Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 06.05.2024, 08:13:34
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
СТО ВЕЛИКИХ РОССИЯН [98]
... УКРАИНЦЕВ [100]
... БОГОВ [43]
... МИФОВ И ЛЕГЕНД [98]
... ЗАГАДОК ПРИРОДЫ [100]
... ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ [100]
... ЗАГАДОК ХХ ВЕКА [102]
... НАГРАД [100]
... СОКРОВИЩ [100]
... СОКРОВИЩ РОССИИ [101]
... ГОРОДОВ МИРА [100]
... ГЕНИЕВ [101]
... МЫСЛИТЕЛЕЙ [99]
... ВРАЧЕЙ [101]
... НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ [99]
... НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ [99]
... ЧУДЕС ТЕХНИКИ [100]
... ПСИХОЛОГОВ [102]
... АРИСТОКРАТОВ [108]
... ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ [97]
... АДМИРАЛОВ [99]
... ВОЕННЫХ ТАЙН [111]
... КАТАСТРОФ [105]
...ЗАГОВОРОВ И ПЕРЕВОРОТОВ [107]
... КОРАБЛЕКРУШЕНИЙ [109]
... ЖЕНЩИН [100]
... КНИГ [100]
... ХУДОЖНИКОВ [100]
... КОМПОЗИТОРОВ [112]
... ВОКАЛИСТОВ [101]
... АКТЕРОВ [103]
... РЕЖИССЕРОВ [101]
...ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КИНОФИЛЬМОВ [102]
... ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛЬМОВ [101]
... ИСТОРИЙ ЛЮБВИ [100]
... СПОРТСМЕНОВ [100]
... МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ [99]
... ПАМЯТНИКОВ [100]
... ХРАМОВ [100]
... МУЗЕЕВ МИРА [107]
... ЗАМКОВ [101]
... ЗАПОВЕДНИКОВ И ПАРКОВ [101]
... ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ [101]
... БИБЛЕЙСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ [101]
... ПИСАТЕЛЕЙ [101]
...ТЕАТРОВ [100]
... ПРАЗДНИКОВ [99]
...РЕКОРДОВ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ [100]
... ОРИГИНАЛОВ И ЧУДАКОВ [99]
... МОНАРХОВ [101]
... СОБЫТИЙ ХХ ВЕКА [99]
... РЕКОРДОВ СТИХИЙ [100]
... ВЕЛИКИХ ТАЙН ДРЕВНЕГО МИРА [102]
... ПОЛИТИКОВ [100]
... ПОЛКОВОДЦЕВ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ [101]
...ЭКСПЕДИЦИЙ [100]
... АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ [99]

Густав II Адольф, «Северный Лев»
Шведский король, создавший первую подлинно профессиональную армию, с которой блистал на полях сражений Тридцатилетней войны. Его отец, король Швеции Карл IX, позаботился о том, чтобы дать сыну-наследнику самое блестящее военное образование и знание науки государственного управления. В 1610 году, когда принцу исполнилось шестнадцать лет, он был послан в Голландию, где командовал шведскими войсками, действовавшими против датчан. Это был его первый боевой опыт.

В 1611 году 17-летний Густав II Адольф занял отцовский престол. При этом парламент страны высказал ему полное доверие. Королю суждено было стать великим европейским полководцем XVII века, а государственное управление он вверил в надежные руки канцлера Акселя Оксенштерна.

Густав Адольф унаследовал вместе с отцовским троном не оконченные войны с соседями – Данией, Польшей и Московским государством. Самым опасным в то время противником являлось Датское королевство, владения которого находились на юге современной Швеции. Так называемая Кальмарская война 1611–1613 годов велась за господство на водах Балтики и за Норвегию, которая тогда принадлежала Дании.

Первым успехом короля стал ночной штурм со взрывом ворот крепости Кристианополь во главе отряда в 1500 человек, не потеряв при этом ни одного человека. В ходе войны датские войска взяли шведский город-крепость Кальмар. Швеции пришлось выплатить большую контрибуцию и отказаться от территориальных притязаний к своему соседу.

Затем шведы в 1613–1617 годах успешно воевали с Москвой, в итоге полностью отрезав русские земли от побережья Балтийского моря. То есть Швеция завладела древними новгородскими землями – пятинами – на берегах Финского залива и в устье Невы. Однако королю не удалось овладеть городом-крепостью Псковом, который он осаждал с августа по октябрь 1615 года.

Затем венценосный полководец с 1621 по 1629 год победно воевал с Польшей. В сентябре первого года войны Густав Адольф овладел городом Ригой, в которой больше месяца оборонялся гарнизон из 300 поляков. В 1627 году шведы осадили город Данциг, который защищали поляки, отбившие все штурмы. В одной из ночных атак король получил тяжелое ранение.

По заключенному миру к Швеции, «злейшему врагу поляков», отошли значительные территории на южном и восточном берегах Балтийского моря. После всех этих победных военных деяний Густава II Адольфа стали величать «Северным львом». С этим прозвищем он и вошел в мировую военную историю.

Но больше всего король протестантской страны прославил свое имя в ходе Тридцатилетней войны, в которую вступил в 1630 году, противодействуя экспансии католической Священной Римской империи. К тому же Густав Адольф стремился обезопасить границы своего королевства на южном балтийском побережье и сделать Балтийское море «внутренним озером» Швеции.

Заключив союз с Францией, венценосный полководец во главе шведской армии в 16 тысяч человек в июле высадился в Померании и начал активные и успешные боевые действия против сил католических правителей. Для начала с берегов Балтики были вытеснены имперские войска. Весной 1631 года к шведам присоединились войска саксонского курфюрста Иоганна Георга.

Густав Адольф воевал на деньги Франции, которая платила ему ежегодно миллион ливров. За это шведский монарх обязывался выставить армию в 30 тысяч пехоты и 6 тысяч кавалерии, с достаточным числом полевой артиллерии. В Париже не просчитались с выбором и финансированием союзника.

Его королевская армия стала образцовой наемной профессиональной армией своего времени. Густав II Адольф продемонстрировал высокое искусство военного реформатора. Он создал армию с четкой системой командования и взаимодействия родов войск: пехоты, кавалерии и артиллерии. Основу ее составляли, помимо «природных» шведов, наемники-протестанты. Это были немцы, англичане, шотландцы и голландцы. В Швеции была введена обязательная воинская повинность для каждого молодого человека.

Армия Густава Адольфа отличалась высоким уровнем полевой артиллерии. Здесь реформатором стал королевский инспектор артиллерии Леннерт Торстенссон. В 1631 году он произвел замену медных пушек, покрытых кожей, на легкие чугунные орудия, весившие около 180 килограммов. Такие орудия отличались высокой мобильностью на поле боя, а упряжка к ним могла состоять всего из двух лошадей.

Первым сражением, в котором Густав II Адольф одержал убедительную победу, стало взятие города Франкфурта-на-Одере, который находился в руках габсбургских войск императора Фердинанда II. 13 тысяч шведов взяли город штурмом 13 апреля 1631 года. При этом имперский гарнизон потерял убитыми 1600 человек, 800 – пленными. Трофеями победителей стали 30 знамен и 18 тяжелых орудий.

22 июля того же года 16-тысячная армия короля под Вербеном сразилась с 25-тысячными имперскими войсками под командованием фельдмаршала графа Тилли. Имперцы атаковали укрепленный лагерь шведов, но не выдержали огня их батарей. После этого последовал удар кавалерии Густава Адольфа, и противник был отброшен назад. Поскольку к королю подходили свежие подкрепления, имперцы отступили от Вербена с потерей 7 тысяч человек.

17 сентября 1631 года шведская и имперская армии сошлись на поле битвы в Саксонии, у деревни Брейтенфельд близ Лейпцига. У Густава II Адольфа было 34 тысячи человек, в том числе 15 тысяч союзников-саксонцев. Кавалерия шведов насчитывала 7 тысяч всадников, а саксонцев – 4 тысячи. Союзники имели 117 артиллерийских орудий.

Граф Тилли командовал армией Католической лиги в 32 тысячи человек, в том числе 11 тысяч кавалеристов. Его артиллерия состояла из 28 тяжелых крупнокалиберных орудий.

Битва у Лейпцига началась с артиллерийской канонады. После этого имперцы атаковали правый фланг противника, где находились саксонские войска. Те не выдержали удара вражеских мушкетеров и кавалерии, обратившись в бегство. Однако шведы на своей позиции отразили натиск войск графа Тилли, которые с дистанции в 300 метров были расстреляны артиллерией. Имперская пехота обратилась в бегство.

Король Густав II Адольф в тот день праздновал большую победу: его линейная тактика торжествовала. Имперцы потеряли 8 тысяч человек убитыми и ранеными, 5 тысяч – пленными (почти все они пополнили ряды шведской армии), всю артиллерию. Потери победителей составили всего 2700 человек, из которых 2 тысячи были саксонцами.

Победа под Лейпцигом позволила Густаву Адольфу занять всю Саксонию и двинуться на католический юг Германии, в Баварию. В сражении на реке Лех 5 апреля 1632 года он вторично разбил имперские войска, при этом был смертельно ранен их главнокомандующий Тилли.

В мае шведы заняли города Мюнхен и Аугсбург, а саксонцы заняли Прагу. Однако поборы и грабежи, чинимые королевскими солдатами, вызвали восстание баварцев. Летом король покинул опустошенную Баварию и увел свою армию на север Германии. Он получил известие о том, что католики во главе с новым главнокомандующим Валленштейном выбили саксонцев из Праги и вновь вторглись в союзную шведам протестантскую Саксонию.

Летценское сражение двух армий состоялось 16 ноября 1632 года. У Густава Адольфа было 18,5 тысячи человек, у генералиссимуса Валленштейна – 18 тысяч. Преимущество в артиллерии оказалось у шведов: 15 тяжелых орудий ви 45 легких против 21 тяжелого вражеского.

Атаке королевской армии предшествовала артиллерийская подготовка. Шведская пехота оттеснила фланги противника к лесу. Тогда Валленштейн приказал поджечь город Люцен, чтобы шведы, наступая, не прошли через него. Те действительно пошли в обход, но попали под огонь неприятельской батареи. Так разворачивались события в центре поля битвы.

Тем временем шведы обратили в бегство хорватские войска имперцев на левом фланге Валленштейна. Тот усилиями трех кирасирских полков вернул себе захваченную шведами 7-орудийную батарею. Но дальше кирасиры не прошли, попав под пушечный огонь.

Чтобы помочь своим войскам, сражавшимся в центре позиции, Густав II Адольф бесстрашно возглавил атаку Смаландского кирасирского полка. Кирасир с близкой дистанции обстреляли вражеские мушкетеры, и король, которому шел всего 39-й год, был выбит из седла и сражен пулей.

Шведская армия, командование которой принял на себя Бернгард Веймарский, довела Лютценское сражение, которое прекратилось с наступлением темноты, до победного конца. Армия, контратакуя, даровала своему монарху-полководцу последнюю в его биографии победу.
Категория: ... ПОЛКОВОДЦЕВ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ | Добавил: tineydgers (19.03.2012)
Просмотров: 664 | Теги: 100 великих полководцев средневеков, реферат по НВП, полководец, реферат по истории, история войн, военная наука | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0