Коран
— главная книга жизни мусульман
С
небесной книги список дан
Тебе,
пророк, не для строптивых;
Спокойно
возвещай Коран,
Не
понуждая нечестивых!
Почто
ж кичится человек?
За
толь, что наг на свет явился.
Что
дышит он недолгий век.
Что
слаб умрёт, как слаб родился?
За
то ль, что Бог и умертвит
И
воскресит его по воле?
Что
с неба дни его хранит
И
в радости и горькой доле?
(А. Пушкин)
Ислам, возникнув в VII веке в Аравии, сыграл
огромную роль в мировой истории и культуре. Ислам является не только
религиозным учением, но и сводом правил, касающихся всех сторон жизни человека
и его взаимоотношений с другими людьми.
Через пророка Мухаммеда людям был ниспослан Коран
— основа мусульманской религии. Краткий символ веры ислама устанавливает: «Нет
бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк Его». Мусульмане верят в единого Бога —
Аллаха. У Аллаха существует 99 имён: Царь, Священный, Могущественный, Знающий,
Справедливый, Кроткий, Всепрощающий, Вездесущий, Великий, Благородный,
Высочайший, Обладатель величия и щедрости, Вечный, Правильный, Терпеливый…
Мусульманские общины существуют более чем в 120
государствах мира. Наиболее крупные по численности мусульманские общины
находятся в Индонезии, Индии, Пакистане. Во всех странах Северной Африки,
Западной Азии (кроме Кипра, Ливана и Израиля), в целом ряде государств
Юго-Восточной и Центральной Азии, во многих страх Африки южнее Сахары. Крупные
общины мусульман существуют в Европе, Америке, Австралии.
Около 90 % мусульманского мира составляют
мусульмане-сунниты. Название «суннит» происходит от термина «Сунна». Так
называется книга, содержащая высказывания пророка Мухаммеда и описание его
поступков, кодекс норм общественной жизни и толкования Корана, религиозного
культа и права. Основу всей религиозной и общественной деятельности суннитов
составляют хадисы — высказывания пророка и сообщения его сподвижников о его
учении и образе жизни. Во всех исламских странах сунниты составляют большинство
населения, за исключением Ирана, Ирака, Азербайджана, где основное население —
шииты. По мнению последователей этого течения, шиитский ислам древнее
суннитского и строже придерживается установления пророка и четырёх первых
халифов — преемников Мухаммеда. Последним истинным халифом шииты считают Али
(656–661), убитого членом секты хариджитов. Шииты отвергают суннитский принцип
«единодушного мнения общины» — иджму, и заменяют его учением об имаме —
духовном вожде, ведущем своё происхождение от Али.
Пять основных религиозных правил ислама включают:
символ веры, молитву, пост, налог в пользу бедных и паломничество в Мекку. Свод
правил поведения на все случаи жизни у мусульман называется шариат. Это слово
происходит от глагола «шараа» — «наставлять на прямой путь». Он содержит не
только юридические, но и нравственные нормы.
Молитва совершается пять раз в день в определённые
часы: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в
начале ночи. Существует предание: когда Мухаммед во время своего чудесного
путешествия из Мекки в Иерусалим был вознесён на небо, Аллах заповедовал
мусульманам пятидесятикратную ежедневную молитву, но потом смилостивился и
сократил её число до пяти.
Наряду с другими довольно многочисленными запретами
в исламе существует ряд пищевых запретов. Например, такой обычай: обезглавив
предназначенную для еды птицу, её отпускают, чтобы она била крыльями, пока не
вытечет вся кровь, — это объясняется тем, что мусульманам запрещено
принимать в пищу кровь животных. Кровь из тела забитой птицы или другого
животного, предназначенного для еды, должна истечь максимально.
Безусловное табу для мусульман на свиное мясо.
Даже посуда, если в ней когда-то готовилась свинина, подлежит уничтожению.
Коран порицает, но не запрещает обычай есть конину. Арабы, персы, турки не едят
конины, но те народы, которые разводят лошадей — татары, казахи и другие,
считают конину одним из лучших видов мясной пищи, а кумыс — молоко кобылицы —
излюбленным напитком.
В шариате ничего не говорится о ложках и вилках,
зато подробно описывается, как правильно есть руками. Еду и питьё полагается
брать только правой рукой, тремя (или больше) пальцами, но никак не двумя.
Резать ножом запрещается — иначе Аллах «урежет пишу». Это объясняется тем, что
хлебом на Востоке всегда были лепёшки, которые удобнее ломать, чем резать.
Если рождается мальчик, то, как правило, режут
барана, если девочка — то овцу. Важным считается — какое имя дать ребёнку.
Хорошими считаются имена пророков, о которых говорится в Коране: Ибрахим,
Исхак, Юсуф, Муса, Ильяс, Сулейман. Нарекают детей и в честь сподвижников и
родственников пророка: Омар, Осман, Али, Хасан, Хусейн, Фатима, Амина. Мухаммед родился в Мекке 12-го числа месяца
рабиуль-авваль, в год Слона (по лунному календарю). Он происходил из храброго и
знаменитого племени Курайш. Дед его, Абд ал-Муттатиб, был старейшиной племени,
хранителем Каабы, то есть очень почитаемым человеком. Отец его Абдулла бин
Абдул Мутталиб, умер, так и не увидев своего сына. В течение 4 лет Мухаммед жил
обычной жизнью мальчика из кочевого темени в аравийской степи, куда увезла его
из Мекки кормилица Халима из племени Бану Саад. С матерью Аминой мальчику было
суждено прожить всего два года. В 6 лет он остался полным сиротой. Вначале
воспитанием будущего пророка занимался его дед Абд ал-Мутталиб, а после его
смерти — дядя Абу Талиб.
В семье дяди Мухаммед вёл относительно
самостоятельную жизнь, присутствуя при обсуждении важнейших общественных дел,
при спорах на религиозные и моральные темы, при рассказах о торговых
путешествиях, о приключениях в далёких странах, о преданиях старины и обычаях
разных племён и народов. Всё это способствовало его духовному развитию.
О своём детстве и юности Мухаммед говорил
впоследствии просто и лаконично: «Я был сиротой». Сирота достигает зрелости
раньше других детей. Он чувствует страдания сирот и сопереживает им в жизни. В
возрасте 12 лет Мухаммед совершил своё первое длительное путешествие с
караваном своего дяди Абу Талиба в Сирию, выполняя посильную для своих лет
работу. Продолжительное (полгода) и увлекательное путешествие позволило
подростку познакомиться с разнообразными ландшафтами его родины — Аравии, ближе
познать жизнь простого народа.
Примерно к 20 годам Мухаммед начал совершенно
самостоятельную жизнь, без формальной опеки Абу Талиба. К этому времени
полностью определился род его занятий — он был человеком, сведущим в торговле,
умел водить караваны, нанимаясь к зажиточным торговцам в качестве приказчика,
проводника караванов или торгового агента. По словам арабских историков,
Мухаммед слыл человеком безукоризненной репутации, отличался прекрасным
характером, честностью и добросовестностью, умом и сообразительностью,
верностью данному слову.
В 25 лет Мухаммед женился на богатой вдове
Хадидже, дочери Хувайлида. Брак их оказался на редкость счастливым. Хадиджа
стала для своего мужа не только любимой женой, но и лучшим другом, советчиком и
помощником на его трудном поприще пророка. Она родила ему детей: Касема,
Абдуллу, Зейнаб, Рукаю, Ум-Кульсум и, наконец, Фатиму-захра («прекрасную»,
«блестящую»). К огромному горю родителей, сыновья их умерли в детстве, а дочери
ещё при его жизни, после замужества. Только Фатима пережила отца на 6 месяцев.
Ещё во время торговых путешествий, наблюдая
религиозные верования разных народов, особенно иудеев и насара (христиан),
сравнивая их с идолопоклонством своих единоплеменников, Мухаммед отмечал
положительные и отрицательные качества этих религий. Он много размышлял о вере,
о Боге и окончательно пришёл к выводу, что Бог (Аллах) — один, и никакой
идол не может его заменить. Сделанный руками людей, идол не может исполнять
функции Аллаха. Поэтому язычество (поклонение идолам) — преступление перед
единым Богом.
Мухаммед молился Всевышнему в полном одиночестве.
В молитве он находил, по собственным словам, «истинное наслаждение». Озарения,
которые периодически осеняли его, позволяли всем своим существом чувствовать
живое присутствие Бога в мире и в себе самом. Это наполняло Мухаммеда чувством
счастья и приводило к стремлению всеми способами углубить и упрочить веру в
Бога. А для этого требовалось постоянное очищение движений души, мыслей, слов и
поступков: пост, молитва и созерцание.
«Соединение верующего с Богом возвышением духа»
возможно, как считал Мухаммед, лишь в молитве. И он проводил в молитве треть
или даже половину ночи, не считая дневных молитв. Излюбленным местом молитв и
размышлений Мухаммеда являлась расположенная в нескольких часах ходьбы от Мекки
гора Хира (пустынный каменистый холм), где он чаще всего проводил весь месяц
рамадан. В конце третьего года непрерывных молитв и религиозных исканий его
труды увенчались успехом: к нему снизошло первое откровение Бога. В одну из
ночей месяца рамадан 610 года сорокалетнему Мухаммеду на горе Хира впервые
явился некто могучий и приказал ему — неграмотному! — читать, а когда
Мухаммед отказался, сам прочёл ему пять строк и приказал повторить их, и строки
эти врезались в сердце Мухаммеда: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил
человека из сгустка. Читай!» Пять коротких строк, продиктованных Мухаммеду в
одну из ночей рамадана (эта ночь в дальнейшем получила название Ночи Свершения,
или Ночи Могущества), содержали важнейшие сведения о сущности Бога и Его
отношении к человеку. Бог в них определён как всемогущий Творец, ни на секунду
не покидающий мир в своей творческой заботе — творить сложное, совершенное и
прекрасное. Пример его особого всемогущества — создание самого сложного и
совершенного существа на земле — человека. Щедрейший Бог является основным
источником знания для человека, и это знание нисходит к человеку в виде
«писания».
Откровение, полученное на горе Хира, окончательно
убедило Мухаммеда в правильности сложившихся у него религиозных представлений,
он уверовал в их истинность так же, как в свою пророческую миссию. Первой
приняла новую веру жена Мухаммеда Хадиджа, а затем его двоюродный брат и
воспитанник Али и приёмный сын Зайд. Самые близкие люди без малейших колебаний
последовали за Мухаммедом, уверовав глубоко и на всю жизнь.
На первых порах проповедь новой веры проводилась
втайне. Распространение учения шло очень медленно: за три года Мухаммед
приобрёл всего около 40–50 сторонников. Из них он создал религиозную общину
(умму), прочно сцементированную взаимным побратимством и всецело преданную ему,
Мухаммеду, — духовному главе, пророку и посланнику Атлаха. За эти три года
никаких новых откровений Бог не посылал. И только в конце 613 года, когда
Мухаммед, закутавшись в плащ, лежал в беседке, снова прозвучал голос Всевышнего:
О
завернувшийся!
Встань
и увещевай!
И
Господа твоего возвеличивай!
И
одежды свои очисть!
И
скверны беги!
И
не оказывай милость, стремясь к большему!
И
ради Господа твоего, терпи!
Полученное откровение содержало прямое приказание
начать публичную проповедь веры. Первую публичную проповедь Мухаммед провёл с
холма ас-Сада в центре Мекки перед многочисленной толпой горожан, но она не
имела успеха, а когда Мухаммед объявил себя посланником Аллаха, на него
посыпался град насмешек. И так повторялось каждый раз, когда появлялся Мухаммед
со своей проповедью. Курайшиты не хотели признавать всемогущего Аллаха. Всю
систему доказательств, выдвинутую Мухаммедом — сотворение Богом земли,
человека, животных и т. д., — они считали несерьёзной.
Идолопоклонники требовали от него чудес, которые подтвердили бы его
превосходство и степень достоинства перед Богом. Мухаммед же считал главным
чудом новой веры Коран.
Несмотря на ожесточённую полемику Мухаммеда и его
немногочисленных сторонников с курайшитами-идолопоклонниками, обстановка в
Мекке в течение первого года после начала публичной проповеди новой веры
оставалась мирной. Но когда Мухаммед от прославления единого истинного Аллаха
перешёл к прямым нападкам на языческих богов, которых почитали в храме Кааба,
это вызвало переполох в Мекке. Курайшиты поняли, что против мусульман нужны
решительные действия. Мухаммеду и его сторонникам запретили молиться вблизи
Каабы; мекканскими верхами была организована травля Мухаммеда и его
сторонников. Были случаи, когда Мухаммеда и других мусульман забрасывали
камнями и грязью, а соседи украдкой выливали помои и нечистоты у порога его
дома. Мухаммед жил в атмосфере неслыханных унижений, от которых его не в
состоянии были защитить сторонники его учения, но пророк нашёл выход из
создавшегося трудного положения — поселился там, где можно было добыть себе
пропитание и укрыться от злобы курайшитов.
Так 83 мусульманина поселились в Эфиопии. Это была
первая хиджра — первое переселение мусульман. Произошло это событие в 615 году,
через 5 лет после начала проповеднической деятельности Мухаммеда. Но сам
Мухаммед всё ещё оставался в Мекке. И только в 622 году он сам со своими
близкими совершил хиджру в Медину, не выдержав всех притеснений, насмешек,
преследований, которые его сопровождали в Мекке и её окрестностях.
Год переселения (хиджры) стал началом
летоисчисления для всех мусульман, а группа переселившихся в Медину сторонников
Мухаммеда получила наименование мухаджиров, совершивших Хиджру. С Хиджрой
пришёл конец слабости и унижению, и началась эпоха величия и мощи ислама.
Укрепившись в Медине, посланник Аллаха приступил к созданию своего могучего
государства. Главной его целью было объединение всех арабских племён, погрязших
в язычестве и бесконечной междоусобной борьбе, в единый народ, преданный исламу.
В начале 624 года был составлен и принят документ, получивший название
«Конституция Медины». В этом документе, который дошёл до нас в подлиннике,
впервые было определено положение Мухаммеда в Медине и принципы, на основе
которых осуществилось превращение разноплемённого населения оазиса в единый
народ. Мухаммед не назван правителем, он признан пророком — человеком,
получающим откровения от Аллаха. Медина стала сильным мусульманским центром
(через несколько лет она станет столицей и главным торговым центром всех
покорённых земель). Здесь была построена первая мечеть, где мусульмане молились
все вместе. Слава о Мухаммеде и его вере распространилась далеко за пределы
Медины. Но Мекка, которой правил мстительный Абу Суфиан, по-прежнему была
враждебна мусульманам. Мухаммеду во главе мусульманского войска пришлось
участвовать в разных военных конфликтах (сражения при Бадре и Ухуде), чтобы
образумить курайшитов военной силой и доказать им могущество Ислама. В 630 году
Мухаммед торжественно въехал в покорённую им Мекку. Племенная знать курайшитов
сочла за благо не продолжать спор. Храм Кааба в Мекке стал главной святыней
ислама.
Пророк умер в 632 году в Медине, где и похоронен.
Праздник рождения пророка Мухаммеда — маулид (или
маулуд) ан-наби отмечается 12-го рабиуль-авваля. Маулид отмечается во всём
мусульманском мире. В его ходе обязательным элементом является декламация
стихов, прославляющих пророка, и рассказы о его жизни.
Жизнеописание пророка стало в ранней мусульманской
литературе и историографии особым жанром. Этот жанр получил название «сира»,
что означает «дорога», «путь», «образ жизни». Основу его составили хадисы
(собрания текстов, содержащих высказывания Мухаммеда).
|