Жан Батист Карпо родился в 1827 году.
Сын бедного валансьенского каменщика учился сперва в разных маленьких
рисовальных школах, а потом у Рюда, Дюре и Давида Анжерского, в Париже. В
1854 году получил римскую премию за группу «Гектор вверяет своего сына,
Астианакса, покровительству отца богов». В качестве пенсионера
правительства Карпо отправился в столицу Италии, где изучал Микеланджело
и исполнил статую «Молодой рыбак», а потом и группу «Уголино с его
детьми» (1960), доставившую ему по его возвращении, громкую известность.
Бронзовая группа «Уголино», высотой
1,95 метра, — первое крупное произведение Карпо, была выставлена в
Салоне 1863 года и сразу же вызвала ожесточенную критику официальных
кругов. Сюжет скульптуры заимствован из Дантова «Ада», где поэт описал
гибель пизанского тирана, брошенного в башню смерти и умершего там
вместе с детьми от голода. Голова Уголино подперта руками, его лицо
искажено муками боли и страдания. Он окружен детьми, в отчаянии
умоляющими его о спасении и при агонии которых он, бессильный,
присутствует. В этом полном драматизма произведении чувствуется влияние
классики мировой скульптуры, а особенно работ Микеланджело и античной
группы «Лаокоон».
Пирамидальная композиция, составленная
из пяти обнаженных фигур, очень сложна по построению и свидетельствует о
большом мастерстве скульптора. Все персонажи находятся в различном
физическом и духовном состоянии однако, они объединены единым чувством
страдания и безысходности. Начиная с маленького тельца ребенка,
безжизненно лежащего на земле, это чувство безысходности проходит через
все фигуры и своего кульминационного момента достигает в образе самого
Уголино. Скульптор демонстрирует великолепное знание анатомии
человеческого тела. Драматизм и динамизм группы усиливаются благодаря
пластически выразительной лепке фигур.
Лучшим в наследии Жана Батиста Карпо
являются его монументально-декоративные композиции. А среди них
выделяется скульптурная группа «Танец». Она была исполнена в 1869 году
для фасада Парижской оперы, построенной по проекту Гарнье.
Первоначально скульптор работал над
группой «Лирическая драма». Им был сделан в гипсе эскиз группы,
состоящей из мужской и женской обнаженных фигур и летящего над ними
гения.
Гарнье остался неудовлетворенным
представленным эскизом и поручил Карпо создать композицию «Танец»,
справедливо полагая, что этот сюжет будет более соответствовать
темпераменту скульптора и его стремлению к передаче движения. Карпо
выполнил новые эскизы и увеличил количество фигур. Скульптурная группа
«Танец» была исполнена из камня в течение 1861–1869 годов. Пресса,
поддерживавшая скульпторов академического направления, плохо отозвалась
об этой группе и требовала убрать ее с фасада оперы. Лишь война 1870
года приостановила эту кампанию, и «Танец» остался на месте. Позднее
скульптурная группа была перенесена в Лувр, а на фасаде театра
установлена ее копия.
В этом произведении Карпо проявил себя
подлинным монументалистом. Благодаря выразительности силуэта и четким
скульптурным формам группа удачно связалась с архитектурным окружением.
Она с первого взгляда покоряет зрителя естественностью и динамичностью
верно схваченных движений.
Композиция группы вызывает впечатление
жизненной правдивости, естественности. В веселом хороводе кружатся
девушки, их простые милые лица далеки от классического типа красоты. В
вихре движения развеваются волосы, гирлянды цветов. А над всей группой
возвышается гений. Его поднятые вверх руки, вся фигура, полная пафоса и
динамики, как бы призывает к радости и веселью. Эта пластичная и крепкая
по форме скульптура отражает правдивое и жизнерадостное восприятие
жизни ее автором, проявившим здесь себя мощным реалистом.
Интересно, что гипсовая модель
скульптурной группы «Танец» для фасада Парижской оперы гораздо живее и
четче, чем окончательный вариант в камне. Кокетливая веселость группы,
навеянная стилем рококо, как нельзя лучше соответствует необарочной
архитектуре Шарля Гарнье. В отличие от «Полины Боргезе в виде Венеры»
Кановы, фигуры Карпо выглядят скорее раздетыми, чем обнаженными. Они
настолько фотографически реалистичны в деталях, что мы не воспринимаем
их как законных обитателей мифологического царства. Здесь «правда»
разрушила воображаемую реальность, которая ещё оставалась у Кановы.
Карпо был видным скульптором второй
половины 19-го столетия, оказавшим заметное влияние на развитие
французской пластики. При всем многообразии и неровности его
произведений творчество скульптора в целом пронизано любовью к жизни, к
человеку. Карпо не принимает господствующее в то время салонное
искусство с его фальшиво-сентиментальной патетикой. По сравнению с
мертвенно-застывшими академическими статуями, которыми были полны
официальные выставки тех лет, работы Карпо привлекают жизненностью.
Хотя Карпо по-своему направлению был
реалистом, но подражание формам действительности, чуждое всякой
идеализации, соединялось в его произведениях с глубиной экспрессии и
сильною передачей движения. Кроме уже упомянутых надо назвать и другие
замечательные произведения мастера: барельеф на павильоне Флоры, в
Тюильриском дворце, в Париже, статуи молодой девушки с раковиной и
раненого Амура, группу «Четыре страны света», украшающую собою фонтан в
Люксембургском саду, бюсты императорского принца, принцессы Матильды,
А. Дюма, архитектора Ш. Гарнье, Жерома.
|