Во второй половине XIII века появился
итальянский скульптор, который, по примеру французских мастеров,
обратился к изучению античной пластики и приемов натуроподобного
изображения. Это был Никколо Пизано, работавший в крупном портовом и
торговом городе Пизе. Его называли «величайшим и, в некотором смысле,
последним мастером средневекового классицизма».
О жизни Пизано можно почерпнуть не так
много достоверных сведений. Никколо Пизано родился между 1220 и 1225
годами, умер после 1278 года. Скорее всего, он происходил из Апулии. О
его жизни в первой половине 13-го столетия рассказывает в своей
знаменитой книге Вазари: «Итак, Никколо, признанный гораздо лучшим
мастером, чем был Фуччо, был вызван в Болонью в 1225 году после смерти
св. Доминика Калагорского, первого учредителя ордена
братьев-проповедников, для сооружения мраморной гробницы названного
святого, и потому, договорившись с теми, кому этим надлежало ведать, он
всю ее покрыл фигурами таким образом, как это можно видеть и ныне, и
завершил ее в 1231 году с большой для себя похвалой, ибо она была
признана вещью исключительной и лучшей, чем все скульптурные работы, до
тех пор выполненные. Он сделал равным образом модель той же церкви и
большей части монастыря…
…Никколо, который был не менее
превосходным скульптором, чем архитектором, на фасаде церкви Сан Мартино
в Лукке под портиком, что над малой дверью по левой руке при входе в
церковь, там, где находится Христос, снятый с креста, сделал мраморную
историю полурельефом, всю покрытую фигурами, выполненными с большой
тщательностью; он буравил мрамор и отделывал целое так, что для тех, кто
раньше занимался этим искусством с величайшими усилиями, возникала
надежда, что скоро явится тот, кто принесет им большую легкость, оказав
им лучшую помощь.
Тот же Никколо представил в 1240 году
проект церкви Сан Якопо в Пистойе и пригласил туда для мозаичных работ
нескольких тосканских мастеров, выполнивших свод ниши, который, хотя это
и считалось в те времена делом трудным и весьма дорогим, вызывает в нас
ныне скорее смех и сожаление, чем удивление; и, тем более, что подобная
нестройность, происходившая от недостаточности рисунка, была не только в
Тоскане, но и во всей Италии, где много построек и других вещей,
выполнявшихся без правил и рисунка, свидетельствуют в равной степени,
как о бедности талантов, так и о несметных, но дурно истраченных
богатствах людей тех времен, не располагавших мастерами, которые могли
бы выполнить для них в доброй манере все, что они предпринимали.
Итак, Никколо со своими скульптурными и
архитектурными работами приобретал известность все большую по сравнению
со скульпторами и архитекторами, работавшими тогда в Романье…»
Постепенно античность и современность у
Пизано сливаются в единый поток. «Творческий путь Никколо Пизано может
быть схематически представлен в виде параболы, идущей от классики к
готике, хотя классический опыт включается им в лоно готического
направления, развивающегося вначале в романских формах», — пишет Ньюди.
В 1260 году Пизано завершил в
баптистерии Пизанского собора мраморную кафедру, покрытую сюжетными
рельефами. Она представляет собой обособленное, самостоятельное
сооружение. Из-за скученности фигур рельефов скульптурные элементы с
трудом отделяются от архитектурных. Трибуна кафедры представляет собою
шестиугольник, поддерживаемый снизу шестью колоннами, из которых три
стоят на спинах львов, седьмая же, подпирающая середину трибуны, — на
группе из трех человеческих фигур (еретика, грешника и некрещеного),
грифа, собаки и льва, держащих между передними лапами баранью и бычью
головы и сову. Капители угловых колонн соединены между собою арками. На
угловых полях, образуемых этими арками, изваяны пророки и евангелисты,
на самих же капителях поставлены аллегорические фигуры шести
добродетелей. Бока трибуны украшены пятью рельефами, изображающими:
Благовещение, Рождество Христово, Поклонение волхвов, Принесение
Младенца Христа во храм. Распятие и Страшный суд.
Не сразу можно разобрать, что изображено
на рельефах, поскольку Пизано, следуя средневековой традиции, объединил
в одной композиции несколько сюжетов. В левом углу он изобразил
Благовещение, в центральной части — Рождество Христово: Мария
приподнимается на ложе, две служанки омывают младенца, а Святой Иосиф
показан сидящим слева внизу. Вначале может показаться, что на эту группу
надвигается стадо овец, но на самом деле оно относится к третьему
эпизоду — Поклонение пастухов, где снова можно увидеть младенца Христа,
на сей раз лежащим в яслях.
Таким образом, три евангельских эпизода
представлены в последовательности от Благовещения до Поклонения
пастухов, и хотя при первом взгляде композиция кажется перегруженной и
запутанной, следует признать, что художник нашел для каждого сюжета и
точное место, и яркие детали. Пизано получал явное удовольствие от таких
выхваченных из жизни частностей, как козел, почесывающий голову
копытом, в правом нижнем углу. Он многое вынес из знакомства с античной и
раннехристианской пластикой, что особенно заметно в трактовке голов и
одежд.
Вся композиция основана на идеальной
иерархии, господстве духовных сил — аллегории добродетелей и пророки,
над языческими символами и природными силами — львы, откуда прямой путь
ведет к божественному откровению, отождествляемому с земной жизнью
Христа и приводящему в конечном счете к Страшному суду. В ходе развития
этой мысли каждый образ приобретает сложное значение.
Можно смело сказать, что Пизано
представитель синтетической культуры, как по форме, так и по содержанию.
Речь идет о подлинном синтезе, ведь скульптор выявляет общие принципы и
основы этих культур в их соотношении с римской и христианской
античностью. Если «формой» божественного откровения является история, то
свойственное римскому искусству отображение истории в художественных
образах является надежной путеводной нитью. Отсюда пристальное внимание
Пизано к композиционным приемам античных саркофагов.
Действие в творениях художника
представляется не только как давно прошедшее, но и как настоящее. Пизано
умело выделяет композиционный центр, ядро действия. Он изображает
удаленные фигуры, хотя и в меньшем масштабе, но на уровне более близких к
зрителю фигур, считая их присутствие столь же необходимым и важным.
Каждый персонаж является, таким образом, «историческим», и история
придает ему достоинство и величие.
Подобное сосуществование фигур,
естественно, порождает взаимосвязь различных сторон события. Если
некоторые лица наделяются напряженной выразительностью римских
портретов, то делается это не из склонности к реализму, а потому, что
человеческое никогда не проявляется в большей степени, чем когда оно
становится частью истории.
|