Памятник Гоголю работы Андреева — одно из самых значительных произведений русской скульптуры начала XX века
В 1880 году на празднике,
организованном Обществом любителей российской словесности и посвященном
открытию памятника А. С. Пушкину, было принято решение о создании в
Москве памятника другому великому русскому писателю — Николаю
Васильевичу Гоголю. Впоследствии учредили и комитет по сооружению
памятника. В 1902 году состоялся конкурс, не давший, однако,
положительных результатов. Позднее комитет обратился к скульптору
Н. А. Андрееву с предложением представить на рассмотрение комитета
модель памятника. В апреле 1906 года представленная модель была
единогласно одобрена, и скульптору было поручено сооружение памятника
Весной 1909 года, к столетию со дня рождения писателя, памятник был
установлен на Пречистенском бульваре.
Николай Андреевич Андреев родился в
1873 году. Отец его до двадцати шести лет был крепостным крестьянином
одного из помещиков Рязанской губернии, рано ушел в город, работал много
и трудно. Детство художника прошло в тяжелых бытовых условиях.
С восьми лет мальчик стал посещать
городское училище. Уже здесь стали проявляться его художественные
склонности и талант. Юный Андреев начал рисовать и писать красками.
Двенадцатилетний мальчик, одолев учебу в городской школе, поступает в
Строгановское училище. Николай оканчивает его через пять лет. Эта
художественная школа готовила тогда, в сущности, не художников, а
ремесленников-рисовальщиков для ситценабивных фабрик. Все преподавание
носило узкоприкладнический характер.
После окончания Строгановского училища
семнадцатилетний Андреев поступает рисовальщиком на серпуховскую
ситценабивную фабрику Цинделя. Заработок крайне нужен был и для молодого
художника и для поддержки родной семьи. Через год работы он был вызван в
Москву директором Строгановского училища Ф. Ф. Львовым и занял там
место преподавателя рисунка. Многолетний преподавательский стаж Андреева
продолжался в этом училище уже после его преобразования в высшую
школу — до 1918 года.
Рядом с художественно-производственными
задачами Андреева волнуют и замыслы монументальные. С большой смелостью
для ученика он принимает участие в конкурсе на памятник М. И. Глинке в
Петербурге. Андреевский проект получил первую премию, однако выполнение
памятника не решились передать молодому, неизвестному мастеру, не
окончившему даже высшей художественной школы.
В 1900 году Андреевым был завершен курс
в Училище живописи, ваяния и зодчества. Лишь по окончании училища
Андрееву удалось в первый раз поехать за границу — в Париж на всемирную
выставку 1900 года. Здесь Андреев познакомился с последним словом
европейского искусства. Роден и его школа окончательно уяснили ему суть
скульптурного импрессионизма. Но там же усилилось и увлечение художника
«модерном».
По возвращении в Москву Николай
продолжает преподавание рисунка и скульптуры в Строгановском училище.
Андреев обучает серьезно и строго работать с натуры, хорошо и складно
компоновать скульптурный эскиз. Он воспитывает свободу непосредственного
восприятия и понимания натуры, обобщения или детализации образа, широко
допускает любую манеру обработки поверхности, но вместе с тем
настойчиво и сурово требует точности формы, четкости отношения к
основным задачам скульптурного построения. У него уже складывалась своя
система. Андреева любили и ценили ученики, быть может, пропорционально
трудностям работы под его руководством.
Самая ранняя из известных и
сохранившихся работ первого периода — фигура «Девушки в рубахе». Она
датирована 1900 годом. Особенно хорошо чувствуется молодое, худое тело
девушки-подростка под тяжелыми складками рубахи.
В период с 1900 по 1910 год Андреев
работал интенсивно. Диапазон его творчества был весьма широк: станковая и
декоративная скульптура, пластика малых форм. Особенно много сил и
времени было отдано разработке и осуществлению монументальных
произведений. Андреев участвовал в конкурсах на памятники первопечатнику
Ивану Федорову, Т. Г. Шевченко, Гермогену и Дионисию, К. Д. Ушинскому.
Во многих конкурсах он оказывался победителем. Дважды Андреев одержал
победу на двух конкурсах на памятники Гермогену и Дионисию,
предназначенные для установки на Красной площади у Кремлевской стены.
Андреевым были созданы надгробные памятники К. А. Ясюнинскому,
Н. Л. Тарасову, памятник Ф. П. Гаазу.
То, что проскальзывало в отдельных
портретах начала века, — крепнущее мастерство художника-психолога — с
особой полнотой и силой раскрылось в работе над воплощением образа
Н. В. Гоголя. К конкурсу на памятник Гоголю Андреев готовился особенно
тщательно. Ещё летом 1904 года, живя на Украине, он сделал массу
зарисовок. В 1906 году вновь отправился туда. Проехал в Миргород,
Яновщину, побывал у сестры Гоголя, вынес много новых и неожиданных для
себя впечатлений, зарисовал вереницы типов. Его увлек крестьянский
украинский быт, психология, но поразили шовинизм националистически
настроенной части украинской интеллигенции и отрицание ею значения
Гоголя для украинской культуры. Перед художником встал образ
«отверженного» Гоголя, его душевная драма, быть может, обострившая его
сарказм и горечь восприятия мира.
Такое представление о писателе сыграло
большую роль в формировании у Андреева образа Гоголя. Художник
внимательно изучает не только психологию творчества Гоголя, но и
психопатологические стороны его душевной жизни: читает специальную
литературу, внимательно беседует с психиатром Баженовым. В это время он
много читал и перечитывал Гоголя. Художник занимался иконографией
писателя, стараясь представить себе его достоверный облик. Им были
сделаны рисунки с прижизненных портретов Гоголя работы Александра
Иванова и Ф. А. Моллера. Много дал для воссоздания живых черт Гоголя
рисунок, сделанный Э. А. Дмитриевым-Мамонтовым.
Николаю Андреевичу в воссоздании облика
Гоголя помогло непосредственное жизненное впечатление. Для изображения
писателя ему позировал родной брат — Вячеслав. Именно согбенная фигура
брата, устало опустившегося на скамью, зябко кутающегося в широкие полы
плаща, с поникшей головой и устремленном вниз рассеянном взоре помогла
скульптору увидеть «своего» Гоголя. Это образ человека, погруженного в
тяжелые размышления, измученного внутренней борьбой.
Безусловно, памятник не стал лишь
увеличенным этюдом с натуры. При переходе от модели к самому монументу
образ претерпевает большие изменения. Скульптор стремится к усилению
драматизма образа. Форма ещё смелее обобщается, передается широкими
плоскостями, резкими их переломами, возникает напряженность контрастов
светлого и темного. В окончательном варианте сильнее выявлен трагизм
судьбы и творчества гениального писателя.
Как пишет Л. П. Трифонова в книге,
посвященной Андрееву: «Взаимодействие данного пластического решения с
типичными явлениями в скульптуре эпохи совсем иное, чем во многих
произведениях дореволюционного творчества Андреева. Если в них это
взаимодействие в большой мере определялось разработкой специально взятых
приемов того или иного стилевого направления, то в данном случае оно
возникает совершенно непроизвольно, спонтанно. В самостоятельном
творческом решении образа сами собой возникают черты, типичные для
скульптуры данной эпохи. В конкретном, индивидуально-неповторимом
проявляет себя общая закономерность. Можно найти в памятнике характерное
для импрессионизма преобладание пластической массы над четким,
завершенным объемом, сложность светотеневого построения, при котором
отдельные формы сливаются и тонут. Можно найти близость к
экспрессионистическим решениям с их резкостью и напряжением формы. Но
нет в памятнике ни раздробленности — недостатка, так часто отмечаемого в
скульптуре импрессионизма, ни своеволия, нервозности экспрессионизма.
Образ Гоголя правдив и выразителен без преувеличений и деформаций. Поза,
движение, мимика просты и естественны. Форма, в которой воплощен образ,
монолитна, силуэт ее выразителен.
Замысел всего построения красив и
поэтичен. Высокий гранитный постамент с одинокой фигурой писателя
опоясывает со всех четырех сторон непрерывный бронзовый рельеф с
изображением гоголевских персонажей».
Блестящая форма и техника рельефов,
безукоризненный острый рисунок, мягкий текучий мазок, образующий
невысокий рельеф, раскрывают простоту реального гоголевского содержания,
его образов. Это замечательные иллюстрации к главным произведениям
Гоголя, полные задорного смеха в рельефе к «Вечерам», романтического
чувства в рельефе к петербургским повестям, реалистической строгости и
жестокого сарказма в рельефах к «Ревизору» и «Мертвым душам». Удачнее
всех по форме и выразительности движения рельеф задней стороны памятника
с романтическими мотивами.
Рельефы памятника театрализованы.
Аналогию им нужно искать в реализме молодого тогда Художественного
театра. Не случайно в это время началось сближение скульптора с театром и
его деятелями, не случайно он в это время лепит маску И. М. Москвина в
роли Бобчинского, перенося его тип на барельеф. Для фигуры Тараса Бульбы
ему позирует В. А. Гиляровский, Баженов дает образ Петуха. Художник,
как сам Гоголь, ищет в окружающей жизни бессмертные типы комедий и
повестей. В рельефах к памятнику художник мудро ограничил свои
формально-изобразительные средства. Он сознательно ушел от
пространственных соблазнов, от изображения глубины, расположив действие
фризом, развернув его в ритмическом горизонтальном движении по массиву
цоколя. Так преодолевает он станковую изобразительность, этюдность
обычной импрессионистской манеры, подчиняет все это
декоративно-монументальным задачам.
Памятник Гоголю вызвал самую различную реакцию, не оставив никого равнодушным. Оценки были от восторженных до уничтожающих.
Либеральные слои купечества и
интеллигенции во главе с Остроуховым и либеральной печатью были за
Андреева. Для этой стороны и памятник и автор его были символом протеста
против воцарившейся после 1905 года реакции. Образ Гоголя казался
поражающе острым воплощением великого писателя-сатирика, бичевавшего в
своих бессмертных произведениях всю гниль и мерзость николаевского
режима и крепостного строя. Больной Гоголь мыслился как жертва, как
погубленный безвременьем великий талант, как вечный упрек разнузданным
силам царизма. Смелая, новая манера, необычность решения привлекали, как
талантливый протест против академического эпигонства и его рутины.
Реакционные круги по тем же причинам
были против памятника и в его содержании и в его стиле. Они отлично
чувствовали, что острый взор андреевского Гоголя обращен не только в
прошлое, но и в настоящее, в то безумие реакционной вакханалии, какая
наступила после подавления революции 1905 года. Не меньше раздражала и
буйная борьба с официальным, вырождавшимся академизмом. Да и фигура
самого автора далеко не казалась благонадежной. Андреев, молодой, почти
начинающий скульптор, не побоялся в эту пору жестокой реакции отказаться
от официального заказа на памятник великому князю Сергею
Александровичу.
Широкие массы зрителей с интересом
смотрели на рельефы, восхищаясь правдивостью типов, остротой
характеристик, мастерством рисунка, уверенностью и изяществом
пластических приемов. Общее признание здесь было несомненным.
Но те же зрители были в крайнем
недоумении от фигуры в целом, от костлявой страшной руки, от ещё более
страшного лица с воспаленным, болезненно острым взглядом и неимоверно
острым носом. Склоненный к зрителям Гоголь казался какой-то мрачной,
чудовищной птицей. Этот образ, несомненно, не связывался в массовом
восприятии с характером и смыслом прекрасных рельефов памятника.
Действительно, Андреев не отразил таких
характерных сторон творчества Гоголя, как юмор, оптимизм, сатирическая
заостренность, лиризм. Но надо понимать, что памятник не может вместить в
себя всего. Андреев верно подметил самое главное в Гоголе, в его
личности и творчестве. Это и острота восприятия писателем жизни России,
напряженность его душевных сил, глубина его боли, столкновение светлых
идеалов с неумолимой косной действительностью.
В памятнике Гоголю не могли не
сказаться характерные особенности скульптуры конца XIX — начала XX века.
Можно без труда найти точки соприкосновения с господствовавшим в тот
период в западноевропейском искусстве импрессионизмом. Однако, при всей
близости творческого метода и художественного языка, памятник Гоголю
принципиально отличается от импрессионистической скульптуры. Это
творение Андреева глубокими корнями связано с национальной русской
культурой. Памятник немыслим вне традиции русского реалистического
искусства с его высокой идейностью и гуманизмом.
Неудивительно, что знаменитый русский
художник Илья Ефимович Репин приветствовал создание памятника такими
словами: «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто… Сколько
страдания в этом мученике за грехи России».
|