чувствуя приближение
одного из приступов, он принял смертельную дозу опия и лёг на диван, читая
повесть Льва Толстого «Казаки»… В истории психиатрии он остался как самый
необычайный учёный, который был одновременно пациентом, врачом и исследователем
болезни. |