В половине июня, набравшись сил, солнце достигает
высочайшей точки на небе. Это время называется летним солнцестоянием. Солнце
поворачивается на зиму и начинает всё ниже спускаться по небесной горе. Дни
убывают. Природа торопится насладиться теплом. Последний месяц кукует кукушка,
последнюю песню поёт соловей, и скоро другие певчие птицы будут молчаливо
готовиться к зиме.
День солнцестояния, который наступает 24 июня —
Иванов день, издревле считался большим праздником не только на Руси, но и у
многих европейских народов. На Руси его называли День Ивана Купалы, или Ивана
Травника.
Ночь накануне Иванова дня называлась «ночью под
Ивана Купала». Слово «Купало» означает существо сердитое, гневное, горячее и
служит эпитетом солнца. В давние времена это языческое божество странным образом
смешали с христианским праздником, посвящённым св. Иоанну Крестителю. Русский
народ в своём языческом календаре создал праздник, соединив имя святого и обряд
купания, от чего и получился день «Ивана Купалы». Он отмечался в день летнего
солнцеворота и совпадал с языческим праздником Купалы — великим днём очищения
водой и огнём. Слово «Купало» созвучно слову «купать» — погружать в воду.
В старину наши предки летний поворот солнца
справляли разжиганием костров, купанием в реках и источниках. Парни и девушки в
праздничных нарядах собирались у реки, разводили костры, устраивали хороводы. А
затем, взявшись за руки, попарно прыгали через огонь, полагая, что это избавит
их от всех зол, болезней и, главное, — дурного глаза. При этом водили
хороводы и пели:
Гори,
гори ясно,
Чтобы
не погасло.
Глянь
на небо —
Птички
летят,
Колокольчики
звенят;
Диги-дон,
диги-дон,
Убегай
скорее вон!
В некоторых местах существовал обычай прогонять
через огонь и домашний скот, чтобы защитить его от хвори. Считается, что даже
слепая змея медянка в День Ивана Купалы становится зрячей на целые сутки и
делается очень опасной.
Народное поверье гласило: кто выше прыгнет через
костёр, у того и колос хлеба уродится выше. Существовали и такие предания:
«Иван Купала — хорошие травы». Или — «Иванов день пришёл — траву собирать
пошёл».
В ночь на Ивана Купалу стар и млад шли купаться в
реки, пруды, озёра. Считалось, что вода в эту ночь имеет такую же силу, как
огонь, избавляя от всего злого, вредного, нечистого.
В Москве издревле праздновали Иванов день на трёх
горах, а в Петербурге — на Петровском острове, куда заезжала и аристократия.
Пётр Великий принимал активное участие в этом празднике. На Иванов день
разводили огни, на которых нередко сжигали белого петуха. В более поздние
времена купальный костёр заменился ворохом крапивы.
Ивановская ночь, по народному поверью, считалась
страшной ночью. Бабы-яги, колдуны и ведьмы верхом на помеле толпой летели на
Лысую гору. В это время не выпускали лошадей в поле. На окна клали жгучую
крапиву, которая не пускает нечистую силу в избу.
Именно на Рождество Иоанна Крестителя надо было
запасаться лечебными растениями. Растения должны быть сорваны на заре Иванова
дня — прежде, чем на них обсохнет роса. Известен указ паря Алексея Михайловича
от 1657 года: «На Рождество Иоанна Предтечи, июня в 23-й день, набрать цвету да
трав, мяту с цветом и дательного корня, по 5 пудов», что предназначалось для
дворцовых нужд.
Трава чернобыльник, по народному поверью, противна
ведьмам и охраняет дом от них. Пастушью сумку издавна заготавливали как
кровоостанавливающее средство. Страдающие ревматизмом собирали в большом
количестве жгучую крапиву. Для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой.
На случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу,
багульник. Нередко из них не только готовили отвар, но и окуривали больных.
Белую кувшинку называли во многих городах и сёлах
«одолень-гравой» и считали надёжным средством от разных бед и напастей. Ночью,
до восхода солнца, рвали цветы иван-да-марья. Если их положить в углы дома, то
вор не подойдёт к нему.
Существовало поверье: тот, кто хочет занять
деньги, должен положить в карман травы земляники и смело идти к ростовщику —
отказа не будет.
Только смельчаки отправлялись в Иванову ночь в лес
собирать лекарственные травы и коренья. Многие искали заветный цветок
папоротника, который открывает клады тайные, сокровища подземные. А цветёт
папоротник только один раз в году — именно в эту летнюю ночь накануне Ивана
Купалы. Сила папоротника заключалась не только в открытии кладов и сокровищ.
Овладевший им «всё узнавал, что где есть и что где лежит, что где делается,
хоть в других городах и государствах». Кто отыщет цветок папоротника —
приобретёт власть повелевать всем: он может даже знать, где скрыты клады,
пробраться невидимкой к любой красавице — словом, ничего невозможного для него
нет.
Ночь накануне Ивана Купалы Н. В. Гоголь
описал так:
«Оглянулся Петро: никогда ещё не случалось ему
заходить сюда. Тут остановился и Басаврюк.
— Видишь ли ты, стоят перед тобою три
пригорка? Много будет на них цветов разных; но сохрани тебя нездешняя сила
вырвать хоть один. Только же зацветёт папоротник, хватай его и не оглядывайся,
что бы тебе позади ни чудилось.
Петро хотел было спросить… глядь — и нет уже его.
Подошел к трём пригоркам; где же цветы? Ничего не видать. Дикий бурьян чернел
кругом и глушил всё своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед
ним показалась целая гряда цветов, всё чудных, всё невиданных; тут же и простые
листья папоротника…
Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как
будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится всё больше,
больше и краснее, как горячий уголь. Вспыхнула звёздочка, что-то затрещало, и
цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя».
С Днём Иоанна Крестителя связаны присловья и
приметы о будущем урожае — как его сохранить, к чему быть готовым в быстрые
месяцы лета: «Сильна роса на Ивана — к урожаю огурцов», «На Иванову ночь
звёздно — много будет грибов», «На Иванов день цвет, на Ильин-то день — хлеб»,
«Если в Иванов день будет гроза, то орехов уродится мало и они будут пустыми».
У татар и башкир летний праздник назывался
сабантуем, «праздником плуга». Издавна он знаменовал собой окончание весенних
полевых работ. Теперь в Казани проводится сабантуй, ставший общенародным
праздником. Тут и конные скачки, и перетягивание палки, и бег с полными вёдрами
воды на коромысле. |