Великий князь киевский Владимир (Вальдемар), согласно летописному преданию, был сыном великого князя Святослава (Свендеслейфа) и его экономки Малуши (Малфред). Учитывая, что, судя по имени, мать Владимира была норманнкой, совершенно невероятной представляется версия русских летописей о ее незнатном происхождении и даже рабском положении (Нестор называет ее «рабицей»). Норманны (варяги) в Древней Руси представляли собой привилегированное сословие – князей, дружинников и купцов, и обращение в рабство норманнской женщины представляется совершенно невероятным. Святослав был первым русским князем, о котором в древнейшей русской летописи – «Повести временных лет» – имеются более-менее достоверные сведения. Прочие князья, Рюрик и Олег, хотя и восходят к каким-то реальным прототипам, жили и умерли совсем в другое время и совсем иначе, чем рассказывает летопись. Происхождение этих дат можно объяснить следующим образом. Нестор располагал лишь 865/866 годом как датой похода на Царьград. Он отсчитал от нее 7 лет и принял 859 год как время изгнания варягов. А затем уже от этой даты отсчитал три года и принял 862 год за время призвания варягов. Легенду о призвании варягов летописец, несомненно, знал, ибо она необходима была потомкам Рюрика для того, чтобы легитимизировать норманнское завоевание. Цифры же 3 и 7 наиболее адекватны человеческому мышлению и встречаются в мифах, легендах и иных фольклорных текстах всех народов Земли в качестве устойчивых повторяющихся конструкций.
Истинную же историю первых веков древнерусского государства можно представить себе примерно так. В начале IX века викинги захватили побережье Северо-Восточной Европы в районе нынешнего Новгорода и Ладоги и покорили немногочисленные племена славян, а также финнов, незадолго до них пришедших на эту территорию (славян теснили франки). Русская летопись связывает это с легендарным конунгом Рюриком (Родериком) и относит это событие к 859 году. Однако уже в 839 году к германскому императору Людовику Благочестивому прибыли послы скандинавы-русь от «хакана русов», причем их государство к тому времени уже включало, судя по сообщению Бертинских анналов, район Приднепровья с Киевом. Само слово «Русь» происходит от древнескандинавского слова «rother», что в переводе означает «гребец, участник похода на гребных судах». Точно так же «викингами» называли норманнов на Западе – от слова «вик» – «морской поход», поскольку в западноевропейские страны норманны попадали морем. В Восточную же Европу норманны шли по речному пути «из варяг в греки» и оттого были названы «русью».
Формально Владимир был незаконнорожденным сыном, однако отец признал его и, отправляясь в 970 году в поход на Балканы, оставил Владимира наместником в Новгородской земле. После гибели Святослава в 977 году в схватке с печенегами, Владимир несколько лет не высказывал притязаний на киевский престол. Он даже бежал из Новгорода в Швецию, преследуемый сторонниками киевского князя Ярополка, своего старшего брата. Бегство было спровоцировано тем, что Ярополк убил в сражении среднего брата Олега. Заручившись поддержкой шведского короля (конунга) Олафа, он вернулся в Новгород со скандинавской дружиной и восстановил свою власть в городе, выгнав оттуда наместников Ярополка. Затем он захватил Полоцк, убив союзника Ярополка князя Рогволода. Его дочь, красавицу Рогнеду, Владимир силой взял себе в жены, хотя она была посватана за Ярополка и не проявляла никаких теплых чувств к его брату, утверждая, что хочет быть женой Ярополка. В 981 году Владимир отбил у Ярополка Киев. Тот признал Владимира киевским князем, но вскоре, приехав в Киев для примирения, был предательски убит владимирскими дружинниками-варягами. В том же году Владимир совершил поход против Польши и захватил города Червень и Перемышль. В 982 году последовал новый успешный поход против балтского племени ятвягов, граничившего с Новгородской землей. После этой победы некие жившие в Киеве два варяга-христианина – дружинники, отец и сын, прежде служившие в Византии и там принявшие православие, по жребию были принесены в жертву языческим богам (жребий бросался независимо от вероисповедания как среди христиан, так и среди язычников). Позднее, после принятия князем Владимиром христианства, они были объявлены первыми христианскими мучениками на Руси. Владимир провозгласил культ бога Перуна, который должен был возглавить пантеон всех языческих богов, которым поклонялись все жившие на Руси племена. Огромная статуя Перуна была воздвигнута на священном холме во главе других племенных богов в Киеве. Однако на самом деле население продолжало поклоняться своим богам и игнорировало Перуна. Тогда для создания общегосударственного культа, призванного укрепить княжескую власть, Владимир решил опереться на авторитет одной из мировых религий. Его выбор пал на христианство византийского образца. Этот выбор не был случайным. Многие княжеские дружинники – варяги (русь) служили также при дворе византийского императора и нередко принимали в Константинополе христианство. В 988 году русские войска овладели главной византийской крепостью в Крыму Херсонесом – (Корсунью). По преданию, Владимир дал обет креститься, если все-таки возьмет крепость. Владимир выразил готовность вернуть Херсонес византийцам, но при условии, что за него замуж отдадут сестру императора Василия II Анну. Необходимым условием такого брака стало крещение Владимира, а впоследствии он объявил христианство государственной религией и заставил подданных совершить обряд крещения. Перун и другие идолы были низвергнуты и утоплены в Днепре. В Днепре же Владимир крестил основную массу киевлян. Здесь новую религию приняли довольно легко.
На окраинах же государства крещение порой встречало вооруженное сопротивление. Присланный из Константинополя митрополит Киевский Михаил вместе с епископами и дружиной, сопровождаемый дядей Владимира Добрыней, поднимался вверх по Днепру и крестил местных жителей. Серьезное сопротивление они встретили только в Новгороде, где было много язычников-норманнов. По приговору вече Михаила и его людей не пустили в город, причем новгородцы сожгли прежде построенную в городе церковь Преображения. Тогда дружинники во главе с Добрыней и при поддержке части новгородцев во главе с тысяцким Путятой силой ворвались в город, расправившись с наиболее ревностными противниками христианства. Затем новгородцев крестили в Волхове. В народе об этом сохранилась невеселая поговорка: «Путята крестил мечом, а Добрыня – огнем». Процесс окончательного искоренения язычества растянулся на несколько веков, однако уже в XI веке практически по всей территории Руси в захоронениях языческое трупосожжение сменяется христианским трупоположением, что доказывает: новая религия очень быстро, всего за несколько десятилетий, овладела основной массой населения. С принятием христианства Русь получила доступ к богатейшему христианскому культурному наследию, включая античное, и сама стала частью этого культурного мира. После крещения произошло слияние в один народ двух основных этносов Киевской Руси – собственно руси, скандинавских дружины и торгового сословия и славянского – крестьянского и, вероятно, ремесленного населения. Славянская культура была весьма развита в Византии и пришла на Русь вместе с христианскими проповедниками из Константинополя. Среди присланных из Византии на Русь священников наряду с греками было немало болгар – славян, часть предков которых были тюрками и, подобно норманнам на Руси, дали свое название народу, но сами быстро ославянились. Таким образом, славянский элемент получил решающий культурный перевес над скандинавским, и в течение XI века русская знать перешла с древнескандинавского наречия на славянское древнерусское. Последние два десятилетия своего царствования Владимир посвятил укреплению южных рубежей, которым угрожали печенеги и половцы. Он оттеснил половцев к югу, поставил укрепленные городки по рекам Десна, Трубеж и Сулла.
Владимир говорил: «Серебром и золотом не найду дружины, а с дружиной найду серебро и золото, как доискались его дед мой и отец». Он также щедро раздавал милостыню нищим и убогим как деньгами, так и продуктами. За это народ ласково прозвал князя Владимиром Красное Солнышко.
Владимир, по всей вероятности, не имел в своих жилах славянской крови и неизвестно также, говорил ли он по-славянски. Однако благодаря инициированному им принятию христианства Русь не только стала частью мировой христианской и византийской православной цивилизации, но и очень быстро превратилась в славянское государство.
Владимир скончался 15 июля 1015 года. Ему наследовал его старший сын Святополк.
|