Сложность и противоречивость развития
французской скульптуры XVIII века нашли отражение в сверкающих
мастерством и темпераментностью работах Жана Батиста Пигаля. В
творчестве скульптора прослеживаются две линии. Его работы декоративного
плана отличаются динамикой, живописностью и изысканностью форм, в то же
время портретному творчеству Пигаля свойственна реалистическая
направленность. Дидро справедливо отмечал, что Пигаль «с помощью
практики научился изображать натуру, изображать правдиво, горячо,
сильно». Современники называли его «беспощадным».
Жан Батист Пигаль родился в Париже в
1714 году. Первоначальное художественное образование он получил под
руководством Клода Лоррена и Лемуана. Лемуан, один из ведущих мастеров
рококо, был старше Жана всего на десять лет. Пигаля с ним роднит
лиричность и тонкость восприятия, но его творчество содержит много
принципиально новых качеств.
Самая популярная из работ Пигаля,
статуя «Меркурий, завязывающий сандалию», сделана в терракоте в Риме,
где Пигаль учился в 1736–1739 годах. В 1744 году Пигаль выполнил
мраморный вариант статуи. В том же году за это произведение скульптор
удостоился звания члена Академии.
Пигалю был совершенно не свойственен
строгий и отточенный академизм. Он свободен и непосредствен, его
привлекают легкость, живописность, выразительность, динамика, — и во
всем этом он был типичным сыном своей эпохи. Скульптор был верен ей и в
другом — в неизменном тяготении к камерным масштабам, к образам живым,
лиричным, иногда почти жанровым.
Уже в молодости Пигаль прославился
двумя мраморными статуями, которые были посланы Людовиком XV в дар
королю прусскому, — фигурами Меркурия и Венеры. Особенной популярностью у
современников пользовался Меркурий. Замечателен уже самый выбор сюжета:
из всего населения Олимпа скульптор выбирает не величавого Юпитера или
воинственного и грозного Марса, а отнюдь не героического, но
предприимчивого, плутоватого и изобретательного Меркурия. Заранее лишив
сюжет холодной торжественности и величия, Пигаль придает ему ещё больше
непринужденности выбором момента: Меркурий не позирует перед зрителем со
своими атрибутами, но, присев на ходу, торопливым и небрежным движением
завязывает на ноге сандалию, уже готовый в следующую минуту броситься
дальше, в ту сторону, куда он сейчас нетерпеливо оглядывается.
Из этого незначительного мотива Пигаль
создал подлинный шедевр, полный свежих находок, живости и
наблюдательности. Меркурий как бы заряжен легким, стремительным
движением. Фигура разворачивается сложным ракурсом, заставляющим зрителя
обходить ее вокруг. Силуэт ее с самых разных точек зрения сохраняет
остроту и неожиданность. Даже лепка у Пигаля свободна и непринужденна,
полна динамичных модуляций светотени, а пластика подчинена энергичному и
ясному ритму. В передаче тела скульптор демонстрирует внимательное
штудирование натуры и великолепное знание анатомии. Статуя «Меркурий»
является прекрасным образцом творческого переосмысления наследия
античности. Фигура бога не повторяет античные образцы, а отличается
большой жизненностью в трактовке образа.
Вся фигура излучает безоблачную
жизнерадостность, особенно выразительна голова Меркурия. Пигаль
оставляет в ней все характерные черточки живой натуры: это чисто
галльское лицо, насмешливое и подвижное, совершенно лишенное античной
строгости линий. Непосредственность яркого таланта, освободившись от
стесняющих ее традиций, торжествует свою победу в этой превосходной
скульптуре. А главное — нежное лицо, мальчишеский и в то же время
мечтательный взгляд пигалевского Меркурия придают ему лирический
характер и позволяют угадать в нем произведение французского мастера
середины XVIII века.
Близка к «Меркурию» мраморная «Венера»
(1748) — образец декоративной скульптуры середины века. Она представлена
сидящей на облаке, в неустойчивой позе ощущается томная нега, кажется,
что фигура вот-вот соскользнет со своей опоры. Мягкость певучих линий,
утонченность пропорций, нежная обработка мрамора, будто окутанного
дымкой, — все это типично для изысканного идеала раннего Пигаля. Но уже
здесь интимные ноты рококо сочетаются с удивительной естественностью
форм женского тела.
Пигаль был мастером широкого диапазона
образов и настроений. В бронзовом бюсте Дидро (1768) он обнаруживает
большую глубину и серьезность мысли. Его Дидро — стареющий человек с
отяжелевшими чертами лица и резкими линиями морщин, которые придают
выражению усталость. У него сосредоточенно-печальный взгляд человека,
прошедшего через трудную борьбу и пережившего немало разочарований. Но
сумрачно звучащие ноты побеждаются ощущением силы духа и человеческой
значительности. Манера Пигаля становится здесь совсем иной, чем в
«Меркурии»: в ней появляется твердая точность линий, особенная весомость
форм, и это, несмотря на отказ скульптора от всякой идеализации,
создает произведение подлинно высокого стиля. Замечательно, что такая
глубина и серьезность обнаруживаются у скульптора при встрече с одним из
тех людей, которые положили начало духовному обновлению эпохи.
Просвещение открывает перед искусством целый мир новых образов: именно
под его приподнимающим и облагораживающим влиянием мастер создает одно
из лучших своих произведений.
Однако способность к тонкому
психологизму, к углубленной работе над сложным образом осталась у Пигаля
почти не реализованной. Он прославился как автор «Меркурия», забавных и
живых детских фигурок — «Мальчика с клеткой», или «Любовного послания»,
где маленький амур привязывает на шею голубю конверт с запиской. Между
тем в его таланте явно было заложено и яркое героическое начало. Это
красноречиво доказывает созданная им гробница маршала Саксонского,
знаменитого полководца.
Уже общее решение гробницы масштабно и
живописно. На фоне строгого обелиска и склоненных знамен, на вершине
широкой лестницы появляется фигура маршала. Франция, сидящая ниже на
ступеньках, удерживает его за руку и поворачивается с умоляющим жестом к
закутанной в траурное покрывало Смерти, которая распахивает перед
героем крышку гроба. Широта и торжественность этого печального
нисходящего движения звучат с силой подлинного реквиема. Они тем
выразительнее, что центральную фигуру маршала Пигаль сумел наделить
величавым и мужественным благородством. Сохранив портретные черты
человека, которого он, вероятно, знал и изображал ещё при жизни,
скульптор идеализировал и обобщил их, превратив Мориса Саксонского в
собирательный образ рыцарственного французского воителя.
В 1770 году Пигаль завершает портретную
статую обнаженного Вольтера. Надо отдать должное мужеству скульптора:
он работает над своей моделью в то самое время, когда подготавливается и
публикуется постановление парламента о сожжении целого ряда книг
философа. Однако вряд ли эту работу можно считать удачей.
Впрочем, во всех своих победах и
поражениях Пигаль остается верным сыном эпохи и лучших ее устремлений.
Это сложный и ищущий мастер, всегда готовый к творческому риску,
испытывающий себя в самых различных жанрах, заранее склонный к
неожиданному и острому обновлению любого из них. Большинство его
собратьев и современников не ощущало такой сильной потребности в
художественной независимости. |