XVI век в Европе — это век реформы
Лютера и религиозных войн. Для французской культуры он был переходным
этапом, ступенькой от средневековья через Ренессанс к классицизму
Ярчайшая фигура эпохи французского Ренессанса — скульптор Гужон, а одним
из высших достижений скульптора стали рельефы «Фонтана невинных».
О жизни Жана Гужона известно очень мало.
Наиболее вероятная дата его рождения 1510 год, а его родина, скорее
всего, Нормандия. В этой провинции довольно часто встречается фамилия
Гужон, первые упоминания о скульпторе также связаны с работами в Руане,
который был столицей Нормандии.
Неизвестно, где прошла его молодость —
годы ученичества и как Гужон постиг искусство скульптуры и архитектуры.
Первое упоминание о Жане Гужоне относится лишь к 1540 году. К этому
времени он уже успел прослыть талантливым мастером, ему доверяют важные
декорационные работы. Гужон построил органную трибуну в соборе Сен-Маклу
в Руане. Работы в Руанском соборе велись в 1540–1541 годах, сохранились
счета с указанием имени их исполнителя.
Есть предположение, что Гужон побывал в
Италии. Эта версия подкреплена характером архитектурного решения
органной трибуны в соборе Сен-Маклу. Две простые колонны из черного
мрамора, стоящие на основаниях из белого мрамора и увенчанные коринфской
капителью из того же материала. Колонны античной чистоты линий — и это в
Руане, на родине готического искусства! Нетрудно предположить близкое
знакомство с итальянским возрожденческим искусством.
Первые известные нам скульптуры Гужона
относятся к 1546 году. Речь идет о знаменитой усыпальнице герцога де
Брезе. Две сохранившиеся до нашего времени скульптуры усыпальницы —
конная статуя и лежащая фигура, восходят к французской традиции. А вот
парадная, монументальная гробница — дань увлечения итальянской
архитектурой. Особое внимание привлекают женские фигуры, поддерживающие
верхний ярус памятника, — они полны динамики и жизненной силы.
Гужон довольно поздно занялся
скульптурой. Начинал же он как зодчий и декоратор. В те времена
скульптура составляла единое целое с архитектурой, лишь Возрождение
выделило скульптуру в самостоятельный вид искусства.
Гужона отличал талант как в архитектуре,
так и в скульптурной пластике. Но сердце его, безусловно, было отдано
ваянию. Долгие годы он сотрудничал с выдающимся французским зодчим XVI
века Пьером Леско. Первым их совместным произведением стал парижский
особняк Линьери, известный сегодня под именем отель Карнавале.
Другим замечательным совместным проектом
Гужона и Леско стал новый фасад Лувра. Работы по перестройке старого
парижского дворца-замка были начаты ещё в конце сороковых годов 16-го
столетия. Дворец стал одним из блистательных образцов архитектуры
зрелого французского Ренессанса. Главный, западный фасад Лувра насыщен
украшениями, но, однако, не перегружен ими. Благородство и завершенность
чувствуется в отделке каждой детали, начиная от полуколонн и пилястр
нижнего этажа до ажурного узора над верхним карнизом. Будто из монолита
высечен, а затем великолепно отделан резцом скульптора этот фасад, с
безошибочно угаданными пропорциями и строгим ритмом по-разному
обработанных окон. Над входом размещены многочисленные рельефы с
аллегорическим изображением войны и мира, а на самом верху — фигуры
богов и скованных рабов над щитом, придерживающие два крылатых гения.
Центральная часть же фасада Лувра своими величавыми формами подобна
триумфальной арке.
Роль Гужона в творческом дуэте с Леско
отнюдь не сводилась лишь к созданию скульптур по заказу архитектора — он
был соавтором при работе над архитектурным замыслом. Леско, очевидно,
находился под благотворным влиянием огромного пластического дарования
Гужона. Вот и в работе над особняком Линьери Гужон и Леско подобны
аккомпаниатору и певцу, исполняющим изысканное музыкальное произведение.
На небольших цоколях, в пространстве между окон верхнего этажа
особняка, гармонируя с изяществом утонченных ритмов и полнокровием
образов с архитектурой Леско, стоят скульптурные изображения
величественных людей — аллегории четырех времен года.
Вершина творческих свершений Жана
Гужона, без всякого сомнения, — «Фонтан нимф», более известный под
названием «Фонтан невинных». По мнению Бернини, этот фонтан — лучшее
произведение французской скульптуры как по удивительной гармоничности
между архитектурною частью и фигурами, так и по изяществу.
Как пишет Г. Лихачева: «Фонтан входил в
число проектов, задуманных скульптором для оформления города в честь
торжественного въезда короля в Париж 16 июня 1549 года. Архитектурная
часть фонтана была спроектирована Пьером Леско в манере, ставшей
традиционной для совместной работы двух парижских знаменитостей. Гужон
при своей любви к графике всю жизнь предпочитал рельеф, а Леско,
сотрудничая со своим другом и постоянным соавтором, рисовал слегка
выступающие из стены, обработанные в формах классического ордера
пилястры, кажется, навсегда забыв о круглой колонне.
Скульптурные украшения фонтана состояли
из шести горизонтальных рельефов, изображающих наяд, амуров и тритонов, и
шести вертикальных рельефов с изображением нимф, олицетворяющих силы
природы.
Нимфы Гужона — это божества,
олицетворяющие силы природы, поэтизирующие их. Слушая шум ветра, шелест
листвы, журчание воды, скульптор проникался чувством священного восторга
перед чудом, заключенным в слове „природа".
Изображения нимф отличаются поэтичностью
образов, грацией и разнообразием движения. С легкостью и свободой
передает скульптор в низком рельефе их сложные изящные позы. Рельефам
Гужона свойственна особая гармония, особая музыкальность. Пластический
язык скульптуры полон певучих ритмов. Струящимся складкам одежд нимф
вторит тихое журчание льющейся из ваз воды. В удлиненности пропорций
фигур, в изысканности поз девушек чувствуется знакомство скульптора с
искусством школы Фонтенбло. Однако в самих образах нимф, полных светлой
радости, прекрасно выражены основные черты творчества Жана Гужона, резко
отличающегося от холодного рафинированного искусства школы Фонтенбло.
Нимфы источников словно возрождают в
памяти античность, точнее, они несут в себе дух античного искусства, как
его представляли в XVI веке. Не заботясь об археологической точности,
Гужон воссоздает образы, вдохновлявшие античный мир».
В эпоху Возрождения возвращается культ
женской красоты. Мадонны, святые, мученицы становятся в творениях
мастеров этой эпохи похожими на матерей, сестер, возлюбленных. Они
весьма женственны, у них высокие чистые лбы греческих богинь. Меняются
средневековые каноны: удлиняется овал лица, линия бровей становится
четче, глаза делаются глубже, наконец, появляется знаменитая греческая
«прямая переносица». Таковы, к примеру, луврские кариатиды и кариатиды
усыпальницы Луи де Брезе в соборе Руана, исполненные совсем ещё молодым
Гужоном. Таковы и нимфы «Фонтана невинных». Произведения Гужона в
известной степени предвосхитили итальянское барокко.
Скульптурными рельефами Жана Гужона
восхищался и воспевал их Ронсар. Парижане, современники Гужона, даже
сравнивали его с Фидием, в руках которого «мрамор начинает оживать». |