Согласно брахманизму и индуизму,
являвшихся в течение тысячелетий господствовавшими идеологиями Индии и
важнейшими элементами ее духовной культуры, искусство должно выражать в
образе божества не идеалы красоты (как в античной Греции), а, прежде
всего, отвлеченные идеи о высших космических силах, олицетворяемых
божествами, и поведение человека должно руководствоваться этическим и
моральным законом его «жизненного долга» — дхармой, направляющей
разнообразные пути человека к одной цели, основанной на идее единства,
лежащей в основе мировоззрения Индии. Концепция Тримурти («Три облика»,
т. е. триединое божество): Брахмы — Творца Мира, Вишну — Охранителя и
Шивы — Разрушителя — включает в себя резко отличные функции каждого
божества, воплощает единство мирового процесса и вечной жизни.
Единство — основа и цель дхармы, как дхарма — путь к единству. Оно выражено и в искусстве.
Шива почитается шиваитами как главное
лицо в Тримурти, но не верховное божество, которое понимается как не
имеющее формы. Таковым не считаются ни Вишну, ни Брахма. Вся Триада и
является лишь высшим проявлением единой верховной сущности Абсолюта.
Прототипом Шивы можно считать Рудру, а
ещё более древним — изображение его как владыки зверей Пашупати на
печатке из Мохенджо-Даро (3 тысячи лет до нашей эры). Важное значение
Шива приобрел только в индуистском пантеоне эпохи Пуран. Хотя Шива и не
имеет аватар (превращений), но зато много получил самых разнообразных
видов и аспектов.
Шива изображается божеством, несущим как
благо, так и бедствия. В ранних шиваитских храмах он представлен только
своим символом — лингамом (фаллосом), на котором иногда встречается его
горельефное изображение. Шива единственное божество (кроме Тары и
иногда Ганеши), у которого обычно изображается три глаза (третий глаз во
лбу). Волосы у него собраны в коническую прическу (джата-мукута). Если
Шива изображен в позе танца, то у него может быть более четырех рук и он
с оружием, под одной из ног находится распластанная фигура
карлика-демона Апасмара-Пуруша, или Миялака.
Апогея совершенства древняя индийская
скульптура достигает в статуе Шивалингамурти из полированного гнейса в
Гудималламе (штат Тамилнад).
Она относится ко II–I векам до нашей
эры, то есть почти к тому же периоду, что и замечательная пещера в Карле
и тораны в Санчи. Это лучшее произведение горельефной скульптуры не
только древней эпохи, но во многих отношениях и всей истории индийского
искусства. Статуя находится в святилище храма в Гудималламе. Горельефная
фигура божества изваяна на фоне лингама (фаллоса) — символа его
творческой энергии. Шива, молодой, полный сил и энергии человек, стоит
на плечах фантастического карлика Ганы (духа природы) в виде чудовищного
человекоподобного существа, с огромным ощеренным ртом, с тяжелым,
мощным туловищем и точно литым из металла брюхом. Его свирепо-угрюмый
лик и мощь олицетворяют стихийные силы земли. Высота скульптуры 1,52
метра.
«Шива, — отмечает С.И Тюляев, —
представлен здесь с боевым топором, потому что, по легенде, ему
поклонялся Парашурама („Рама с топором") (среди воплощений Вишну были
Рама и Парашурама). В правой руке он держит за задние ноги небольшого
барана, левой прижимает к себе бамбуковую рукоять топора (или палицы) и
держит сосуд для воды. На полуобнаженном теле Шивы тонкое муслиновое
Дхоти — ткань, которая обертывается вокруг бедер особым способом, ножные
и ручные браслеты, плоское ожерелье, серьги в виде колец. Волосы
переплетены с цветами и украшены нитями бусинок, лоб опоясывает лента.
Скулы поставлены высоко, но не выдаются. Глаза полуопущены. На лице не
северного, скорее, дравидийского типа играет улыбка.
Весь облик божества глубоко человечен, и лишь репрезентативность фигуры, а также Гана придают ему неземное значение.
Пропорции статуи на редкость совершенны,
все части тела и аксессуары изысканно отделаны с ювелирной тонкостью и
завершенностью, причем камень отполирован так искусно, что напоминает
фактуру драгоценной бронзы. В этой непревзойденной и глубоко типичной
для Индии скульптуре, как всегда, неизвестный нам художник передал,
прежде всего, ощущение физической энергии божества, экспрессию и радость
бытия, активность творческих сил. Мастер сумел выразить прежде и больше
всего одушевленность фигуры. Это самое главное качество статуи
Шивалингамурти в Гудималламе. Именно так решался в древности образ
владыки творческих сил Вселенной.
Можно считать, что в этом самом раннем
изображении Шивы мы имеем наиболее реалистическую трактовку обнаженного
тела. Ей нет равных во всей истории древнего и средневекового индийского
искусства. Наряду с блестящим мастерством, пластичностью и
пропорциональностью, как и общей гармоничностью образа, достигнутыми в
этой статуе Шивы».
Вместе с основной массой мастеров, ещё
недавно работавших только в дереве и слоновой кости, а также малоопытных
в обработке камня, имелись и отдельные выдающиеся скульпторы. Таковым,
без сомнения, был в свое время и широко известный автор этой
замечательной статуи владыки творческих сил Вселенной, обладавший
мастерством ваяния из камня в древних традициях.
По художественным качествам и по
совершенству отделки скульптура Шивалингамурти, бесспорно, превосходит
даже великолепные горельефные статуи на фасаде храма в Карле.
Удивительно, что она находится на Юге,
где широкое применение камня в архитектуре и скульптуре началось только в
VII веке. Так как она выполнена из камня местной породы — гнейса, то
вряд ли верно предположение, что эта статуя Шивы была привезена с
Севера. Более вероятно, что сам мастер был приезжим. Появление столь
совершенного произведения круглой пластики во II–I веках до нашей эры на
Юге пока остается загадкой. |