В дни Великой Отечественной войны,
чтобы уберечь от вражеских бомб и снарядов скульптурные памятники
Ленинграда, большинство из них было снято с пьедесталов и зарыто в землю
или укрыто мешками с песком и специальной обшивкой из досок. Но три
памятника в городе намеренно были оставлены открытыми: М. И. Кутузову,
М. Б. Барклаю де Толли и А. В. Суворову. Мимо них проходили войска.
Приближаясь к памятнику, бойцы замедляли шаг, отдавали честь и, как бы
осененные немеркнущей славой своих предков, шли дальше — на фронт.
Памятник Суворову был открыт 5 мая 1801
года, через год после смерти великого полководца. Автор памятника —
Михаил Иванович Козловский, крупнейший русский скульптор, профессор
Академии художеств.
Козловский родился 26 октября 1753 года
в семье военного музыканта, который служил в унтер-офицерских чинах в
Балтийском галерном флоте и жил с семьей на морской окраине Петербурга, в
Адмиралтейской галерной гавани. Здесь прошли детские годы будущего
скульптора.
По прошению, поданному 1 июля 1764
года, одиннадцатилетний Михаил, обученный российской грамоте и
арифметике, был принят в число воспитанников Академии художеств и
навсегда расстался с родительским домом. Годы его учения совпали с
периодом становления и постепенного созревания классицизма в европейской
скульптуре, архитектуре и живописи.
Окончив Академию в 1773 году с большой
золотой медалью, Козловский в течение четырех лет (1774–1778) жил в Риме
в качестве академического пенсионера.
По окончании пенсионерского срока в
Риме Козловский провел один год во Франции. В феврале 1780 года
Марсельская академия искусств присудила ему звание академика. В том же
году он вернулся на родину и сразу занял заметное место в петербургской
художественной среде. Козловский тесно сблизился с передовой дворянской
интеллигенцией.
Первые произведения Козловского
составляют особый, своеобразно замкнутый цикл, пронизанный пафосом
высокой гражданственности. Главной темой его скульптуры и графики в этот
период становится тема гражданской доблести, а центральным героем —
гражданин, жертвующий собой во имя отечества и общественного блага. В
самом начале 18-х годов Козловский был привлечен к участию в
скульптурном оформлении Мраморного дворца. Для этого здания он выполнил
два барельефа, которые поныне украшают одну из стен мраморного зала:
«Прощание Регула с гражданами Рима» и «Камилл избавляет Рим от галлов».
В 1784–1785 годах Козловский выполнил
большую мраморную статую, изображающую Екатерину II в образе Минервы,
богини мудрости. Эта работа принесла скульптору широкую известность и
признание со стороны современников.
Статуя Козловского воплощает представления просветителей об идеальном монархе — защитнике отечества и мудром законодателе.
На тех же идейных основах возник
замысел портрета Екатерины-законодательницы, написанного Д. Г. Левицким в
1783 году и воспетого Державиным в оде «Видение Мурзы». Аллегорический
смысл имеет и другая статуя Козловского — «Бдение Александра
Македонского».
В конце 80-х годов Козловский был уже
широко признанным, прославленным мастером. Но, закончив очередные
заказы, скульптор в начале 1788 года принял решение вновь начать учиться
и ехать за границу «для вящего приобретения познаний в своем
художестве», как отмечено в протоколе академического совета.
В 1790 году Козловский вернулся на
родину. Внутренний духовный опыт, приобретенный в революционной Франции,
помог скульптору по-новому взглянуть на окружающую его русскую жизнь,
яснее разглядеть ее трагические противоречия, увидеть те ее стороны,
которые раньше ускользали от его восприятия.
В 1792 году, одновременно с
трагическими рисунками на темы об Ипполите и Тезее, Козловский создал
одну из своих самых прекрасных идиллических скульптур — статую «Спящий
Амур».
Цикл идиллических образов Козловского
завершает небольшая мраморная статуя Психеи (1801), которую все
исследователи упоминают в ряду его самых прекрасных созданий.
Идиллия, однако, не стала основным
жанром скульптуры Козловского. Ведущие темы его искусства не отрывались
от реальных проблем и трагических конфликтов окружающей
действительности. Одновременно с произведениями идиллического цикла он
создавал рельефы, статуи и скульптурные группы, посвященные темам борьбы
и героическим образам, взятым из античной мифологии или отечественной
истории, в них нередко находили иносказательное выражение идеи и события
живой современности. Именно к этому новому героическому циклу
принадлежат лучшие достижения искусства Козловского.
С 1796 года Козловский начал работу над
обширной серией скульптурных эскизов на темы Троянской войны, а также
подвигов Геракла и Тезея. По стилю и эмоциональному содержанию эскизы
перекликаются с «Поликратом», но также и с рисунками начала 90-х годов.
Поиски монументальности,
характеризующие весь «Троянский» цикл, составляют существенно новую
черту в развитии творчества Козловского. Широкое и смелое обобщение форм
не идет, конечно, в ущерб реалистической ясности и живой
выразительности образов. Но в сравнении с «Поликратом» и идиллической
декоративной скульптурой эскизы, созданные в середине 90-х годов,
выглядят более строгими и внутренне цельными, более сдержанными в
выражении чувства. От них открывается прямой путь к монументальной
пластике «Суворова» (1800–1801) и «Самсона» (1802). Козловский внезапно
умер в расцвете сил и таланта 18 сентября 1802 года.
По идейной направленности поздние
произведения Козловского стоят гораздо ближе к народным представлениям о
герое, воплотившимся в фольклоре, нежели к нравственным идеалам
Просвещения.
Работа над памятником Суворову началась
ещё при жизни Александра Васильевича, в 1799 году. Только что
закончились знаменитые итальянские походы, увенчав неувядаемой славой
русскую армию и полководческий талант Суворова. Семидесятилетний
генералиссимус поразил весь мир беспримерным в истории героическим
переходом русских войск через Альпы. «Русский штык прошел через Альпы» —
стали говорить с тех пор. Русские войска в 63 битвах не потерпели ни
одного поражения и захватили 619 неприятельских знамен.
Великий полководец представлен в образе
рыцаря. Для верного понимания статуи, созданной Козловским, необходимо
не терять из вида одну существенную особенность замысла: в ту пору,
когда художник приступал к своей работе, он не имел в виду ставить
памятник в том смысле, какой обычно придается этому термину, — он
создавал прижизненный триумфальный монумент. Тема была строго
обусловлена заказом. Задача скульптора сводилась к тому, чтобы
прославить Суворова как героя войны в Италии. Не своеобразие душевного
облика великого полководца и не деяния его долгой и героической военной
жизни, а только подвиги в период итальянской кампании могли быть
отражены в статуе Козловского.
Уже с самого начала работы над статуей
Козловский обратился к языку аллегории. Он желал создать не портрет, а
символическое изображение, в иносказательной форме прославляющее Россию и
ее великого полководца.
На круглом постаменте — легкая,
стройная фигура воина в доспехах, юного, мужественного, полного силы и
стремительного движения. Это римский бог войны Марс. Решителен жест
правой руки, в которой он держит обнаженный меч. Плащ энергично отброшен
за спину. Уверенность, непреклонность, всепобеждающая воля мастерски
переданы в фигуре; красивое мужественное лицо, гордая посадка головы
дополняют этот идеализированный образ «бога войны».
Воин прикрывает щитом стоящий позади
него жертвенник, на котором папская тиара, Сардинская и Неаполитанская
короны. Их символический смысл — победы русского оружия, одержанные под
руководством Суворова, защищавшего интересы трех аллегорически
представленных в памятнике государств. Женские фигуры на боковых гранях
жертвенника символизируют человеческие добродетели: веру, надежду,
любовь.
Фигура воина удачно согласуется с
великолепно найденными пропорциями постамента. На его лицевой стороне —
гении славы и мира скрестили пальмовую и лавровую ветви над щитом с
надписью; щит словно опирается на военные трофеи — знамена, пушки, ядра.
Ограда вокруг памятника состоит из соединенных цепями бомб, из которых
вырываются языки пламени.
Все здесь полно иносказательного
смысла. И лишь надпись на постаменте «Князь Италийский, граф Суворов
Рымникский» — убеждает нас, что это памятник великому русскому
полководцу.
Однако мысль о портретном сходстве
вовсе не была чужда скульптору. Ведь речь шла не только о прославлении
побед русского оружия — речь шла о заслугах самого Суворова, и
современники должны были узнавать его в статуе.
Портретное сходство отчетливо заметно в
изображении, созданном Козловским. Художник передал удлиненные
пропорции лица Суворова, его глубоко посаженные глаза, крупный нос и
характерный разрез старческого, чуть запавшего рта. Правда, как и всегда
у Козловского, сходство остается отдаленным. Образ Суворова
идеализирован и героизирован. Но, жертвуя внешней портретной точностью,
скульптор сумел раскрыть и выразить самые существенные черты душевного
облика национального героя. Решительное и грозное движение фигуры,
энергичный поворот головы, властный жест руки, заносящей шпагу, хорошо
передают всепобеждающую энергию и непоколебимую волю Суворова. В
патриотической статуе Козловского есть высокая внутренняя правда.
В работе над памятником принимал
участие архитектор А. Н. Воронихин, строитель Казанского собора. Ему
принадлежит проект постамента. Барельефы на постаменте исполнил
скульптор Гордеев, а орнаменты для жертвенника, короны, тиару — «резного
дела мастер» Дунаев. Отливка монумента производилась в литейной
мастерской Академии художеств Екимовым.
Первоначально памятник стоял на
Марсовом поле неподалеку от Михайловского сада. Небольшой по размеру, он
терялся среди широкого пространства площади, поэтому в 1818 году по
замыслу архитектора Росси его перенесли на нынешнее место.
|