Герой трагедии знаменитого драматурга Вильяма Шекспира Меркуцио, погибая, проклинает виновников своей смерти:
Чума, возьми семейства ваши оба!
Я из-за вас стал кормом для червей.
Все прахом!
Это было страшное проклятие. Эпидемии
чумы в то время никогда не оставляли надолго. Когда пришли Средние века,
Европа забыла даже такие простые средства, как вода и мыло. А в
окруженных крепостными стенами городах царила ужасающая скученность.
Неудивительно, что эпидемии смертельных болезней волнами прокатывались
по континенту, унося огромное количество жизней.
В 1348 году чума унесла каждого третьего
жителя Франции и каждого второго в Англии. Эпидемия чумы, возникшая в
1347–1350 годах, повлекла за собой 25 миллионов человеческих жертв. А в
1665 году в одном только Лондоне от чумы погибли сто тысяч человек.
Не избежала чумы и Россия. В 1771 году
Москву постигло ужасное бедствие — моровая язва. Иными словами — чума.
Занесена она была в Москву войском из Турции. Чума с быстротой
переносилась из одного дома в другой. Самый сильный разгар чумы в Москве
продолжался четыре месяца: август, сентябрь, октябрь и ноябрь.
Жители столицы впали в уныние, сам
главнокомандующий, граф Салтыков бежал из Москвы в свою деревню. В
городе в это бедственное время не было ни полиции, ни войска. Разбои и
грабежи стали производиться уже явно среди белого дня.
Народ умирал ежедневно тысячами.
«Мортусы», заключенные, приставленные подбирать мертвые тела, в масках и
вощаных плащах длинными крючьями таскали трупы из выморочных домов,
других поднимали на улице, клали на телеги и везли за город, по двадцати
человек на телеге. Картина города была ужасающая — дома опустели, на
улицах лежали непогребенные тела, всюду слышались унылые погребальные
звоны колоколов и плач осиротевших детей. В ночь на 16 сентября вспыхнул
бунт. Церковники убедили, что трехмесячный мор — наказание за
небрежение к иконе Божьей матери… Бунтовщики захватили Кремль, Донской
монастырь… Убили архиепископа Амвросия…
Бедные, настрадавшиеся люди! Они не
знали, что виной всему маленькая чумная палочка, которая прекрасно живет
в крысах, сусликах, тараканах и передается человеку либо через укус
блохи, либо через съеденное мясо, при контакте с больным человеком,
телом умершего человека или животного.
Мир не знал тогда о существовании
микроорганизмов, бактерий, вирусов. Ещё не был изобретен микроскоп.
Невежественным людям оставалось одно объяснение: болезнь либо кара
Господа, либо происки ведьмы.
Понятно, что и избавление от страшной
болезни приписывалось божественным силам. Так, вскоре после 1679 года
Леопольд I, желая возблагодарить бога за избавление от чумы, задумал
поставить в Вене Колонну св. Троицы, или Колонну чумы. Это был редкий
случай, когда коварная болезнь стала, если не созидающей силой, то
поводом для созидания. Возведенная в 1687 году, колонна стала чуть ли не
первым памятником новой эпохи.
Памятник представляет собой пирамиду на
украшенном великолепными рельефами постаменте сложной формы. Внизу —
полная выспренней патетики группа работы Пауля Штруделя: «Вера,
побеждающая чуму». Вверх поднимаются клубящиеся мраморные облака, на них
и между ними — мраморные же статуи святых и ангелов. Все венчает святая
Троица, она из позолоченной меди, как и сияние над ней. Резкие выступы
постамента, сильные движения тел, завитки и закругления облаков, золотые
лучи сияния — все динамично, пышно, перегружено, все полно пафоса. В
памятнике очень явно выразился оттенок театральности, присущий вообще
искусству барокко.
Автором общего замысла был итальянский архитектор Джованни Бурначини.
Джованни Бурначини довольно известный
архитектор в Австрии второй половины XVII века. Именно ему принадлежал
проект первого здания Венской оперы, исполненного в стиле итальянских
дворцов эпохи Ренессанса.
Ещё более примечательна фигура его помощника — Фишера, которому также принадлежали рельефы постамента.
Иоганн Бернгард Фишер фон Эрлах родился в
1656 году в Граце в семье скульптора. Художественное образование он
получил в Риме и Неаполе. В Италии Фишер был вхож в круг людей, близких к
патриарху итальянского барокко Лоренцо Бернини, был знаком с теоретиком
и историком искусства, сторонником классицизма Беллори, внимательно
рассматривал сооружения Борромини, Гварини и других мастеров барокко.
После 1685 года Фишер вернулся из Италии и вскоре был назначен
«придворным инженером и архитектором» венгерского короля, а затем Иосифа
І — в будущем императора.
Возвратившись на родину, Фишер некоторое
время работал вместе с итальянскими архитекторами. Об этом говорит и
участие молодого Фишера в сооружении «Колонны чумы» на Грабене.
С 1705 года Фишер стал «придворным
обер-инспектором строительства». Слава пришла к нему легко, сразу после
победы над соперниками-итальянцами в конкурсе на триумфальные ворота в
честь избрания Иосифа I римским королем (1690 год).
Фишер, быть может, острее других ощущал
органичность синтеза архитектуры, скульптуры и живописи, умел
использовать живописный эффект самого архитектурного объема, что
доказывает, в частности, фасад церкви св. Карла.
Интересно, что проект церкви св. Карла
снова оказался связан с чумой! Фишер представил его на конкурс,
объявленный после того, как император Карл VI в 1713 году, во время
очередной эпидемии чумы, дал обет построить храм своему небесному
патрону. В 1716 году Фишер приступил к работам, которые в 1737 году
закончил его сын. И заказчик, и сам архитектор стремились вложить в это
сооружение идею величия империи Габсбургов, Священной Римской империи и
Вены как ее столицы.
В Вене Фишер построил также дворец
Шенборнов на Реннгассе (около 1700 года), Богемскую придворную
канцелярию на Випплингерштрассе (1710–1714 годы). В замысле этих
построек чувствуется тяготение к классицизму, хотя во многом, особенно в
пластических деталях, можно отметить глубокую связь с эпохой барокко.
Иоганн Бернгард Фишер принимал участие в
строительстве нескольких загородных резиденций. Из собственных его
работ лучше всего сохранился, пожалуй, дворец Траутзонов.
|