Скульптура «Мать» — одно из лучших
произведений Ивана Мештровича, самого выдающегося скульптора не только
хорватского, но и всего югославского народа
Иван Мештрович родился в 1883 году в г.
Врполе, Герцеговина. В 1884 году его семья вернулась в родную деревню
Отавицу (Далмация) Мештрович рос в крестьянской семье, где народные
традиции были особенно крепки. Отец будущего скульптора был искусным
каменщиком и резчиком и этому ремеслу научил сына. Мальчик с ранних лет
проявлял интерес к художественным памятникам, его биографы рассказывают о
впечатлении, которое на него произвел замечательный собор в Шибенике.
Он запомнил на всю жизнь грубоватые выразительные фигуры Адама и Евы на
северном портале храма. Юноша и сам пробует резать по дереву и высекать
из камня. Его «Боснией верхом на коне» (1898) обратил на себя внимание
местных жителей. Соотечественники решают помочь ему получить
образование.
Начиная с 1899 года он работает у
каменотеса Билинича в Сплите. Но уже в октябре 1900 года Мештрович едет в
Вену — работает у скульптора Отто Кенига, преподавателя школы
прикладного искусства, и подготавливается к сдаче экзамена в Академию.
В Венскую академию он поступает в 1901
году и учится здесь в продолжение четырех лет. Профессорами его были
Эдмунд Хелмер, Ханс Биттерлих и архитектор Отто Вагнер. Последний имел
большое влияние на учащуюся молодежь, в том числе и на Мештровича. Но,
вероятно, не столько Академия, сколько сама культурная жизнь Вены
оказала большое влияние на формирование творчества Мештровича.
С другой стороны, на выставках венского
Сецессиона Мештрович мог познакомиться с творчеством многих европейских
скульпторов, в том числе с произведениями Родена, Менье, Минне, и уже в
1903 году Мештрович сам становится членом венского Сецессиона.
Из названных скульпторов, пожалуй,
Роден производит на него наиболее сильное впечатление. Воздействие
Родена можно наблюдать в таких ранних произведениях Мештровича, как
статуя Льва Толстого (1903), «Портрет девочки» (1904) и фонтан «Источник
жизни» (1905). Об этом влиянии свидетельствует не только внешнее
заимствование формы, обобщенный силуэт и желание как бы «смазать» все
детали, что видно в статуе Толстого, но и стремление создать
символические образы.
Дальнейшее знакомство с французским
искусством происходит в Париже (1907–1909). Именно здесь скульптор
находит собственный язык, вырабатывает свой стиль, создает произведения,
которые органически связаны с культурой югославского народа. В 1908
году Мештрович основал в Загребе художественное общество «Медулич».
Находясь во время Первой мировой войны в
Лондоне, Мештрович становится членом Югославского комитета, и теперь
деятельность скульптора была направлена на освобождение словенцев и
хорватов от австро-венгерского владычества и объединение их с сербами.
В 1919 году Мештрович возвращается
из-за границы в Загреб, избирается почетным членом Югославской Академии
наук и искусств в Загребе. С 1922 года он становится профессором.
1919–1941 годы плодотворны для Мештровича. Он активно работает и как
скульптор и как архитектор.
В 1941 году Мештрович арестован
полицией усташей. В 1942 году ему удалось уехать в Рим, а оттуда в
Швейцарию, где оставался до 1947 года. В том году он принял приглашение
быть профессором скульптуры в Сиракуэском университете США. Здесь
скульптор и умер в 1962 году.
Творчество Мештровича,
совершенствовавшего свое мастерство в Париже, Италии, Швейцарии, Англии,
прожившего значительную часть своей жизни за рубежами родины, в
Америке, тем не менее было крепко, органично связано с национальной
культурой Югославии, во многом вдохновлялось жизнью и судьбами ее
народа.
Характерной, что, будучи в эмиграции в
годы перед мировой войны, совершая свои длительные турне за рубежом,
изучая искусство и показывая работы на многих крупнейших международных
выставках, Мештрович неизменно участвовал и на всех выставках своей
родной страны.
Мештровича всегда отличали удивительная
широта исторического мышления, богатство творческой фантазии,
стремление охватить исторический опыт народов и веков. В основе же
лежало неизменное тяготение к жизни своего народа, соединение
национальной художественной традиции с современной формой. Творчество
скульптора достигало наивысшего подъема именно тогда, когда
осуществлялось органичное соединение этих двух начал.
Связи его искусства с народом
оставались незыблемыми на протяжении всей долгой творческой жизни. Им
созданы в родной стране такие шедевры реалистического ваяния, как «Моя
мать», «Косовская девушка», «Вдова с ребенком», «Кральевич Марко»,
памятник Неизвестному солдату на горе Авале близ Белграда. Последнее
произведение мастера — самое крупное монументальное произведение,
созданное им на родине. Нельзя не отметить и портреты выдающихся
прогрессивных исторических деятелей Югославии — Марко Марулича, Андрея
Медулича, мавзолей семьи Рачеч в Цавкате.
Большая серия скульптур посвящена
материнству. Она народна по эмоциональному строю, по выраженному в ней
великому долготерпению матери-крестьянки. Таковы «Вдова с ребенком»,
«Взывающая Ниобея», благоговейно молящаяся Мадонна с ребенком на руках,
трагическая «Пиета», образы молодых крестьянок, несущих назревшее
радостное предчувствие грядущего материнства. К этому кругу скульптур
принадлежат и ранние произведения мастера — группа «Две женщины» (1907),
«Воспоминание» (1908).
Бесспорной удачей Мештровича стала его
статуя «Мать» (1908). В этой работе скульптор ясно и полно заявил о
своем творческом кредо. Мештрович дает понять, что для него произведение
искусства — не внешнее подражание натуре, не только изображение
какого-либо объекта, а прежде всего раскрытие больших идей. Поэтому,
воплощая образ своей матери, он не подчеркивает индивидуальные черты, а
дает значительный, обобщенный образ.
В этой далматинской женщине, а
национальность художник выразил типом женщины и ее костюмом, воплощены
народная мудрость и пережитое страдание. Как напряженна ее поза, как
сосредоточенно ее лицо с прикрытыми глазами! Скульптор дает ощутить
зрителю пластическую красоту облегающей фигуру одежды, с ритмично
повторяющимися складками. В статуе «Мать» налицо то стремление к
монументальности, которое будет характерной чертой творчества
Мештровича.
Развивая тему материнства, почти
одновременно с этой монументальной работой Мештрович создает «Портрет
матери» (1909). В портретном жанре скульптор ставит иные задачи. Чтобы в
этом убедиться, достаточно сравнить «Портрет матери» со статуей «Мать».
В портрете, несмотря на обобщенность форм, художник подчеркивает
индивидуальные, конкретные черты. В отличие от статуи глаза в портрете
изображены открытыми, взгляд суровый, умудренный опытом. Показаны и
морщинки, свидетельствующие о печати времени. Вместе с тем в энергичной
трактовке формы видна взволнованность скульптора.
Интерпретация общечеловеческого чувства
материнства дана не как простое выражение слепой, физиологической
привязанности к своему ребенку. Это высокое духовное раскрытие явления в
его этической сущности, мудрость глубокого понимания, связывающего тему
материнства с общечеловеческими судьбами.
Не случайно Мештрович во время
празднования своего пятидесятилетия написал: «Я прошу прощения у моей
родной бессмертной матери Хорватии, у ее сестры-близнеца Сербии, у моего
отечества Югославии и у всех славян за то, что посвящаю свое скромное
творчество: молитвы, песни и протесты, не им, а всему человечеству». |