Древние писатели часто упоминают имя
автора «Дискобола» — Мирона и, рассказывая о его статуях, ставят его в
ряду лучших скульпторов V века до нашей эры. Даты рождения и смерти
великого мастера, работавшего во второй четверти V века до нашей эры, не
удалось определить точно. Местом рождения скульптора Плиний называет
Элевферы — небольшой городок на границе двух областей Древней Греции —
Аттики и Беотии. Но уже у Павсания Мирон выступает как афинянин.
Известно, что Мирон жил и работал в Афинах и получил звание афинского
гражданина, что считалось тогда большой честью. Отец Мирона,
по-видимому, не был причастен к искусству. Как пишет Плиний, учился
Мирон у Агелада — крупного скульптора южной Греции, работавшего в
Аргосе, учениками которого были также Поликлет и Фидий.
Получая заказы от многих городов и
областей Греции, Мирон создал большое количество статуй богов и героев.
Славился Мирон и как ювелир. Некоторые древние авторы сообщают об
изготовленных им серебряных сосудах.
Произведениями Мирона был украшен город
его учителя — Аргос. Для острова Эгины Мирон сделал изображение богини
Гекаты, для острова Самоса — колоссальные фигуры Зевса, Афины и Геракла
на одном постаменте. Эта группа настолько понравилась римскому
полководцу Антонию, что он увез ее в Александрию, и лишь император
Август вернул острову статуи Афины и Геракла, оставив Александрии
изображение Зевса.
Плиний и Цицерон сообщают о мироновских
статуях Аполлона в городе Эфесе и в святилище бога врачевания Асклепия в
сицилийском городе Акраганте. Для беотийского города Орхомена Мирон
исполнил статую бога Диониса.
Работал Мирон и над образами
прославленных мифологических героев Геракла и Персея. Статуя последнего
стояла на Афинском акрополе. Скульптор обращался и к изображению
животных. Современников Мирона восхищала изваянная им бронзовая телка на
мраморном постаменте, стоявшая в Афинах, а позднее перевезенная в Рим.
Однако сегодня с уверенностью можно
говорить лишь о двух произведениях Мирона, широко известных в древности:
скульптурной группе «Афина и Марсий» и статуе юноши, мечущего диск, —
«Дискоболе».
Совершенные, развитые, прекрасные атлеты в
момент наивысшего напряжения сил — вообще любимая тема Мирона.
Жизненность этих памятников поражала современников. О статуе бегуна
Лада — знаменитого атлета, умершего после одной из своих побед, античный
поэт писал:
Полон надежды бегун,
на кончиках губ лишь дыханье
видно; втянувшись во внутрь,
полыми стали бока.
Бронза стремится вперед за венком;
не сдержать ее камню;
ветра быстрейший бегун, —
чудо ты Мирона рук.
Статуя «Дискобол» дошла до наших дней в
нескольких различных по качеству исполнения римских копиях. Одна из
хорошо сохранившихся мраморных копий из палаццо Ланчелотти сейчас
находится в римском музее Терм. Там же находится и прекрасный торс
«Дискобола», слепок с которого послужил основой для удачной
реконструкции этого прославленного произведения древности.
Принято считать, что в этой статуе
изображен победитель на состязаниях в метании диска. Так писали Плиний,
Лукиан, Квинтиллиан. Однако у римского писателя Филострата Старшего,
повествующего о картинах знаменитых художников, есть почти точное
описание фигуры юноши дискобола в сцене состязания Аполлона, мечущего
диск, и случайно убившего им своего друга Гиацинта. Этот текст дает
некоторым исследователям повод к предположению — не является ли статуя
«Дискобол» изображением бога Аполлона, хотя остальные древние авторы и
называют его просто «Дискоболом».
Дискобол показан обнаженным, так как на
Олимпийских играх юноши состязались без одежд. Это вошло в обычай после
памятного случая, когда, согласно преданию, один бегун, чтобы опередить
соперников, сбросил с себя одежды и победил. Скульптор создал
«Дискобола» бронзовым. Мирону не было необходимости вводить уничтожающие
впечатление легкости и естественности подпорки под руками, у ног и
между пальцами рук, которые обычно использовали скульпторы того времени
для придания прочности мраморным копиям. Помимо прочности бронза
обладала ещё одним ценным качеством. В статуях атлетов она сообщала
памятникам восхищавшую современников жизненность: ее темно-золотистый
цвет хорошо передавал обнаженную загорелую кожу. К сожалению, большая
часть дошедших до нас римских копий — мраморные, а не бронзовые, и
поэтому не представляется возможным говорить о первоначальной
моделировке тела, так как в дошедшие реплики многое привнесено римскими
копиистами.
Метание диска издавна было очень
распространенным в Греции видом состязаний. Ещё скульпторы архаического
периода иногда изображали дискоболов, но созданные ими в статуях или
рельефах образы были скованными и застывшими. Спокойные юноши со слегка
выдвинутой вперед левой ногой стояли в традиционной позе
героя-победителя. Без соответствующей подписи или предмета (диска),
указывающего вид состязаний, нельзя было узнать, бегун ли изображен,
борец, дискобол или метатель копья.
Попытки создать статуи атлетов, мечущих
диск, можно встретить и у скульпторов-предшественников, но главной
особенностью таких изваяний обычно была напряженность. Большого труда
стоило им добиться в них подвижности и естественности. Мирон, впервые
показавший дискобола прямо на состязании — в момент замаха, оставил
далеко позади не только архаических скульпторов, но превзошел и своих
учителей — в свободном, артистически легком изображении напряженной
фигуры.
Можно заметить, что статуя предназначена
для восприятия предпочтительно с той стороны, откуда виден широкий
размах сильных и напряженных рук. Упругие линии контура будто прочерчены
искусной рукой. Такую выразительность контурной линии можно встретить и
в древнегреческих рисунках на краснофигурных вазах.
Трудно назвать более подходящий сюжет
для раскрытия темы движения и энергии, чем напряженный атлет перед
броском диска. Изображение спокойной или очень подвижной фигуры не дало
бы возможности скульптору показать согласованность сконцентрированной
энергии и движения, как это сделано в «Дискоболе». Тема получила здесь
особенно полное воплощение, развиваясь от затухающего движения замаха,
через мгновенный покой к почти реально ощутимому готовящемуся броску.
Сила дискобола подобна силе стальной пружины, силе туго натянутого лука.
В следующее мгновение скрытая энергия атлета должна перейти в
стремительный полет диска. Динамика образа получает разрядку,
успокаивается круговыми плавными контурами рук.
Огромное физическое напряжение сдержано и
уравновешено гармонической композицией. Атлет кажется спокойным, так
как открыто показаны лишь затухающее движение и покой, а потенциально
накопленное, уже готовое возникнуть движение ещё скрыто и не проявилось.
Ход диска напоминает ход тяжелого маятника, исчерпавшего один вид
энергии и накопившего другой, но сохраняющего на мгновение состояние
покоя, предшествующее ещё более энергичному обратному движению. Так в
одной статуе одновременно живут движение и покой, напряжение и разрядка.
В этом основа вечного импульса сил, наполняющих «Дискобола» и
получающих разрешение лишь в сознании воспринимающего его зрителя.
Какой заманчивой казалась мастеру,
воспитанному на скованных фигурах начала V века, возможность раскрыть
красоту человека в сильном свободном движении. «Дискобол» — прекрасный
пример органического единства динамической, пронизанной движением
композиции с содержанием этого поэтического полного энергии образа.
Глубокий обобщенный смысл статуи
заключает в себе не только подтверждение победы определенного атлета на
определенном состязании. Статуя воспринимается, как бронзовая поэма о
совершенном, гармонично развитом, деятельном человеке. «Дискобол», как и
другие произведения Мирона, тесно связан со своим временем. Каким бы
энергичным и деятельным не был показан Мироном атлет, в нем должен был
выражаться величавый покой классики. В «Дискоболе» это достигается
средствами композиции. Спокойным и будто неподвижным показано лицо
юноши. Ни Мирон, ни его современники не ставили перед собой задач
создания скульптурного портрета в таких статуях. Это были скорее
памятники, прославляющие героя и город, пославший его на состязания.
Напрасно искать в лице Дискобола индивидуальные портретные черты. Это
идеально правильное лицо совмещает «олимпийское» спокойствие с
величайшим напряжением сил.
|