Скульптурная группа «Мать с мертвым
сыном», оконченная в 1938 году, — это не только один из бесспорных
шедевров Кете Кольвиц, но, как всегда у этой очень эмоциональной
художницы, личное признание о пережитой тяжелой утрате. Во время Первой
мировой войны погиб младший из ее сыновей, Петер, ушедший на фронт
добровольцем. Мать и художник — она никогда не смогла смириться с его
смертью. Много лет — с 1914 по 1932 год — Кете Кольвиц неустанно
трудилась над памятником Петеру. Переработав множество решений, она
остановилась на последнем — двух отдельно стоящих коленопреклоненных
фигурах, оплакивающих сына. Памятник был воздвигнут на месте гибели
Петера и его товарищей в Рюггевельде (Бельгия) и стал памятником не
только сыну Кете Кольвиц, но и всем, кто сложил здесь голову. Однако с
завершением работы чувство великого горя не оставляло художницу и
понуждало ее вновь и вновь обращаться к этой теме. В 1938 году она
создает скульптуру «Мать с мертвым сыном».
Кете Кольвиц (урожденная Шмидт)
родилась в Кенигсберге. Первое художественное образование Кете получила у
гравера Маурера, который заставлял своих учеников рисовать с гипсов и
точно копировать рисунки. В 1884 году Кете поступает в Берлине в
мастерскую швейцарца, «офортного портретиста» Штауффер-Берна. Тот верно
оценил ее дарование как графика и познакомил ученицу с творчеством Макса
Клингера. Произведения Клингера производят на нее глубочайшее
впечатление.
С 1888 года она училась в Мюнхене, а
затем снова вернулась в Берлин. В 1891 году Кете выходит замуж за
доктора Карла Кольвица, друга ее детства, социалиста. Карл получил место
врача рабочей кассы профсоюза портных в Берлине. Мастерская Кете
находилась рядом с местом работы мужа. Естественно, Кольвиц часто
приходилось соприкасаться с рабочей беднотой, видеть несчастья, горе,
безысходность страдающих людей.
В 1893 году происходит важное событие в
жизни Кольвиц. Ее потрясает публичное представление запрещенной
полицией сильной социальной драмы молодого драматурга Герхарта Гауптмана
«Ткачи». Примерно в 1893–1897 годы, напряженно и вдохновенно работая,
Кольвиц создает графическую серию «Восстание ткачей».
Успех этой серии оказался неожиданно
громким. Сюиту «Восстание ткачей» представили к Малой золотой медали. И
хотя кайзер Вильгельм наложил на это запрет, но Дрезденский гравюрный
кабинет приобрел всю серию и добился присуждения художнице медали.
Признание открывало прямой путь к дальнейшим успехам. Кольвиц избирают в
члены берлинского Сецессиона. В 1907 году ей вручают стипендию Макса
Клингера, дававшую художникам право работать на вилле Романо во
Флоренции.
Свое следующее великое произведение,
«Крестьянская война», Кольвиц создавала в период с 1903 по 1908 год.
Среди большого числа рисунков и гравюр этих лет выделяются три:
«Растоптанная» (1900), «Карманьола» (1901) и «Восстание» (1899).
«Растоптанная» — это трагедия матери, потерявшей ребенка, умершего от
голода. Темы смерти и материнства займут в дальнейшем огромное место в
творчестве Кольвиц, тем более что подрастали ее сыновья Петер и Ганс.
Несмотря на большой успех, Кольвиц
недовольна своими работами. Ей хочется более сильных форм воздействия. С
1910 года она начинает много работать как скульптор.
События ее личной жизни, связанные с
войной, обостряют сознание необходимости воздействовать на людей силами
своего искусства. 1914 год — это год перелома в ее жизни и творчестве. В
октябре 1914 года ее младший сын, одержимый идеей жертвы для отечества,
отправляется добровольцем на Западный фронт в Бельгию, где и погибает
через несколько дней. Личное несчастье у Кольвиц перерастает в общее
чувство протеста. Слова Гете из «Вильгельма Мейстера»: «Семена посева не
должны быть перемолоты», становятся основным содержанием ее лучших
работ всех последующих лет. Это определяет и ее многолетнюю работу над
надгробным памятником на могиле сына.
Кольвиц признавала десятилетие
1910–1920 годов кризисным временем в своем творчестве, «перерывом»,
переходным этапом, несмотря на то что она исключительно много и
разнообразно трудилась и в скульптуре (основная линия поисков), и в
рисунке, и в литографии.
В 1928 году Кольвиц стала профессором
Высшей школы изобразительных искусств в Берлине и получила мастерскую в
Академии искусств. С захватом власти национал-социалистами в 1933 году
она лишилась преподавательской работы. Кольвиц уже не смогла
выставляться: с выставок ее вещи снимались, в музеях они были удалены в
запасники.
Только в 1932 году после долгих лет
работы ей удалось закончить и установить на деревенском кладбище в
Роггевельде (Фландрия) надгробие ее погибшему на войне сыну Петеру.
Первоначально художница предполагала возле простертого тела павшего
юноши поставить фигуры родителей — отца в головах, а матери — у ног
сына. Но окончательное решение и проще и красноречивее. Две фигуры стоят
на коленях. Склоненная мать в широком плаще, выделяющем только голову.
Отец тоже на коленях, но больше откинулся назад, крепко охватил свою
грудь скрещенными руками. Кольвиц придала свои черты матери, а мужа —
Карла Кольвица — фигуре отца. Кете Кольвиц вообще часто придавала свой
облик образам страдающих женщин. Она с исключительно проникновенной
наблюдательностью, не щадя себя, изучала перед зеркалом самое себя как
«человеческий документ», иногда мучая себя в качестве модели. Кольвиц,
как человек, стала образом измученной немецкой женщины из народа.
Когда национал-социалисты пришли к
власти и стали ясны их военные планы, она не могла не вспоминать об
ужасах войны, смерти и уничтожения. В 1938 году Кете Кольвиц начинает
работу над новым и главным своим произведением.
Несмотря на то что «Мать с мертвым
сыном» является результатом глубоко личного переживания и несет в себе
портрет самой художницы, — это скульптура монументально-героического
плана. Не случайно она ещё известна под названием «Пьета» — оплакивание.
Так в итальянском искусстве называли сцену оплакивания Марией умершего
Христа, смерть которого понималась как героическая, отданная за спасение
человечества. Героический пафос пронизывает и скульптурную группу
Кольвиц. Тело мертвого сына торжественно и безмолвно покоится рядом со
склонившейся над ним матерью. Но героическое начало этого произведения
смягчается такой теплотой, такой искренностью переживания, что вызывает у
зрителя безмерное потрясение. В юношески нежных чертах умершего, в его
исхудалой шее выражены пронзительная горечь утраты и великая любовь к
людям. Его навеки запрокинутая голова словно прильнула, доверчиво
погрузилась в покой и ласку материнского тела, найдя здесь вечное
успокоение. Бронзовая скульптура создана до начала Второй мировой войны.
Это был образ, исполненный тяжелого предчувствия, которое, к сожалению,
сбылось.
Война 1939 ~ 1945 годов принесла
Кольвиц новые удары. На фронте погиб внук, бомбами была уничтожена
мастерская в Берлине, где она жила и трудилась пятьдесят лет. Вторая
мировая война заставила ее уехать в маленький городок Морицбург под
Дрезденом, где она умерла 8 мая 1945 года, за день до окончания
кровопролитной войны.
Ее голос стал голосом всех матерей. В
скульптуре ее последней большой работой стала «Башня матерей»,
защищающих своих детей. Этой же теме посвящена и ее последняя
литография, изображающая мать, в отчаянном объятии охватившую группу
испуганных детей (1942).
Созданные Кольвиц произведения и
сегодня — активный протест против войны. Ромен Роллан нашел
проникновенные слова о ее творчестве: «Произведения Кете Кольвиц — самая
большая поэма Германии этого времени, отражающая испытания и горе
простых и отверженных. Эта женщина с мужественным сердцем приняла их
своими глазами и заключила в свои материнские объятия, с печальной и
нежной жалостью. Она голос молчания народов, принесенных в жертву».
|