Марино Марини, один из крупнейших
скульпторов современной Италии, родился в 1901 году в небольшом
тосканском городе Пистойя. В 1918 году Марини приезжает во Флоренцию. В
1922 году он поступает в Академию художеств. В период учебы Марино
одинаково увлекается живописью, скульптурой, сценографией и даже
архитектурой. Но постепенно скульптура становится главным занятием.
В 1929 году Марини получил место
преподавателя в художественной школе города Монца, на севере страны,
недалеко от Милана. Скульптор начинает принимать активное участие в
выставках, в основном в миланских выставках «Новенченто» («Двадцатый
век»). Кроме того, Марини — активный участник Римских квадриеннале, где и
появляются в 1935 году сразу три его произведения — «Икар» (1933),
«Ныряльщик» (1934) и «Боксер» (1935).
Все последующие предвоенные годы
скульптор много и плодотворно занимается своим любимым ремеслом,
зарабатывая на жизнь преподаванием. Уже в тридцатые годы творчество
Марини привлекает к себе внимание художественной общественности. Целый
ряд работ скульптора отмечается национальными и международными премиями,
он получает хорошую прессу. В 1941 году Марини, ставшего даже известным
и признанным мастером, приглашают преподавать в миланскую Академию
Брера. Приняв предложение, он переезжает в северную столицу Италии,
центр художественной жизни тех лет.
До войны скульптор много путешествует.
Марини бывает в Париже, Цюрихе, ездит в Германию, Грецию, но
предпочитает жить в Италии. Однако в годы войны Марини вынужден покинуть
родину — слишком невыносимой становится атмосфера в фашистской Италии,
почти невозможными условия работы. Он эмигрирует в Швейцарию в Цюрих
(1942–1946).
В годы войны Марини продолжает
работать. Он создает скульптуры «Повешенный» (1942) и «Архангел» (1943),
ставшие своеобразным реквиемом художника-гуманиста жертвам зла и
насилия. «Повешенный» с застывшими на лице следами физических мук,
«Архангел», чей изможденный облик напоминает образы заключенных
концлагерей, перерастают в емкие символы нравственно и физически
попранного человечества.
Портреты сороковых годов стали, без
сомнения, лучшими в творчестве Марини. В образах Массимо Кампильи
(1942), Артуро Този (1943), Карло Карра (1944), Эмилио Иези (1947) ему
удалось найти равновесие между портретным сходством, передачей
внутреннего мира и той степенью обобщенности, которая действительно
вводит эти портреты в «пространство человечества», по словам самого
мастера.
«Вернувшись после войны в Милан, —
отмечает в своей статье К. Мискарян, — Марини продолжает
преподавательскую деятельность, работает с удвоенной силой. В
пятидесятые годы к Марини приходит настоящая слава. Персональные
выставки скульптора с огромным успехом проходят в крупнейших городах
Европы и Америки. В 1952 году мастер получает Гран-при скульптуры на
Венецианской биеннале, его принимают в почетные члены многих
художественных академий, произведения его активно приобретаются
крупнейшими европейскими и американскими музеями, известными частными
коллекционерами. Однако столь широкое признание, необычайная
популярность никак не повлияли ни на характер, ни на образ жизни
мастера. Как настоящий тосканец, он сдержан, ироничен, живет замкнуто:
двери его загородного дома с мастерской открыты лишь для немногих
близких друзей. Марини держится в стороне от бурных дебатов вокруг
реализма и абстракционизма, которые велись в первое послевоенное
десятилетие в Италии, не подписывает манифестов.
Тем не менее такая позиция не должна
создавать впечатление, что скульптор творил в „башне из слоновой кости" и
что его не интересовал окружающий мир с его сложными проблемами. Всю
свою долгую жизнь, а Марини умер в 1980 году, он без остатка отдал
искусству, оставив огромное наследие, включающее в себя не только
скульптурные произведения, но также живопись и графику. И это наследие
свидетельствует о том, сколь глубоко и интенсивно переживал он
современность, отражая ее в своем творчестве».
Уже в довоенные годы Марини находит
свои любимые темы — это всадник, помоны и жонглеры. Выбор достаточно
традиционный. Казалось бы, по логике вещей он должен был окончательно
отгородить мастера от окружающей его жизни, сосредоточить внимание на
решении чисто пластических задач.
Но Марини не стал холодным и
рафинированным стилизатором. Искусство скульптора всецело обращено к
настоящему. Марини волновала современность, ее проблемы, судьба человека
в XX веке.
Обращаясь к образу всадника, Марини и
продолжает традицию, и вступает с ней в полемику. Скульптор смело
бросает вызов академистам — всадники Марини антимонументальны и
антигероичны. Одновременно скульптор полемизирует и с
антитрадиционалистами, считавшими эту тему безнадежно устаревшей и
исчерпавшей себя.
Можно заметить, как с каждой новой
скульптурой многочисленных всадников у Марини постепенно нарастает
драматизм образа. От решения чисто формальных задач скульптор постепенно
переходит к волнующему рассказу о трагической судьбе человека в
современную эпоху. Он развенчивает гуманистический миф о человеке как
«мере всех вещей», как герое.
Женское обнаженное тело — одна из
любимых и постоянных тем мастера. Неисчерпаемое пластическое богатство,
таящееся в женских формах, — постоянный источник вдохновения для
скульптора. Марини создал ещё до своих знаменитых помон удивительно
поэтичные, наполненные теплом, наделенные дыханием жизни женские образы:
«Спящая», «Маленькая обнаженная» (обе — 1929), «Сидящая купальщица»
(1935).
Скульптор словно пытается вдохнуть в
свои женские образы мощную силу земли. Его цель — превратить аморфную
массу в пульсирующий источник энергии. Именно поэтому Марини привлекает
тема Помоны — богини плодородия, а не Венеры — богини красоты.
К образу Помоны Марини обращается уже в
середине тридцатых годов. Много и плодотворно скульптор работает над
этой темой в сороковые годы. «Помона» 1941 года, по-видимому, воплощает
женский идеал скульптора: полнокровные, налитые формы, мощная, едва
сдерживаемая энергия, которой дышит буквально каждый миллиметр
скульптурной поверхности.
Тему помон в пятидесятые годы продолжают «Танцовщицы», внесшие в этот женский образ динамику, напряжение.
Эволюцию от гармонии к драматизму можно
проследить в жонглерах. Этот образ у Марини — поэтическое воплощение
человеческой свободы и свободы художника. Впервые в его творчестве
жонглер появляется в живописи сразу после возвращения скульптора из его
первой поездки в Париж, несомненно, сказалось влияние темы цирка Пикассо
и целого ряда других мастеров. Вскоре эта тема органично переходит в
скульптуру. Для одного из известнейших ранних жонглеров 1938 года
характерны лаконичные, но классически округлые формы, пластическая
определенность масс. В то же время здесь присутствует жесткая
архитектоника, динамика, которая выражается напряженностью позы, в
движении поднятой руки и согнутой ноги. В статуе в полной мере
проявляется способность мастера органично сплавлять самые разные
художественные принципы — этрусского искусства, античности, готики и,
наконец, роденовской скульптуры, создавая при этом нечто принципиально
новое. Этому образу присуще то особое состояние, характерное для
произведений Марини в тридцатые годы: поэтическое оцепенение,
промежуточное состояние между сном и мечтательным забытьем.
И вот, наконец, Марини создает жонглера
1946 года, который сегодня находится в Цюрихе в частном собрании. Это
один из самых трагических образов во всем творчестве Марини. Как пишет
К. Мискарян: «Все мышцы ослаблены, изуродованное, безрукое тело
безвольно обвисло, напоминая тело повешенного. Обтекаемые формы, плавный
абрис фигуры усиливают трагизм образа. Каждый раз поражает способность
Марини лаконичными средствами, традиционными в своей основе и, казалось
бы, никаких новых открытий в себе не таящими, выразить очень многое,
создать взволнованный и эмоциональный пластический рассказ. И опять, как
и в помонах, реальность решительно вторгается в поэзию, чтобы исказить
спокойствие и задумчивые черты лиц жонглеров, свести конвульсией и
судорогами гибкие тренированные мышцы их тел. И здесь скульптор
упрощает, огрубляет и примитивизирует скульптурный язык, „стирает" лица
жонглеров, превращает их в ритуальные фигурки, примитивные игрушки. И
постепенно вырисовывается образ все того же знакомого антигероя, который
с такой трагической силой был воплощен Марини во всадниках».
Мастер всегда придавал большое значение
обработке поверхности скульптуры: «Беда, если поверхность не
подчиняется общей идее. Замысел останется осуществленным лишь
наполовину, если она не вибрирует… Фактура — это природа,
чувственность». Особенно возрастает ее роль в зрелом и позднем
творчестве. Энергичная проработка поверхности, раскраска наряду с
динамизацией композиции придавали экспрессионистический характер поздним
произведениям Марини.
Помоны, акробаты и жонглеры Марини не
просто стали в пятидесятые годы символами эпохи, носителями узнаваемых
признаков времени. Они словно «столкнули» прошлое и настоящее,
гуманистический идеал и жесткую реальность двадцатого века. Диалог
прошлого и настоящего перерастает в этих темах в трагический монолог.
Источник: скульптор Марино Марини, итальянский скульптор, Флоренция, Искусство скульптора, драматизм образа |