Василий Васильевич
Кандинский (1866–1944) — двоюродный брат Виктора Хрисанфовича — тоже был весьма
незаурядным человеком. Страдал ли он психическим заболеванием? Вряд ли. Хотя
отклонения от так называемого здравого смысла, а уж тем более от традиционных
взглядов на изобразительное искусство у него определённо были.
Родился он в Москве, в
семье фабриканта, выходца из Сибири, и немки, коренной москвички. Согласно
семейному преданию, его прабабушка была монгольской княжной. Успешно закончив
юридический факультет Московского университета в 1892 году и женившись на своей
кузине Анне Чимянкиной, он, вроде бы, остепенился: стал доктором правоведения,
доцентом юрфака. Его пригласили в Дерптский университет.
Ему тридцать лет.
Открылась возможность стать профессором. А он, решив посвятить себя живописи,
переехал в Мюнхен! Что это — чудачество? блажь? психический сдвиг?
Возможно, всё это в той
или иной мере сказалось. Хотя он в детстве был приобщён к искусству: занимался
рисунком у частного преподавателя, а также брал уроки игры на фортепьяно и
виолончели. Любовь к живописи тлела в его душе долго и в конце концов вспыхнула
с неодолимой силой. Не исключено, что стремление круто изменить жизненный путь
было связано и с обстоятельствами личной жизни.
В Мюнхене он стал учиться
живописи, вошёл в круг художников, с 1900 года стал выставлять свои полотна. В
1904 издал альбом с 12 ксилографиями с поэтическим названием «Стихотворения без
слов». Он стремится выразить порыв, цветовую экспрессию, вслед за фовистами (А.
Матиссом и др.).
«Потрясённый красотой
собственной картины, случайно поставленной набок, — пишет историк искусства
Мэри Холлингсворт, — он заключил, что может полностью отказаться от изображения
реальных предметов. Кандинский даёт теоретическое обоснование своих
экспериментов в исследовании „О духовном в искусстве", где утверждает, что
главная цель искусства заключается в выражении внутреннего мира художника».
Надо заметить, что любой
подлинный художник в своих произведениях выражает свой духовный мир (хотя и не
только это). Вопрос лишь в том, как он это делает, с какой целью и
какими средствами. Иначе самовыражение становится самоцелью, вне зрителя,
которому предоставляется возможность на свой лад продумывать «художественные
ребусы».
Примерно так рассуждал
Н.А. Бердяев в своей статье «Кризис искусства» (1917). Необычайное разнообразие
авангардистских направлений в художественной жизни Европы начала XX века, порой
полный отказ от традиционных форм и средств он считал признаками разложения и
деградации; отражением общего состояния общества потребления.
«Много кризисов искусство
пережило за свою историю, — писал он. — Переходы от античности к средневековью
и от средневековья к возрождению ознаменовались такими глубокими кризисами. Но
то, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из
кризисов в ряду других. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при
глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах». Вот и картины Кандинского
подвергались обычно резкой, а то и грубой критике.
Его первой абстрактной
картиной считается акварель 1910 или 1911 года. Это разноцветные пятна и мазки
кистью, подчёркнутые тушью пером. А вот в полотне того же времени «Казаки» —
экспрессия, символизм, порыв, но с элементами реальности: подобие сабель,
папах, коней, фонарных столбов, домов. Образы схематичны, однако читаемы.
Современный его биограф
французский искусствовед Мишель Лакост в духе новых веяний, высказывает мнение
прямо противоположное: «Какая великая творческая сила должна была действовать в
Кандинском! Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год: от пейзажных
картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме… до хаотического этюда под
названием „Ущелье" и беспокойных композиций в серии панно „Времена года"…
Тут скованный порыв, там — раскрепощённое движение».
Как бы ни относиться к
абстрактным композициям или к обретшему шумную популярность «Чёрному квадрату»
К. Малевича, неискушённый зритель без эмоционального подъёма и озарений
проходит мимо подобных творений, в глубокой задумчивости задерживаясь перед
картинами Леонардо, Рафаэля, Боттичелли, Босха и многих других мастеров. На
изощрённые комментарии апологетов «авангарда» такой простак заметит по-детски:
«А король-то голый!».
А можно ли считать
авангардом абстракции или инсталляции, если именно с них начиналось древнейшее
искусство каменного века? С такого «авангарда» вообще начиналось
изобразительное искусство. Неандертальцы более 40 тысячелетий назад создавали
нечто подобное, не говоря уже о первых творениях кроманьонцев, наших
непосредственных предков. Вряд ли следует восторгаться «дерзкими по цвету и
форме» картинами и «хаотичными композициями». Это вовсе не дерзновения ума и
таланта. Хотя, конечно же, в оригинальности (на время их появления) им не
откажешь.
…Буйная поросль
авангардистов разных течений, направлений школ воспрянула перед Первой мировой
войной и революциями. Художники, поэты, композиторы выражали в своём творчестве
общественное брожение, смятение умов, стремление вырваться из обыденности. При
становлении Советской власти футуристы и прочие авангардисты, взялись создавать
«новое искусство». Василий Кандинский в 1918 году вошёл в Отдел изобразительных
искусств Наркомпроса, стал профессором Высших художественно-технических
мастерских (ВХУТЕМАС), организатором провинциальных музеев и различных
выставок. Но когда спала волна культурной революции, он в 1921 году перебрался
в Берлин и с тех пор на родину не возвращался.
Если чудачества и
оригинальность Виктора Кандинского были связаны с его психической аномалией, то
у Василия Кандинского подобная аномалия определялась не личным, а общественным
недугом. В поисках новых форм выразительности он, а также Питер Мондриан,
Казимир Малевич и другие абстракционисты отказались от самого, пожалуй,
выразительного в изобразительном искусстве: образности на основе зримой
реальности, вызывающей у зрителя не только смутные чувства и абстрактные
умствования, но ясные и чёткие эмоции, переживания, мысли. Во всяком случае,
такова моя точка зрения. |