Скульптура времени Флавиев, созданная
как в Риме, так и вне его, являет собой интереснейшую галерею портретов.
Они замечательны своей пластической силой, какой-то особой мощью и
полнотой и, кроме того, небывалой прежде патетикой. Действительность
давала повод для подобного героического самоощущения, и его печать можно
найти на таких выдающихся памятниках римского искусства, как арка Тита.
Триумфальные арки типичны для Рима и
возводились в нем ещё в республиканское время. Они ведут происхождение
от обычных ворот, разграничивающих пространство, — это был переход из
«чужого» в «свое». Надо подчеркнуть, что у всех древних народов такой
рубеж был связан с границей «жизни» и «смерти». Поскольку арка у римлян
являлась символом неба, то появление в ней облика полководца
воспринималось, как победа света над тьмой, жизни над смертью. Арки
ставились обычно в честь военных побед, но не только. Уже к IV веку
нашей эры их было в Риме 55, а по всей империи около 350.
Арку Тита установили на месте главного
входа в Золотой дом Нерона, снесенного Флавиями. Арка увековечивала
победоносный поход в Иудею и разграбление главной святыни Иерусалима —
храма Соломона.
Тит — старший сын и наследник
Веспасиана — носил те же имена, что и отец. Он вошел в историю под
именем Тита. Веспасиан взял его в соправители ещё в 71 году. С 79 года
после смерти отца Тит правил самостоятельно.
Тит — очень разумный и осмотрительный
человек, сумел снискать всеобщую любовь. Однако в юности он так любил
развлечения, что были опасения, как бы не получился из него второй
Нерон. Но Тит был слишком умен, дабы стать вторым Нероном. Светоний так
отзывается о Тите:
«Телесными и душевными достоинствами
блистал он ещё в отрочестве, а потом, с летами, все больше: прекрасная
внешность, в которой было столько же достоинства, сколько приятности;
отменная сила, которой не мешали ни высокий рост, ни слегка выдающийся
живот; исключительная память и, наконец, способности едва ли не ко всем
видам военной и мирной деятельности. Конем и оружием он владел отлично;
произносил речи и сочинял стихи по-латыни и по-гречески охотно и легко,
даже без подготовки; был знаком с музыкой настолько, что пел и играл на
кифаре искусно и красиво».
Тацит подчеркивал, что Титу были присущи
врожденное обаяние и тонкая обходительность. Император очень заботился о
том, чтобы народ получил зрелища. К людям Тит был внимателен и старался
по возможности удовлетворить просьбы просителей, проявляя большую
доброжелательность. «Однажды за обедом он вспомнил, что за целый день
никому не сделал ничего хорошего, и произнес свои знаменитые слова,
памятные и достохвальные: „Друзья мои, я потерял день!"»
Тит продолжил строительство в Риме,
начатое его отцом. Так, при нем завершилась реставрация двух
водопроводов, построенных императором Клавдием в 52 году.
Двойная арка этих водопроводов
сохранилась в Риме, на ней три надписи, одна из которых посвящена Титу:
«Император Тит Цезарь Веспасиан Август, сын божественного, великий
понтифик, наделенный властью народного трибуна в 10-й раз, император в
17-й раз, отец отечества, цензор, консул в 8-й раз, водопроводы Курциев и
Церулеев, проведенные божественным Клавдием и впоследствии
восстановленные для города божественным Веспасианом, его отцом,
позаботился на свои средства восстановить в новом виде, так как они от
долгого времени рухнули до основания, начиная от самих источников вод».
Увы, самостоятельное правление Тита не
было счастливым. Не было оно и продолжительным. Он царствовал два года,
два месяца и двадцать дней, и за этот непродолжительный срок случилось
три очень крупных стихийных бедствия: извержение Везувия, в результате
которого погибли Помпеи и другие города, пожар в Риме, который бушевал
три дня и три ночи, и страшная эпидемия чумы.
«Среди всех этих забот застигла Тита
смерть, поразив своим ударом не столько его, сколько все
человечество», — написал Светоний. Тит скончался 13 сентября 81 года в
возрасте сорока одного года и был обожествлен. После смерти императора, в
том же году, в его честь была воздвигнута на Форуме триумфальная арка,
сохранившаяся до нашего времени.
Арка Тита — одна из лучших триумфальных
арок Рима. Она служила монументальным постаментом для бронзовой статуи
императора, венчаемого богиней победы Викторией.
Внешне она строга и могла бы показаться
скромной, если бы не замечательная торжественность ее пропорций и
архитектурных членений. Скульптуры на фасаде почти нет, кроме двух
симметричных Викторий над архивольтом арки и фигуры богини удачи Фортуны
на замковом камне. Рельефы помещены внутри, в проходе — по одному с
каждой стороны. На них запечатлен триумфальный въезд Тита в Рим: он
стоит в квадриге, как бог, неподвижно возвышаясь над шумной толпой
легионеров. Сама богиня Рома ведет его в город. Несут трофеи — шесты с
таблицами, на которых обозначены имена покоренных городов, золотой стол с
серебряными трубами и золотой семисвечник из храма Соломона.
Арка обильно украшена сложными
композициями и декоративными орнаментами, причем часть рельефов была
реставрирована в XIX веке. Интересно, что главные рельефы, повествующие
об императорском триумфе, размещены в несколько неожиданном месте — в
арочном проеме. С одной стороны изображен сам Тит на парадной
императорской колеснице, запряженной четверкой коней, в окружении своих
легионеров и соратников. Крылатая богиня победы венчает победителя
лавровым венком (впрочем, не сохранившимся), фигуры действующих лиц
полны жизни и движения. Триумфальная процессия не проходит перед
зрителем монотонной (чтобы не сказать унылой) чередой, как на фризе
Алтаря мира, а рвется наискось за пределы стены, в окружающее
пространство.
С другой стороны в пролете арки Тита
помещены солдаты его армии, несущие через ту самую арку, на внутренней
стороне которой эта сцена и изображена, трофеи, награбленные ими в храме
Соломона в Иерусалиме. При боковом свете, попадающем в арочный пролет,
можно проникнуться духом военного триумфа, включившись в шумную толпу
легионеров. Царящее здесь воодушевление после победы создает
поразительную иллюзию жизни. Это уже не те статисты алтаря Домиция
Агенобарба и официальные фигуры «Алтаря мира» Августа, это полнокровные,
живые участники триумфального шествия.
В центре композиции, в окружении
штандартов принимавших участие в войне легионов, помещен большой
семисвечник (менора) — главная реликвия, захваченная Титом в Иудее, сама
же арка, в которую проходят солдаты, изображена в меньшем, чем в
реальности, масштабе — иначе она на рельефе просто не поместилась бы.
Известно, что римляне в эту эпоху все ещё раскрашивали, по примеру
греков, свои скульптуры и покрывали отдельные части позолотой, что
придавало рельефам особую выразительность.
В центре арочного свода, среди глубоких
кессонов — углубленных ниш — с мерцающими в них сочными розетками,
изображен апофеоз обожествленного после смерти Тита. Когда-то в аттике
арки, куда вела внутренняя лестница, находилась урна с прахом
императора. Таким образом, арка являлась своеобразным мавзолеем.
Нельзя оставить без внимания надпись на
арке. Надписи в Риме, как правило, сопровождают изображения, рядом с
образом всегда стоит слово. Часто оно даже на первом плане — слову
римляне доверяли все-таки больше, чем образу. Однако и искусство Рима
больше всего напоминает дневник его истории, то есть речь, о которой
метко сказал Александр Блок: «Торжественная медь латыни».
На фасаде арки Тита начертано: «Сенат и народ римский Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана». |