Особое место в румынском ваянии
занимает творчество Константина Бранкузи (Брынкуша), широко известное за
пределами его родины. Он родился 21 февраля 1876 года в Румынии. Первые
уроки искусства он получил в Тыргу Жиу у Пестишана. В 1894 году
Константин поступает в Школу искусств в Крайове. Через четыре года
Бранкузи переезжает в столицу Румынии. В Бухаресте он обучается в Школе
Высокого Искусства. В 1902 году он создает свое первое произведение
«Анатомическую модель» — «Экорше».
В 1904 году Константин пешком пришел из
Румынии во Францию. Здесь, а также в Индии и США и жил скульптор до
самой смерти в 1957 году. Однако скульптор никогда не порывал связи с
национальной культурой Румынии, с ее народом, не раз он приезжал на
родину.
Некоторое время Бранкузи работает в
мастерской Родена. В 1906 году он впервые выставляется в парижском
салоне. Его самые первые произведения — это версии «Поцелуя» Родена,
которые он вырезал из толщи мрамора. Уже в начальном периоде своего
творчества скульптор создал произведения, ставшие классикой: нагую
мужскую фигуру в мраморе, находящуюся ныне в Академии изящных искусств в
Бухаресте, первые варианты «Птицы в пространстве»; множество
интереснейших работ, вызывающих ассоциации с фольклором, выполнено
Бранкузи из дерева.
Бранкузи относится к скульпторам,
которые не приняли традиционного академического искусства. Но он не
принял и рационалистических принципов распространенного в то время
кубизма, ведущих к разложению пластического начала скульптуры. Поиски
Бранкузи своеобразны, близки системе органических универсальных форм,
развитой позже Генри Муром. Бранкузи призывал к строгим и сильным
формам, освобожденным от всего наносного и случайного. Он ни в коей мере
не стремился к индивидуальной характерности, жизненной неповторимости,
добиваясь выражения первоначальной сути, приближения к прототипу.
Его больше привлекала упрощенность форм
и художественная цельность примитивной скульптуры, чем ее грубая
выразительность. Это видно по его знаменитой работе 1909 года «Поцелуй»,
изваяния из камня в форме параллелепипеда, в котором сплетенные тела
влюбленных высечены наподобие кубических статуй Среднего Царства
фараонов. Ныне статуя установлена в Париже на надгробии Т. Рачевской,
что на кладбище Монпарнас.
Лаконизм художественных средств,
самодостаточность этой скульптурной группы свидетельствуют о решительном
отходе от принципов, выраженных в «Сидящей женщине» Майоля, с которой
скульптура Бранкузи соотносится так же, как фовисты с импрессионистами.
Бранкузи обладал «гением недосказанности», схожим с Матиссом. Памятник
является для него вертикальной плитой, симметричной и неподвижной —
постоянной отметкой, подобно древним стелам, и он старается как можно
меньше отходить от этой основной формы. Индивидуальные черты
обнимающихся влюбленных переданы ровно настолько, чтобы их можно было
различить, и фигуры выглядят скорее первозданными, чем примитивными. Это
внезапное олицетворение молодости, невинное и безымянное.
В 1910 году Бранкузи сделал очередной
смелый шаг в своем творчестве, приступив к созданию беспредметных работ
из мрамора или металла. Первые делятся на две группы: вариации
яйцевидных форм — с названиями типа «Новорожденный» или «Начало мира» и
устремленными ввысь вертикальными «птичьими» мотивами. За приверженность
этим двум основным, отличающимся такой предельной простотой, формам
Бранкузи иногда называли «Мондрианом скульптуры». Это сравнение, однако,
ошибочно, так как Бранкузи стремился к выражению сущности, а не
отношений. Его увлекала антитеза в жизни потенциальной и кинетической
энергии — самодовлеющее совершенство яйца, в котором кроется тайна всего
творения, а также чистый динамизм творения, выпущенного из-под
оболочки.
Освобождая свои творения от всего
несущественного, «случайного», Бранкузи придает им многозначительность и
магическую неоднозначность первоначального символа. Семнадцать
вариантов «Синьориты Погани» в бронзе и других материалах, сделанных в
период с 1913 по 1933 год, шесть версий работы «Петух», выполненных из
дерева (1924–1949), семь вариантов бронзовой скульптуры «Новорожденный»
(1915–1920) и особенно двадцать два варианта работы «Птицы в
пространстве» свидетельствуют о неустанных поисках равновесия
скульптурной массы.
«Птица в пространстве» (1928) — не
абстрактный образ птицы, а воплощение самого полета. Его бестелесность
подчеркнута тщательной полировкой, дающей поверхности способность
зеркального отражения и создающей тем самым новую связь между
построенным пространством внутри и свободным снаружи.
Скульптор много экспериментировал,
изучая возможности использования архитектурных форм. Так, большой
интерес представляет созданный Брынкушем на его родине в Тыргу-Жиу
ансамбль, посвященный павшим в Первой мировой войне. Ансамбль включает
«Стол молчания» — композицию, все компоненты которой созданы из
массивных каменных блоков, замечательных по пластической выразительности
своих предельно простых форм. Подтекст этой композиции, предназначенной
стать местом молчаливых воспоминаний о погибших, эмоционально очень
выразителен. Установленная в этом же комплексе у подножия Карпат
«Бесконечная колонна», выполненная из позолоченной стали, по мысли
автора, должна была служить символом непрерывного вечного движения к
совершенству.
Бранкузи принадлежит также знаменитая
Леда, расположенная на диске, приводимом в движение часовым механизмом.
«Искусство во времени» приобрел Нью-йоркский музей современных искусств.
Когда Европа и весь мир участвовали в войне 1939 года, Бранкузи, как
всегда далекий от современной действительности, уезжает в Индию, где по
предложению Махараджи Индоре подготавливает священное пространство для
медитации. Для художника необязательно непосредственное участие в
событиях эпохи, эпоха воплощается в его произведениях. |