В Малайзии пост месяца
рамадан завершается главным торжеством года — Праздником перерыва (Хари райя
пуаса), который приходится на 1-й день 10-го месяца по арабскому календарю —
месяца шавал (другое название праздника — Идль Фитри (Ид аль-Фитр)). Хари райя
пуаса — праздник разговенья после великого поста и рождения новой луны —
равнозначен китайскому Новому году. Рождению новой луны в последнюю ночь поста,
ночь, которая считается у мусульман «благословенной» предшествует обряд её
«встречи»: луну высматривают на небе, ловят её отражение в воде, вознося хвалу
Аллаху. С появлением луны на небе воздух буквально взрывается от боя барабанов
и треска петард; воцаряется всеобщее ликование. Причём 1-й день 10-го месяца,
месяца шавал, отмечают не только малайцы, но и все индонезийцы, независимо от
их религиозной принадлежности: в Индонезии это самый массовый и радостный
общенациональный праздник.
С рождением новой луны
запрет на еду и питьё отменяется, все радостно предаются веселью, обмениваются
подарками, поздравляют друг друга. Повсюду слышны пожелания счастья и
благополучия. С восходом солнца толпы народа направляются в мечеть на молитву;
по окончании молебна, нарядившись в лучшие одежды, идут в гости, совершают
визиты на кладбища, навещают родственников. Первый день месяца шавал — это день
восстановления родственных связей, самый значительный семейный праздник; те,
кто работают в городах, в этот день возвращаются домой в деревню; к этому
периоду приурочивают отпуск; на это же время приходятся каникулы в школах и
других учебных заведениях.
Празднование длится три
дня. К нему готовятся заранее, убирают и украшают жилища, обновляют по
возможности обстановку, покупают новую одежду, запасаются продуктами. Для менее
зажиточных слоёв населения Хари райя пуаса предоставляется возможность наесться
досыта: на рынках по сниженным ценам продаются рис, мясо, мука. Неимущие могут
в эти дни рассчитывать на подаяние (пища и одежда) за счёт специально выделяемых
правительством субсидий и частных пожертвований, а также за счёт податей закят
и рах, обязательных для имущих мусульман.
В прежние времена в 1-й
день месяца шавал перед народом появлялся правитель, выносились королевские
регалии, которые молва наделяла чудодейственной силой, толпе раздавался рис.
Однако постепенно всё это исчезло из практики празднования малайского Нового
года, хотя и сейчас в некоторых штатах Малайзии султан выставляет дворцовый
гамелан или администрация на местах арендует оркестр хадро.
В деревнях подготовка к
праздничному пиру начинается уже в последнюю неделю рамадана: рассылаются
приглашения, готовятся праздничные угощения в виде традиционных сладостей додол
и блюда кетупат, сушится мясо.
За три дня до начала
празднества женщины собираются для приготовления праздничного стола: трут
пряности, чистят кокосы, овощи. За день до начала торжества готовят мясные и
рыбные блюда, назначают людей для доставки воды, мойки посуды и т. д. Рис,
как правило, приносят с собой участники празднества и готовят в тот же день, а
не заранее. На празднование может явиться до нескольких сотен человек, и все
будут накормлены, «обретут радость в общении друг с другом».
Главный праздник года,
наиболее значительный семейный праздник, не может обойтись без танцев и музыки.
Самыми любимыми танцами являются ронггенг, гамбонг и особенно джогет, во время
которого танцовщица вызывает партнёра из публики. Все желающие могут принять
участие в общем танце менари, не ожидая особого приглашения. О высокой и утончённой
культуре малайцев, впитавшей индо-яванские традиции, свидетельствуют
сохранившиеся до настоящего времени в ряде районов старинные танцы,
исполнявшиеся обычно при дворах султана профессиональными танцовщицами.
Основные музыкальные инструменты — барабан, тамбурины, гонги и разного вида
ксилофоны, а также разнообразные духовые (типа кларнета и флейты).
Большой популярностью в
праздничные дни пользуются театрализованные представления борка и театра теней,
борьба берсилат, игры в мяч, шахматы, шашки (у малайцев есть свой вариант
шашечной игры, при котором дамки движутся не по диагонали, а по прямой). Широко
распространены азартные петушиные бои и бои сверчков.
Особенно популярны, и в
первую очередь среди детей и подростков, запуск и борьба воздушных змеев на
освобождённых после жатвы урожая рисовых полях. Искусно разукрашенные,
разнообразные по форме воздушные змеи, флагманы сухого сезона и провозвестники
северо-восточного муссона, становятся предметом азартных сделок. Чтобы одержать
победу, зачастую прибегают к различным уловкам, например обклеивают хвостовую
часть или верёвку воздушного змея толчёным стеклом, которое может «поранить»
бумажного соперника. С таким же азартом проходят бои на саблях, соревнования
волчков, гонки парусных и гребных лодок.
|