День 21 ноября по обычаю называли Михайловым,
посвящая его ангелу-хранителю всех христиан архистратигу Михаилу, верховному
начальнику небесной рати. Церковь почитает архангела Михаила как защитника и
борца против всякого зла. Праздник «Собора», то есть совокупности святых
ангелов во главе с архангелом Михаилом, был установлен в начале IV века.
В переводе с греческого «ангел» — вестник. При
этом ангелы как посредники между людьми и Богом, ведающие различными сторонами
жизни природы и человека, почитаются не только в христианстве, но в иудаизме,
исламе и других религиях.
Священное Писание, повествуя о явлении ангелов
различным людям, называет собственным именем только некоторых из них — видимо,
тех, которые выполняют особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. В
канонических писаниях это архангелы Михаил и Гавриил, а в неканонических —
архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил.
В начале IV века в Византии появилось
произведение, названное «О небесной иерархии», автором которого был ученик
апостола Павла Дионисий Ареопагит. Содержащееся в этом произведении учение об ангелах
тогда же было принято Церковью в качестве канонического.
Согласно этому учению, ангелы являются чисто
духовными существами и делятся на три группы и девять чинов. В первую, высшую
группу входят серафимы, херувимы и престолы. Во вторую господства, силы и
власти, в третью — начала, архангелы и ангелы.
Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на
их более возвышенное служение по сравнению с другими ангелами.
Архангел Михаил в Писании именуется «князем»,
«вождём воинства Господня». Он — главный борец против дьявола и всякого
беззакония среди людей. Отсюда его церковное наименование «архистратиг», то
есть старший воин, вождь. В книге Откровения именно он выступает в роли
главного вождя в войне против дракона-дьявола: «И произошла война на небе: Михаил
и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,
но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон,
древний змий, называемый диаволом и сатаною». С сатаной архангел Михаил ведёт
постоянную борьбу, и в конце времён, по представлениям христиан, он вместе с
Иисусом Христом нанесёт ему решительное поражение.
На иконах архистратиг Михаил обычно изображается с
огненным мечом в руке или копьём низвергает дьявола.
На Руси в этот день устраивали весёлый и сытный
праздник. Люди ходили в гости, отдыхали от повседневных забот. Хлеба ещё много,
не истрачены деньги, вырученные за продажу овса и пшеницы. И главное — все
основные работы закончены. Восточным славянам вообще было свойственно
«превращать» небесных жителей чуть ли не в родных, которые каждый день рядом,
заботятся о доме и семье, о достатке, здоровье, урожае, удачном замужестве,
благополучии.
Очевидно поэтому аграрный календарь слился в
народном сознании с церковным в единое целое. Отсюда возникло множество
наставлений и запретов, примет, обрядов, праздников, игр, развлечений. Единство
двух календарей стало не только практичной системой времяисчисления, но и
воплощением самобытного народного мировоззрения. Практически всегда с
церковными датами и праздниками были связаны различные сельскохозяйственные
приметы, а имена Божиих угодников приобрели бытовое осмысление. Так, считалось:
если на Михайлов день выпадет иней — ожидай больших снегов, а коли день
начнётся туманом — оттепели быть.
Михайлов день отмечен пословицами, поговорками,
приметами: «С Михайла зима не стоит, не мёрзнет. Михайла с полумостом. Со дня
Михаила Архангела зима морозы куёт. Михайло приехал на белом коне (говорят,
если к этому дню выпадает снег). Коли на Михайлов день да иней — ожидай больших
снегов, а коли день зачнётся туманом — ростепели быть. С Михайлова дня скот
загонялся в сараи — на зимний корм». |