С конца XVII века наряду с Баварией и
Саксонией крупным культурным центром становится Пруссия. Самым одаренным
из мастеров, состоящих на службе у прусских королей, был скульптор и
архитектор Андреас Шлютер. Имя его было окружено ореолом славы. Многие
современники называли его «северным Микеланджело». Его творчество
отличается драматизмом и страстной патетичностью замысла.
В 1696 году Шлютер создал наиболее
значительный для того времени конный памятник Фридриху Вильгельму, так
называемый памятник великому курфюрсту.
Андреас Шлютер родился в 1660 году. Сын
гамбургского скульптора, переселившегося в Данциг, провел свою юность в
этом городе, учился там скульптуре у Д. Заповиуса и довершил свое
художественное образование путешествием в Голландию, во время которого
пристрастился к нидерландскому стилю барокко. В начале своей
самостоятельной деятельности он служил придворным скульптором в Варшаве,
а потом, в 1694 году был приглашен курфюрстом Фридрихом III на такую же
должность в Берлин, где вскоре был назначен также товарищем директора
Академии художеств.
По всей вероятности, уже будучи на
службе у курфюрста, художник совершил путешествие в Италию и во Францию.
Документального подтверждения этому не сохранилось, но работы Шлютера
говорят о несомненном знакомстве как с искусством Бернини, так и с
французским классицизмом XVII века.
Выполнив декоративную скульптуру в
мраморном зале Потсдамского дворца, он в 1696 году построил
Линценбургский дворец, а в 1697 году Шлютер создал бронзовую статую
курфюрста Фридриха III (Кенигсберг).
В 1698 году Шлютеру поручили окончить
начатую Нэрингом постройку и произвести отделку здания берлинского
арсенала. Главный фасад арсенала оформлен пышной лепной орнаментикой, в
которой основным декоративным мотивом являются военные трофеи,
свидетельствующие о воинской славе победителя. Фасад, выходящий во двор,
своим убранством — масками умирающих воинов — резко контрастирует
мрачным трагизмом замысла с триумфальной торжественностью главного
фасада. Скульптура барокко охотно обращалась к передаче всевозможных
аффектов, и Шлютер вносит большое разнообразие в изображение страдания.
Среди воинов есть молодые и старые, кричащие от боли и сдерживающие
стон, упорно борющиеся со смертью и покорно испускающие последний вздох.
Однако при этом скульптор проявляет сдержанность: суровые, энергично
вылепленные головы героев заставляют зрителя думать не только об их
страданиях и смерти, но и о силе и мужественности.
В 1699 году Шлютер был назначен
директором сооружения большого королевского дворца, по сочиненному им
самим проекту. К тому времени главным архитектором этого строительства
был назначен Шлютер. Берлинский дворец строился долго: начатый задолго
до Шлютера, он был фактически закончен только к середине XIX века.
Однако внешний вид здания определили именно те его части, которые были
созданы Шлютером. Ему принадлежали южный и северный фасады дворца и
фасады его внутреннего двора, а также интерьер лестницы и ряд парадных
комнат.
В 1706 году, из-за интриг своего
соперника, Эозандера фон Гете, Шлютер был отстранен от постройки
большого дворца, но не лишился должности придворного скульптора и
вылепил в 1713 году надгробный памятник Фридриху I.
Строитель королевского дворца и
арсенала в Берлине был известен в Европе. 1 мая 1713 года Андреас Шлютер
подписал договор с Яковом Брюсом, и Петр, счастливый, что заполучил
такую знаменитость, тут же присвоил ему звание «баудиректора». А когда
зодчий прибыл в Петербург, царь немедля поселил его у себя в Летнем
дворце. Архитектору положили жалованье в пять тысяч рублей в год.
Шлютер занимался Петергофом и рисовал
эскизы будущих важных строений новой русской столицы. В 1714 году
благодаря ему Летний дворец обрел свой окончательный, теперешний вид.
Узкий лепной фриз из дубовых ветвей опоясал его. Между окнами первого и
второго этажа заняли свое место барельефы. Они повествуют о борьбе
России за выход к Балтийскому морю. А над дверью — фигура римской богини
мудрости, войны и городов — Минервы в окружении победных знамен и
военных трофеев. Коричнево-красные прямоугольники барельефов на фоне
светлой стены и золоченые оконные рамы с частыми переплетами придавали
зданию изысканно нарядный вид.
Больше всего Шлютер успел сделать в
Монплезире, где построил чудесный загородный дворец. Архитектор прожил в
России чуть больше года. Умер он 4 июля 1714 года.
Образцом для конного памятника Фридриху
Вильгельму (великому курфюрсту) Шлютеру послужил памятник Людовику XIV
работы Жирардона. В композиции всей фигуры и даже в деталях он прямо
следует за французским скульптором, но при этом статуя немецкого
скульптора отличается большей грузностью и одновременно большей
подвижностью форм.
В статуе великого курфюрста он
стремился дать образ грозного и мудрого властелина. Одетый в античный
костюм, в пышном парике, правитель Пруссии торжественно восседает на
медленно шествующем коне. Энергично пролеплены массивные формы,
тщательно отделаны все детали. И все же черты искусственности и
напыщенности ясно ощутимы в этом типично барочном и по композиции и по
идейной концепции монументе.
В 1700 году памятник Великому курфюрсту
был поставлен в Берлине на Длинном мосту против юго-восточного угла
строящегося королевского дворца. В то время как монумент Жирардона был
водружен на строгий и высокий пьедестал, Шлютер поместил фигуру Великого
Курфюрста на сравнительно невысокий и пышный постамент, украшенный
декоративными волютами и барельефами. По углам постамента скульптор
поместил четыре несколько громоздкие фигуры скованных рабов,
символизирующие победы прусского абсолютизма. Их напряженные и
динамичные позы в соединении с пышностью декорировки придают памятнику
типично барочный облик. |