«Похищение сабинянок» — скульптурная
группа, представляющая собой динамичную композицию из обнаженных женских
фигур — один из первых образцов маньеризма. Автор композиции —
скульптор, которого итальянцы называли Джованни де Болонья, или Джам
болонья.
Его настоящее имя Жан де Булонь. Будущий
фламандский скульптор родился в 1529 году в Дуэ. Отец хотел видеть его
нотариусом. Вопреки воле отца пятнадцатилетний Жан отправился в 1544
году в Рим. Здесь он два года работал под руководством знаменитого
Микеланджело. Из «вечного города» в 1557 году Болонья переехал во
Флоренцию. Здесь он прожил почти всю жизнь и создал главные свои
произведения. Первым произведением Джамболоньи, созданным в этом городе,
стал бронзовый Бахус — бог вина, установленный на фонтане в Борго Сан
Джакопо. С 1561 года он состоял на службе Великого герцога Козимо I
Джамболонья принадлежит к самым даровитым последователям Микеланджело.
Главные его произведения: «Колодец Нептуна» (1563–1566), «Самсон и
Фелистина» (1567), фонтан «Океан» (1571–1576), «Летающий Меркурий»
(1580), колоссальная статуя «Апеннино» в Проталито (1581), прежней вилле
великих герцогов, конная статуя Козимо I (1587–1594), изображения на
бронзовых дверях Пизанского собора (1577–1579).
Статуя Меркурия, посланца богов, одно из
лучших произведений Джамболоньи. Художнику удалось решить труднейшую
задачу — создать впечатление, что бронзовая фигура, преодолевая тяжесть
материи, взмывает вверх. Его Меркурий лишь кончиком стопы касается
земли, точнее — даже не земли, а воздушной струи, выдуваемой маской
Южного ветра. Статуя так умело сбалансирована, что кажется то ли
зависающей в пространстве, то ли рассекающей воздух в стремительном
полете. Для Микеланджело такой подход был бы неприемлем — ведь, согласно
классическим нормам, в статуе должен ощущаться материал, из которого
она выполнена, но Джамболонья предпочитал сильные эффекты хорошо
проверенным нормам.
Другое произведение, позволившее стать
Джамболонье самым влиятельным скульптором Флоренции последней трети
16-го столетия, — мраморная группа «Похищение сабинянок». Она выполнена
для Лоджии деи Ланци во Флоренции в 1583 году в размерах, превышающих
натуральную величину. Статуя получила особую известность и до сих пор
занимает почетное место у палаццо Веккьо.
При создании этой скульптурной группы у
мастера не было никакого конкретного замысла — он хотел лишь заставить
замолчать тех критиков, которые усомнились в его способности изваять
монументальную скульптуру из мрамора. Болонья избрал композицию, которая
представлялась ему наиболее трудной — три объединенные общим действием
фигуры с контрастными характерами. После споров о том, что же означает
эта группа, ученые-современники скульптора — пришли, в конце концов, к
выводу, что наиболее подходящее для нее название — «Похищение
сабинянок».
Римская легенда гласит, что, став
взрослыми, Ромул и Рем решили основать новый город. Рем, завидуя
предпочтению, оказанному богами брату, стал над ним насмехаться. В
разгоревшейся вскоре ссоре Рем был убит. Городу, основанному согласно
этрусским правилам, Ромул дал свое имя и стал его первым царем.
Для увеличения населения Ромул учредил в
священной роще бога Лукариса убежище для беглецов, свободных и рабов,
массами стекавшихся в Рим. Так как окрестные племена не желали выдавать
за них замуж своих дочерей, Ромул пригласил на праздник в честь бога
Конса соседних сабинян с их женами и дочерьми, и дал приказ римлянам по
условленному знаку хватать девушек. Сам Ромул женился на Герсилии.
Похищение сабинянок привело к войне с царем сабинян Титом Тацием и его
союзником царем Ценина Акроном. Убив последнего в поединке, Ромул
устроил праздник и торжественное шествие, предвосхищавшее триумф. Новый
храм он посвятил Юпитеру Статору в благодарность за то, что бог
остановил его обратившееся было в бегство войско. При посредничестве
Герсилии и других сабинянок с сабинянами был заключен мир и союз.
Болонья, как и Челлини, стремился
продемонстрировать в группе «Похищение сабинянок», прежде всего, свою
виртуозность. Он поставил себе задачу создать из мрамора такую
крупномасштабную композицию, которая производила бы художественное
впечатление не только с одной, но и со всех сторон. До него попытки
решения такой задачи предпринимались только в бронзе, да и то в гораздо
меньшем масштабе. С этой задачей Джамболонья, без сомнения, справился.
Однако ее решение далось ему ценой насилия над естественностью поз
изображенной им группы. Фигуры, которые расположены снизу вверх по
спирали, словно заключены в высокий, узкий цилиндр. Они с легкостью
выполняют свое хорошо отрепетированное хореографическое упражнение, но
здесь, как и почти во всей эллинистической скульптуре, начисто
отсутствует эмоциональный смысл. И, действительно, скульптурная группа
восхищает соразмерностью и продуманностью, но в ней не чувствуется
подлинный пафос.
|