Силой своего духа. Событийный поток
влечет героя, но не делает его своим игралищем: повинуясь внутреннему
голосу, герой в любую минуту может остановиться и, «противустав»,
подобно античному стоику, суетности мира, застыть в глазах зрителя
холодным мраморным изваянием. Но это изваяние выглядит так, словно в
любое мгновение оно способно ожить и двигаться. Общий эффект данной
скульптуры состоит как раз в том, что иллюзия живого движения и эффект
статуарной неподвижности одинаково действенны — на уровне же образного
содержания это может быть расшифровано как равновесие между активностью и
героическим самообладанием героя. Таков смысл классической пондерации,
идеальной статики этой столь динамической фигуры.
При всей любви к творчеству античных
скульпторов, например, Фидия или Праксителя, Торвальдсен, однако, не
стал их слепым подражателем. Это видно как в статуе «Язона», так и из
дальнейшего творческого пути скульптора.
Античное искусство было для
Торвальдсена в сущности лишь источником вдохновения, в самом же
творчестве своем он всегда оставался в высшей степени индивидуальным,
верным своему своеобразному гению, одинаково сильному и в области
статуи, и в области рельефа.
Для выражения мощных художественных
идей служили Торвальдсену крупные статуи, рельеф же давал исход целому
сонму грациозно-шаловливых, нежно-любовных и других мыслей и чувств,
постоянно волновавших его фантазию. Работал Торвальдсен неутомимо,
причем обыкновенно прежде, чем приступить к лику задуманной модели,
набрасывал ее карандашом и разрабатывал в эскизах, иногда до двадцати и
более раз. С 1803 года по 1819 год Торвальдсен исполнил множество
крупных и мелких статуй и рельефов.
Им были, в частности, созданы: «Амур и
Психея», «Адонис», «Марс и Амур», «Венера с яблоком», «Геба», «Ганимед с
орлом», «Пастух», «Поход Александра Македонского», «Танцовщицы», «Три
грации»; рельефы «Ахилл и Брезенда», «Приам, умоляющий отдать тело
Гектора» и ряд других.
В 1818 году Торвальдсен заканчивает
работу над скульптурой «Меркурий со свирелью» История происхождения этой
удивительной статуи в высшей степени характерна для уяснения того, как
работал Торвальдсен. Однажды, отправляясь обедать, Торвальдсен заметил
полусидящего, полустоящего в дверях дома молодого итальянца. Красота и
оригинальность позы поразили скульптора. Он прошел было мимо, но с
полдороги вернулся и, застав юношу все в той же позе, не замедлил
хорошенько запомнить всей детали положения. Затем, наскоро пообедав,
Торвальдсен немедленно вернулся домой, чтобы засесть за эскиз новой
статуи, а на другой день уже серьезно взялся за работу над моделью
«Меркурия».
Торвальдсен выбрал из сюжета, казалось,
спокойный, а на самом деле захватывающий момент. Безобидно-праздное
положение полусидящей, полустоящей фигуры Меркурия с только что отнятою
от губ свирелью маскирует кровавый замысел. Правая нога на самом деле
прижимает пяткой ножны меча, чтобы легче было вытащить последний
свободной рукой. Черты лица и поза фигуры выражают напряженную
бдительность и готовность перейти к действию. Последнее передано в
особенности превосходно, так и кажется, что Меркурий сейчас встанет и
выхватит меч.
В 1820 году Торвальдсен возвращается в
Италию, но много работает над заказами разных европейских стран: Польши,
Германии, Англии, Италии, Дании. В основном это памятники-монументы:
Копернику для Краковского собора (1823), Шиллеру в Штутгарте (1835),
Байрону в Кембридже (1831), папе Пию VII в соборе Святого Петра в Риме
(1824–1831) и т. д.
В 1825 году Торвальдсена избирают
президентом Римской академии святого Луки, а в 1833 году — президентом
Академии художеств в Копенгагене.
В 1838 году Торвальдсен решил
окончательно вернуться на родину. Здесь был оказан ему грандиозный
прием. Остальные годы своей жизни великий скульптор посвятил отечеству.
Крупными его работами в этот период являются фризы: «Въезд Христа в
Иерусалим» и «Шествие на Голгофу». Кроме них он исполнил много мелких
произведений и усиленно занимался разработкой плана и устройством (на
средства, собранные всенародной подпиской) музея, в котором должны были
поместиться все его произведения.
Торвальдсен скончался внезапно, в
Копенгагене, 24 марта 1844 года, присутствуя на вечернем спектакле в
Королевском театре. Тело Торвальдсена погребено под простой каменной
плитой в середине двора, образуемого четырьмя флигелями музея его имени.
Музей начал сооружаться по плану
архитектора Виндесбеля ещё при жизни скульптора. Когда он умер, было
решено не разлучать прах ваятеля с его творениями. Гробница
Торвальдсена — в центре музея. Может быть, поэтому в залах музея
постоянно царит торжественная тишина. Посетители в благоговейном
молчании пребывают в этом царстве классической красоты. Ничто не
отвлекает внимания от созерцания истинно прекрасных творений выдающегося
представителя классицизма в скульптуре.
В этом музее великого датского
скульптора, которым очень гордятся жители Копенгагена, собрано 80
статуй, 130 бюстов, 240 рельефов прославленного мастера.
|