Тоётоми Хидэёси, правитель, завершивший объединение Японии, родился в Накамуре, провинция Овари, в крестьянской семье. Он показал себя храбрым солдатом и талантливым полководцем в гражданских войнах, потрясавших Японию в середине XVI века. Из-за своей уродливой внешности он получил прозвище Обезьяна. Хидэёси служил у князя (дайме) Ода Нобунаги, владетеля провинции Овари, который к 1582 году, к моменту своей смерти, контролировал треть Японии. По разным оценкам, власть Нобунаги признавали от 22 до 30 из 66 провинций Японии. После гибели Нобунаги, смертельно раненного мятежным вассалом, Хидэёси стал правителем созданного Нобунагой государства. 9 апреля 1584 года в битве у Нагакутэ армия Хидэёси потерпела поражение от армии его главного противника Токугавы Иэясу, претендовавшего на наследство Нобунаги. В этом сражении сам Хидэёси не руководил войсками. На его стороне осталось решительное превосходство в силах. Токугава, опиравшийся всего на 5 провинций, мог выставить только 18‑тысячную армию, тогда как армия Хидэёси превышала 60 тысяч человек. В этих условиях Токугава вынужден был пойти на заключение перемирия. Хидэёси взял в приемные дочери дочь главного союзника Токугавы Ода Нобукацу, а сына Токугавы сделал заложником. В свою очередь, Токугава женился на родной сестре Хидэёси, которой для этого пришлось развестись с мужем. После заключения перемирия Хидэёси разгромил ряд бывших союзников Токугавы, в том числе монахов-воинов монастырей Нэгоро и Сайга, и подавил крестьянское восстание в провинциях Идзуми и Кии. В 1585 году войска Хидэёси покорили остров Сикоку, а в 1587 году – остров Кюсю.
В 1586 году император, признав его могущество, назначил Хидэёси своим главным министром. Фактически Хидэёси стал правителем Японии, причем его власть ничем не ограничивалась. К 1590 году он подчинил себе практически всю страну. Хидэёси проявил себя талантливым полководцем, а его войско было обильно оснащено огнестрельным оружием (пушками и мушкетами), завезенным в Японию португальцами в 1542 году. Князья присягали на верность Хидэёси и выступали на войну во главе собственных отрядов. Чтобы князья не превратились в слишком самостоятельных правителей, Хидэёси срыл все укрепленные замки. Он также ограничил права буддийских монахов и издал закон «Охота за мечами», запретивший крестьянам владеть оружием. А оружия в Японии за два века гражданских войн было накоплено с избытком. После издания этого закона в Японии наступил расцвет боевых искусств борьбы и рукопашного боя, вроде джиу-джитсу, дзюдо и карате. Хидэёси подразделил все население страны на четыре сословия: самураи (си), крестьяне (но), ремесленники (ко) и торговцы (се). Запрещался как переход из одного сословия в другое, так и свободная перемена места жительства. Хидэёси объявил вне закона пиратство, весьма распространенное в японских водах. Его идеалом стало создание такой системы правления и общественного устройства, при котором любые перемены сводились к минимуму, и существующий порядок сохранялся на века.
Хидэёси провел аграрную реформу, зафиксировав объем податей. Это повысило заинтересованность крестьян в повышении урожайности и расширении площади посевов. Хидэёси стал чеканить новые серебряные и золотые монеты, единые для всей страны. Правитель поощрял развитие торговли и ремесел, но резко ограничил заморскую торговлю.
В 1587 году Хидэёси издал указ о запрете распространения христианства. Священники-иезуиты должны были в течение 20 дней покинуть Японию под угрозой смертной казни. Хидэёси опасался, что христианские проповедники отвратят японцев от их древних богов, а в будущем новообращенные христиане могут составить серьезную конкуренцию его власти. Тогда же были распяты 26 христиан-японцев, среди которых были три мальчика – церковных служки. В то же время антихристианский указ не распространялся на купцов. Купцы-христиане по-прежнему могли торговать в Японии. Однако им запрещено было привозить на своих кораблях миссионеров. В случае нарушения запрета корабли и товары подлежали конфискации.
Хидэёси дважды вторгался в Корею и вынашивал планы завоевания Китая, реализации которых помешала его смерть в сентябре 1598 года. Еще не зная о его смерти, японские войска 30 октября 1598 года одержали большую победу над корейскими и китайскими войсками. 39 тысяч неприятельских воинов легли на поле боя. Их отрезанные уши и носы были засолены в бочках и направлены в Японию. Вблизи Киото из них был насыпан «Холм ушей». Узнав о смерти Тоётоми Хидэёси, войска покинули Корею. В 1592 году в Корее японские войска захватили печатный станок, который был затем переправлен в Японию. Так японцы познакомились с книгопечатанием. Из Кореи также прибыло немало ремесленников, способствовавших развитию ремесел в Японии.
Тоётоми Хидэёси перед смертью пожелал стать новым Син Хатиман – богом войны. Как писал португальский патер Родригес, посетивший умирающего Хидэёси, «этот тиран, жизнь которого была наполнена многими неблаговидными деяниями, решил перед смертью обратить себя в бога… Он мыслил себя богом и требовал, чтобы после его смерти люди поклонялись ему как божеству». Поэтому его тело не сожгли, а поместили в специальный саркофаг во дворце Фусими для всеобщего обозрения. После смерти Хидэёси был канонизирован в синтоистской религии под именем Хококу Даймедзим, что в переводе означает «Светлейшее божество страны изобилия». Ему наследовал его малолетний сын Хидэери. Его Хидэёси поручил попечению Токугавы Иэясу, заявив перед смертью, что отныне Токугава – отец Хидэери.
|